Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ:

XXI век

Общая характеристика эпохи: Частное время.

Антигуманизм (фундаментализм, реакция).

Спорные точки: Отключение от жизни "овощей". - Гомосексуализм. - Эвтаназия. - Школа. - Мир без верховенства старших. - Жажда старших. - Мир без регистрации. - В защиту либерального христианства.

Отдельно о церковных институтах.

Ислам и христианство. Потребительское общество. -

Реакция католическая: двойной стандарт к диктаторам и деммократам.

Экспансия Московской Патриархии за границу России.

* * *

"Ради мира" жали руку Гитлеру... "Ради мира" жмут руку Путину... Дело даже не в том, что такое пожимание рук - как благословение на войну. Мир в принципе не на вершинах деспотической власти творится, а в душах тех, кого деспотизм отсёк от власти. Впрочем, к Папе у меня претензии минимальные. Политиканство Ватикана - лишь следствие реакционных политических устремлений низовых католиков. Когда политика судят не по тому, за свободу он или нет, а по тому, за запрет он абортов или нет, это больное сознание. И не надо делить свободу на политическую и не политическую - любая свобода имеет политическое измерение.

Совершенно не обязательно Папе критиковать Путина или хотя бы выступать против вторжения России в Украину. Просто уклониться от встречи. Просто промолчать...

 

*

В Казахстане в феврале 2012 г. впервые оштрафовали баптиста Алексея Асетова за собрания верующих у него на квартире. Впервые - после введения нового закона, запрещающего молитвы на дому. Асетов сапожник, у него десять детей, штраф составил 3275 долларов (475 тыс. тенге). Одновременно судья "запретил" общину - которую, впрочем, и не разрешал.

*

С архиантисемитами греческими вышло забавно. Синод Элладской Церкви в 2010 г. выпустил заявление, где очень дипломатично заявил, что Грецией теперь управляют некие "кредиторы". Но тут митр. Пирейский Серафим на греческом ТВ выболтал то, что у умных архиереев на уме: Ротшильд и другие мировые сионисты хотят поработить Грецию, в том числе, путём замены брака - однополыми связями.

«Адольф Гитлер был инструментом в руках мирового сионизма, и дом Ротшильдов финансировал его с единственной целью: убедить евреев покинуть Европу и создать в Палестине свою новую империю. ... Евреи, такие как Ротшильд, Рокфеллер и Джордж Сорос, властвуют над мировой банковской системой, которая в свою очередь управляет глобализацией. ... Мировое еврейство повинно во всех наших экономических бедах».

Европейцы ахнули, греческие политики рассыпались перед ними в извинениях, но архиерей не воробей - прочирикает, не поймаешь... И тут как раз новость: греческое правительство подарило афонским монахам пару миллионов евро. Ротшильдовские, чай - чтобы монахи в экуменизм обратились. Ну, дудки! Наши монахи как Шариков - деньги возьмут, а жертвователю в лицо плюнут и афедроном выйдут.

На этом фоне как-то спокойнее читать тезисы израильского публициста о том, что на Манежной площади бушевали антисемиты и что проблемы у Обамы - это хорошо, он не будет мешать Израилю защищать от палестинских арабов свои "жизненные интересы". Конечно, к тем евреям, которых спасала мать Мария и на которых набросился владыка, эти интересные евреи имеют такое же отношение как Владимир Путин к Владимиру Красное Солнышко, - некоторое отношение имеют, но не совсем то, на котором настаивают - но всё же...

*

Одна принципиальная противница хождения в храм очень обиделась, что её назвали представительницей большинства. Она живёт столетней давности стереотипами: большинство людей "церковные", то есть, не отрицают принципиально необходимости внешних проявлений религиозности.

Три радикальных изменения произошли в мире за сто лет.

В начале XXI века большинство людей на планете стали жить в городах (началось в середине XIX века, когда в Англии количество горожан превысило количество крестьян).

В начале XXI века потеряло смысл выражение "присоединиться к большинству", т.е., "умереть". Из-за демографического взрыва количество людей, живущих на земле, превысило число умерших. Видимо, ненадолго - ведь живущие обладают свойством умирать.

Наконец, количество людей, отвергающих религию как обязательный институт, не посещающих никаких церквей, превысило количество верующих и религиозных людей. Не стоит отождествлять это с первым изменением (горожан больше, чем крестьян). Ведь многие современные религии, прежде всего, христианство, зародились именно в городах и без городов немыслимы, в отличие от древних религий, крепко связанных с аграрным обществом.

ШКОЛА

В Испании 51 тысяча католиков - родителей и учителей - обратились в Верховный суд с протестом против нового школьного курса. Курс предназначен для учеников с 11 лет, рассчитан на 4 года. Епископская конференция Испании заявила, что курс во многом противоречит учению Католической Церкви и "подлинному гуманизму". Особенно не понравился "моральный релятивизм" и "гендерная идеология". Католики утверждают, что курс придумало социалистическое правительство, чтобы "индоктринировать" учеников секулярными ценностями. В качестве единственного примера агентство "Зенит" приводит (считая достаточным) желания изменить отношения учеников к гомосексуальности (на толерантное, очевидно). Детей якобы учат выбирать один из семи полов, следуя собственным желаниям.

Ясно, что здесь те, кто боятся "индоктринации", сделали страшилку из вполне безобидной вещи. Физически есть три пола: мужской, женский, гермафродиты. Психологически же можно говорить о семи, прибавляя к двум обычным транссексуалов и транссексуалок и три типа гермафродитов (считающих себя мужчина, считающих себя женщинами и считающих себя просто гермафродитами).

11 февраля 2009 г. Верховный суд Испании отверг иск, постановив, что религиозные или моральные соображения не могут быть причиной для освобождения ученика от изучения курса. Суд, однако, указал, что родители могут требовать изъятия из курса той или иной части, которую они считают "индоктринацией" своих детей, и что государство не имеет право предлагать учащимся такие решения моральных вопросов, по которым в испанском обществе ещё не сложилось консенсуса.

Судья Хуан Хосе Гонсалес Ривес пояснил, что проблема заключается в том, как определить границу между "обучением" и "индоктринацией". Очевидно, что эту границу в принципе определить невозможно, как невозможно определить границу между эротикой и порнографией, между войной и терроризмом, смертной казнью и убийством. Ведь тут спор идёт не о сущностях, а лишь о согласии общества относительно употребления тех или иных слов.

МИР БЕЗ ВЕРХОВЕНСТВА СТАРШИХ

Польский социолог Пшкемыслав Зелинский: взрослые полагают, что молодёжь ценит в них коммуникабельность, а молодёжь заявляет, что ценит во взрослых интеллигентность, компетентность. Разрыв в ответах – около 30%. Это означает, что взрослые недооценивают интеллект молодёжи, считают необходимым выглядеть глупее, чем они есть («подстраиваться»), прибегать к упрощениям на занятиях («Новая Польша», №10, 2008, С. 3). Но упрощение перерастает в халтуру. Взрослые считают, что молодёжь восхизается Войтылой и Ратцингером, а среди школьников и студентов этими персонами восхищаются 3,5% и 5%. Более того, взрослые лгут самим себе, потому что лишь для 16% взрослых поляков важны Бог и религия (С. 4).

Социолог Барбара Фатыга: «Вот уже не один десяток лет мы знаем, что имеем дело с формирующимся новым миром. Он требует иного типа межчеловеческих взаимоотношений, без анахроничного верховенства старших» (С. 4). Я бы добавил: вообще без верховенства. Речь не идёт о «короле Матиуше», когда дети начинают верховодить. Просто «верх» исчезает. Фатыга: «Настоящий авторитет заключается в том, что чьи-то достоинства признаются добровольно. Фальшивый авторитет возникает там, где есть хотя бы тень принуждения» (С. 6). «Не зацикливаться на принуждении и авторитаризме, а выбрать обмен ресурсами и сотрудничество» (С. 7).

ЖАЖДА СТАРШИХ

В Одессе 22 февраля 2009 г. во время всенощной в православном храме сумасшедший зарезал себя, причём разделся донага, и удар нанёс в сердце, склонившись над ракой с мощами преп. Кукши. Кровь брызнула на раку. Ужасна реакция "православного":

"Все присутствующие были шокированы произошедшим – ведь совершено осквернение святыни! Враг рода человеческого подослал своего адепта для кощунства в православный храм. Богослужение завершили уже в другом храме монастыря – свт. Николая. ... Просим церковное начальство, священство и монашество дать духовную, богословскую оценку этого неслыханного происшествия в свете всеобщей апостасии и явных признаков последних времен".

Кто более грешен: несчастный психопат, который убил себя, или те, кто до такой степени озлоблен и параноик, что уже не в силах сочувствовать погибшему? Для кого благочиние богослужение, охранение материальной святыни от кощунства важнее человеческой жизни? Ведь нормальный человек написал бы: "Все присутствующие были шокированы произошедшим - ведь погиб человек там, где собираются во имя Жизни! Все мучительно думали: почему вид молящихся не остановил и не исцелил несчастного?"

Позднее епархиальная служба опровергла сообщение о том, что трагедия произошла около раки, что кровь брызнула прямо на мощи, что раздевался донага. Паранойя не только отреагировала параноидала - она выдумала то, на что отреагировала.

*

В Финляндии в 2009 г. запретили в священнослужении православного священника Митро Репо (род. в 1958) за то, что он стал депутатом Европарламента.

Православных в Финляндии - один процент, и только Репо был популярен, причём именно как проповедник. Его отец и его дед были тоже священниками, он подростком успел поучиться в Париже иконописи у известного искусствоведа Успенского. Седьмой из тринадцати детей.

Один из братьев Репо покончил с собой, и о. Митро особенно с тех пор интересовался проблемами суицида, психологией. Он написал несколько книг - в том числе, о самоубийстве, о причинах трагедий, когда школьники начинают стрелять в одноклассников. Его постоянно приглашали на радио и телевидение. Баллотироваться в европарламент его тоже пригласили - сразу несколько партий. Он выбрал социал-демократов.

В оправдание своего решения Репо ссылался на кипрского митрополита Макариоса, который не просто "участвовал в политике", а попросту был политиком. Упоминал он русский опыт времени демократии - 1917 и 1990 года. Отец Александр Мень активно помогал о. Глебу Якунину пройти в парламент.

Финский монах Серафим, профессор богословия, так отозвался о решении иерархии:

"У нас больше нет посла в гостиных Финляндии. ... В современном мире никого не слушают только из-за его церковного сана. СМИ дают трибуну тому, кто может говорит кратко, радостно, остро. ... Раньше православная церковь была чем-то светлым. Теперь православная церковь - это артель, где ссорятся между собой".

 

МИР БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ

"Свободное падение", - так Адольфо Бекар назвал статью о статистике католических орденов и конгрегаций. В 1965 году общая численность их составляла 215 тысяч человек, в 2005 году - 137 тысяч. У четырёх конгрегаций численность выросла, и даже значительно - если считать в процентах. Но как раз тут проценты не помогают, а мешают понять происходящее. Очень маленькие сообщества стали чуть больше - "Легионеров Христа" стало не 245, а 1917 - а процент огромный. Важнее другое: 36 тысяч иезуитов сократились до 19 тысяч, францисканцев было 27 тысяч, стало 16, салезианцев было 22 тысячи, стало 16 тысяч. Из знаменитых стоит упомянуть бенедиктинцев (12:8) и доминиканцев (10:6).

Ясно, что к одному фактору сводить такое падение неразумно. Вряд ли даже стоит делать вывод о падении религиозности. Интереснее сопоставить это с параллельным "падением": сокращается число зарегистрированных браков. Ведь "равночестность" брака и монашества, пожалуй, прежде всего в том, что там и там есть возможность приносить пожизненные обеты или - не приносить. Жить от дня ко дню.

Нетрудно предположить, что монахов становится меньше, потому что потенциальные монахи недовольны политикой церковного руководства. Но ясно, что браков становится меньше по другой причине - тут ведь руководства никакого нет. Может быть, люди видят изъян в самом принципе - обещать что-либо за себя-будущего? делать личное социальным?

Американский Центр контроля и предотвращения заболеваний дал статистику: в США в 2007 году родилось 1,7 млн. детей вне брака – на четверть больше, чем в 2002. В итоге, в 2007 году 4 из 10 детей в США родились у незамужних женщин. Рост идёт не среди подростков, а среди женщин старше 20. В 1970 г. доля тинейджеров среди рожавших вне брака была 50%, сейчас 23%. Сейчас 40% женщин на третьем десятке рожают вне брака. Старше 30 лет вне брака рожает 1 женщина из 6 (было в 1970-м году одна из 12).

В Европе в целом процент ниже, но в отдельных странах выше: во Франции 51%, в Швеции 54%.

В Англии количество регистрируемых браков сократилось на четверть с 1991 г. (321 тысяча). Продолжает расти средний возраст вступления в брак (31 год у мужчин, 29 у женщин). Сокращается число церковных браков (около четверти от общего числа).

С 1971 по 2008 г. количество традиционных семей с детьми сократилось с 52% до 36%.

При этом католические энтузиасты утверждают, что наука якобы утверждает, что дети из семей без регистрации («нестабильных», вдвое чаще распадаются) подвержены больше риску раннего секса, наркомании и т.п. Не говоря уж о том, что это всё надо перепроверять, объяснения ведь могут быть различные. Может, это болезнь роста?

И уж вовсе странным кажутся жалобы на то. что в Англии люди, живущие в зарегистрированном браке, платят больше налогов, чем воспитывающие детей в одиночестве матери. Неужели было бы лучше, если бы за регистрацию доплачивали? Добродетель несёт награду в себе. Иначе получается, что христиане рассуждают подобно социалистам. Но нельзя же одновременно верить в награду на небесах и требовать - в порядке социального прогресса - ещё и наличными тут, на земле. Награда на небесах - лично для себя, наличными - тоже для себя, но во имя общества.

"Регистрация" - странное явление. На первый взгляд, прогрессивное - регистрация есть увеличение информации. Однако, это тупиковое увеличение. Во всяком случае, если просто зарегистрировать рождение ребёнка и уже не интересоваться тем, что ребёнок думает, чувствует, как он меняется, взрослеет - тогда регистрация из информации превращается в помеху на пути информационного потока. Зарегистрировали переписчики Иосифа, а что там Мария, Иисус, это уже никого не интересует - вплоть до Распятия.

Та же опасность подстерегает человека в любви, и в дружбе (а брак и монашество суть социальные формы любви и дружбы). Эпоха, когда частная жизнь наконец-то освобождается от социального контроля, неужели так плоха? Да, человек не бессловесная скотина, он должен говорить - говорить слова любви, говорить не только любимой, но и перед другими. Но разве это означает, что "сказать перед другими" сводится к обряду венчания, регистрации, принесения обетов? Неужели разговоры о "монашестве в миру" - лишь проявление безответственности и нежелания быть ответственным?

Хотя бы память о том, сколько насилия и лжи творить в предыдущие тысячелетия в формах "венчаного брака", "монашеских обетов", побуждает осторожнее судить "анархию". Не так ещё давно монастыри были платным пансионом для излишка дочерей. Не так ещё давно венчали браки исключительно ради денег или похоти.

В ЗАЩИТУ ЛИБЕРАЛЬНОГО ХРИСТИАНСТВА

Как просто сказать: "христианство одно, оно не может быть либеральным или консервативным". Причём так говорят лишь консерваторы, которым важен идеал. Либералам же важен факт: есть и консервативное христианство, и либеральное. Оценивать этот факт можно оценивать по разному, но - есть.

В России это всё звучит дико - тут либералом считается палач, который бьёт тебя кулаком, а не сапогом. Тут гласность - когда деспот дозволяет кричать во время пытки, а не требует: "Молчи, с..ка!" в защиту либерального христианства:

В России, к сожалению, либеральное христианство нуждается в защите, хотя почти никто не смеет его защищать. Все принимают игру в "да и нет не говорите": не говорить "либеральное христианство", "консервативное христианство", делать вид, что есть лишь "одно". В итоге этой игры остаётся одно черносотенное православие.
"Чтобы быть хорошим христианином, совершенно не обязательно ставить перед иконами или распятием свечки, использовать языческий юлианский календарь и уж тем более молиться Богу-Отцу в образе Зевса или Сераписа, как он традиционно изображается на иконах. ...
Либеральное православие нередко упрекают в том, что оно потому столь терпимо в вопросе об инославных, что базируется на тезисе о «множественности истин» и «теории ветвей» (корень — Иисус Христос, ствол — христианство, ветви — различные вероисповедания). Этот упрек едва ли справедлив, хотя исповедовать подобные взгляды — не преступление (разве что в глазах крайнего православного обскурантизма).
Либеральное православие остро ощущает принципиальное и глубинное братство всех христиан, для него инославные христиане не вне, а внутри Церкви, даже если они и не обладают полнотой православия.
Мы все — члены сокровенного организма Церкви Невидимой, ибо Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20), — а не «двое или трое католиков», «православных», «лютеран», «баптистов» и т. д."

*

ВЕРУЮЩИЕ ЗАПАДА И ПУТИНСКИЙ ПАТРИАРХАТ

Какое счастье, что верующих немного и в современном мире ими не слишком интересуются! Конечно, есть Церковь - соль Земли, но ведь есть и церковь земляных червяков. Реакция неверующего Запада на вторжение России в Украину далека от морально правильной. Отнюдь не единодушное осуждение агрессора, половинчатые меры сопротивления... Но ведь западное христианство повело себя намного позорнее западного "секулярного мира".

Это относится ко всем трем конфессиям и к внеконфессиональной религиозности. Если светские лидеры Запада сводят к минимуму контакты с российскими светскими лидерами, то религиозные лидеры совершенно бесстыдно якшаются с религиозными лидерами, которых отобрал, вырастил и направляет путинский режим.

Нормальные люди прекратили бы всякие контакты с Гундяевым или Алфеевым, его экспортным вариантом. Из всех семинарий и теологических академий Запада выгнали бы всех, кто направлен Московской Патриархией. Никаких совместных конференций, заседаний, грантов, докторантур и т.п. Отобрать все храмы, которые даны Московской Патриархии в пользование - ведь бедненькие такие бедные... Путину не давать авианосцев, Гундяеву не давать строить храм у Эйфелевой башни. Так ведь нет этого!!! Ни на волосок ничего не стронулось.

Это не означает, конечно, что Церковь вздор и способна лишь гнить. Это означает. что христиане не должны отождествлять надежду Бога с аполитичностью и путать кротость с конформизмом. Мало в Церкви демократических механизмов, но если весь приход потребует от своего настоятеля... если все настоятели потребуют от своего епископа... все епископы потребуют...

ПУТЬ К БОГУ И ПУТЬ К СВОБОДЕ - ОДИН ПУТЬ

P.S. Объективности ради дополняю: в современной политике трусами и конформистами выглядят не только христиане, но и мусульмане с иудеями. Размер не имеет значения. Иудеев немного, мусульман много, иудеи более монолитны, мусульмане чрезвычайно разнообразны, но и те, и другие, озабочены собой и своей судьбой. Ни одно государство, декларирующее себя исламским, так же не выступило в защиту Украины, как не выступили "православная" Греция или "иудейский" Израиль. Буддисты, бахаи и индуисты - ничуть не лучше. Из этого не следует, конечно, что Бога нет, из этого следует, что свобода есть и что вера - путь и к Богу, и к свободе. Кто под предлогом, что он идет к Богу, не идет к свободе, тот обманывает себя. Тот, кто на пути к свободе еще не дошел до Бога, ай-яй-яй... Но кто на пути к Богу умудрился прийти к рабству - ой-ей-ей...

СВОБОДА - ТРАДИЦИОННЕЕ ВЛАСТИ!

С точки зрения историка польское католичество более традиционно, чем французское (и, шире, европейское). Оно кое-что заимствует с Запада, но пока держится особняком вместе со злотым. Пока гордится собой - всюду кризис, а в Польше рост. Правда, католичество как раз не растёт, съёживается - и именно по мере экономического роста. Ведь "традиционность" польского католичества это традиция политической власти, которая растёт на силе и убывает вместе с ней.

В демократической стране силы государства урезаны во имя общего блага. И слава Богу! Архиереи могут заседать в парламенте по должности (как в Англии и Польше), но лишь потому, что полномочия соответствующей части парламента урезаны.

"Традиционность" польского католичества прямо увязана с его "патриотическим духом". Ведь "государство" отождествляется с "патрией", "отечеством", "нацией".

Католичество Западной Европы, не говоря уже о США, кажется на фоне польского "модернистским". Но оно вполне традиционно, только это традиция не силы, а Духа. Не государства, не коллектива, а личности. Традиция свободы - древнее традиции господства. Это традиция идёт от создания человека, а не от создания государства.

Для великого инквизитора свобода - "модернистское явление", деспотизм - "законная власть". Верует ли великий инквизитор? Верует ли он в то, что свобода первичнее деспотизма, что именно деспотизм - модернизм, дьявольское нововведение? Верует, конечно. Но это вера без надежды на то, что свобода реально "приблизилась", что Царство Божие и без государства стало явью во Христе Иисусе. А где вера без надежды, там любовь без любви.

Мало быть религией вчерашнего дня, чтобы быть традиционной религией. Религия - не кулинария, которая традиционна, когда она архаична. Религия традиционна, когда она представляет не временное, а вечное. Человек - вечное, государство - временное. Религия, ориентированная на государство - не традиционная, а временная. Религия, ориентированная на человека - не модерная, а традиционная.

А польское католичество, как и польский злотый, явление провинциальное и паразитическое. Польские экономические успехи впечатляют на фоне экономических провалов других стран, побывавших под большевистским игом, но всё равно они - результат "низкого старта". Только вот польской экономике будет легче, чем польскому католичеству, потому что у поляков есть рычаги воздействия на светских лидеров, а рычагов воздействия на церковных лидеров - нет.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова