CМЕРТЬ
См.: завещание; загробная жизнь. Надгробие. Поминовение усопших. Кладбище. Пляски смерти. Смертная казнь.
Шапошникова А., Евса И. Древнеегипетская книга мертвых. 2004.
Биологический аспект и религия: Муравник, 2002.
Шахнович М. М. Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство // Сакральное в истории культуры. СПб., ГМИР. 1997.
С. и первородный грех - Влахос, 1999.
О приготовлении к С. - Кидонис; Эразм. Спор жизни со смертью
Толстой Л. Смерть Ивана Ильича. 1886.
Чехов А. Скучная история. 1888. Архиерей. 1902.
1926 - описание кончины иг. Екатерины Ефимовской.
Ялом о С. с т.зр. экзистенциальной психотерапии, 1969.
С. и больные - Харди.
Erasmo, Mario. Death: Antiquity and Its Legacy. Oxford, Oxford University Press, 2012, 192 pp.
Gress, David. Living on Death. Washigton: University of Washington, 2014. 11 pp. Смерть на бойне в живописи Рембрандта, Ван Гога, Суэтина; католичество и смерть.
Bradley, Jill. "You Shall surely not Die": The Concepts of Sin and Death as Expressed in the Manuscript Art of Northwestern Europe, c. 800–1200. Leiden: Brill, 2008. 747 pp.
Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. М.: Наука, 1991. 280 с.
Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 1992.
Vovel Michel. La mort et l'Occident de 1300 a nos jours. < Paris >, Gallimard, 1983.
Гуревич о средневековом отношении к С. (критика Ариеса), 1989;
Словарь библейского богословия, 1970.
"я постараюсь, чтобы смерть моя не сказала ничего такого, чего ранее не
сказала моя жизнь". Монтень, 1580;
не следует бояться смерти, - Монтень;
смысл С., Франкл. с. и психология
(танатология) - Юрьева, 1999;
католик Вальверде; и медицина,
Блум, 1994. он же, 1974;
отношение к своей смерти как аскетический принцип, Блум;
- Христа; о
смертности Киприан Карфагенский;
смерть как обретение Рая, Исаак
Сирин; как возможна смерть для христианина (как залог свободы), Макарий
Великий; при кончине у одра стоят бесы либо ангелы, Макарий
Великий;
неважны материальные обстоятельства С., Студит,
с. 457;
восприятие в 16 в., икона Василия
III; эссе об отношении к ней
и о ней как итоге жизни Монтеня;
еп. Илия Минятий, 1714; Антоний Блум о с.; Шмеман;
описание кончины архиеп. Феодосия (1563);
патр. Иоакима, 1690; Севастиана
Фомина, 1966;
как этическая проблема, Бердяев, 1931;
Бердяев, 1944; как уравнитель,
Кедрин, 1928;
Медицинский аспект подготовки к С. - Кублер-Росс.
С. как тема в поэзии Айзенштадта;
- множественность смертей в жизни, Василий
Великий; Савонарола об искусстве умирать, 15
в.; о том же Донн, 1630;
Кротов, "Смысл смерти" (погребальные традиции).
память о смерти, Лествичник;
"Прение живота со смертью",
16 в.; приготовление к смерти, Никодим
Святогорец; ошибочна зацикленность на ней, Бердяев, 1947;
в творчестве Бланшо; Блум; Кротов.
Общество не должно табуировать С., Фрейд;
Гроллман, 1971 (автор
- психотерапевт-танатолог). Смерть и псих. кризисы - Юрьева;
Ср. Агрессивность. Смертная
казнь.
Ср. бессмертие, болезнь, похороны.
Кротов: С. и грехопадение.
Помощь детям, у которых умер близкий человек, Барнс и Рикардс, 2004.
Kyle, Donald. Spectacles of Death in Ancient Rome. London: Routledge, 1998. 301 pp.
Примо Леви. Человек ли это? – М.: Текст, 2001. С.176. Под Рождество 1944 года
в Освенциме публично казнили «последнего» - так крикнул сам «преступник»: один
из членов зондеркомманды – зэки, который обслуживали газовые камеры. Несколько
сот зэков из этой зондеркомманды восстали в Биркенау и взорвали крематорий. «Сегодня
он умрет здесь, на площади, и до немцев никогда не дойдет, что для него эта смерть,
к которой они его приговорили, смерть в одиночку, смерть по-человечески – не позор,
а высокая честь».
*
Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях / Под ред Дж. Ньюзнера; Пер. с англ. – М.: ББИ, 2007. - 123 с.
Фасмер:
Ближайшая этимология: ж., род. п. -и, укр. смерть, блр. смерць, др.-русск. съмьрть, ст.-слав. съмрьть qЈnatoj (Остром., Клоц., Супр.), болг. смърт, сербохорв. смр?т, род. п. смр?ти, словен. smr°t, род. п. smr?ti, чеш. smrt, слвц. smrt', польск. sґmiercґ, в.-луж. smjercґ, н.-луж. smґersґ.
Дальнейшая этимология: Праслав. *sъmьrtь наряду с *mьrtь (в чеш. mrt, род. п. mrti ж. "отмершая часть чего-либо, мертвая ткань на ране, бесплодная земля") родственно лит. mirtis, род. п. miriо м., лит. mirtis, род. п. mirtie~s ж. "смерть" (Даукша), лтш. mir~tе "смерть", др.-инд. mrtis· ж. "смерть", лат. mors, род. п. mortis -- то же, гот. mauґr?r "убийство"; слав. *sъ-mьrtь следует связывать с др.-инд. su- "хороший, благой", первонач. "благая смерть", т. е. "своя, естественная", далее связано со *svo- (см. свой). Ср. русск.: умереґть своеґй смеґртью; лит. savо smerсiu° mir~ti; см. В. Шульце, Kl. Schr. 135; Sitzber. Preuss. Аkаd., 1912, стр. 685 и сл.; 1918, 331 и сл.; Махек, ZfslPh 7, 377 и сл.; Хаверс 183; Траутман, ВSW 187; М.--Э. 2, 634; Уленбек, Aind. Wb. 230; Вальде--Гофм. 2, 112. См. мереґть, меЁртвый, мор.
Комментарии Трубачева: [См. еще Эндзелин, LР, 3, 1951, стр. 112; Дикенман, RS, 21, 1960, стр. 138. -- Т.]
Страницы: 3,685-686
|