Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
Помощь

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

 

Мор против СК за кражу. Против СК: Кусков (ум. 1909);

Фуко об изменении отношения к СК, 1975.

"Еврейская казнь" в Средние века, Тогоева, 2006.

Отношение в др. Руси - Горский, 2002. В России 18 в. отмена СК, Анисимов, 2004; CК и калеченье - очерк Хайэмса об Англии 13 в.

Обзорные работы правоведа С.Жильцова (р. 1957) о С.К. в России.

Медведев И.П. Смертная казнь в толковании византийских юристов // Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи. СПб.: Алетейя, 2001.

Сборник 1957 года против СК: Камю, Кестлер, Блок-Мишель.

1828 год: папский палач. Было и такое. И есть, и будет?

Неудачная попытка оправдать позицию Ватикана - Мессорио. Крипто-советские интеллектуалы за СК. См. об авторе "Декларации жизни" Дарьенцо, 1994;

Шацкий о сожжениях в православной традиции, 2004.

С.к. убийцы как оправдание убийцы, Камю, 1950.

Смертная казнь (разновидность агрессии) - против СК для еретиков Монтень, 1580; - 1726, Свифт высказывает отвращение к СМ (а на нее приглашают дам);

Тираспольский Г. Беседы с палачом. Казни, пытки и суровые наказания в древнем Риме. М.: Интрада, 2003. 192 с.

знаменитая книга Чезаре Беккариа против с.к., 1756. Дебаты о СК в 1905 г. в России, очерк Демидовой.

Увольнение Экземплярского за выступление против СК, Зеньковский.

Александр Голов, ВЦИОМ: опросы показывают, что сторонников смертной казни тем больше, чем больше людей, опасающихся за свою безопасность (Новая газета, 1.8.2002). Но зависимость не арифметическая: в России чувствуют себя в опасности 62% жителей, а сторонников смертной казни 79%.

изменение отношения к ней в России 18 в., Анисимов, 1998; обсуждение в 1907 в думе, Георгиевский. Отношение в России (и статистика) Дубин, 2008.

Музиль о расплывчатости критериев, отделяющих один вид смерти от другого, 1920;

Сансон А. Записки палача.

Мейссонье Ф. Речи палача. СПб.: Питер, 2004. 225 с. Француз, казнил в 1950-е алжирцев.

Очерк Кротова.

о ней Собор РПЦ, 2000; 21.8.1998; сводка "за" и "против" 31.12.1998; не является средством защиты тех, кто "не может убить" 5.6.1998; процветание отнюдь не ведет к автоматической отмене смертной казни, вопреки некоторым аргументам  4.12.1998; ритуализация ее 23.6.1998; в Афганистане совершена несовершеннолетним родственником убитого 25.2.2000; в Техасе приговоренный продает приглашения на свою казнь, 16.6.2000;

Фильмы о СК.

Главный капеллан испанский армии архиеп. Хосе Мануэль Эстепа Льауренс заявил, представляя в Мадриде новый перевод католического катехизиса, что испанская церковь в исключительных случаях признает смертную казнь. Своим молчанием это подтвердил присутствовавший там кардинал Антонио Роуко, глава Испанской церкви. Журналисты возмутились: ведь конституция Испании отменила смертную казнь. Капеллан пытался смягчить эффект, заявив, что не все положения катехизиса имеют для католиков одинаковую силу. "Свет Евангелия" (12.12.1999) отмечает, что учение о смертной казни восходит к доктрине Аквината о законной обороне.
 

На зимней сессии ПАСЕ постановлено убирать из Протокола №6 Европейской конвенции о защите прав человека пункт о допустимости смертной казни "за военные преступления и преступления против человечности". Ренате Фехльвед объяснила логику: "Когда террористы посягают на само право на жизнь, моральный долг европейских правительств - усилить защиту этого права". Логика прямо противоположная архаичной, которая полагае, что если посягают на право на жизнь, то надо побольше убивать для защиты этого права. Кстати, ПАСЕ предупредил США и Японию, что если те в ближайшие два года не введут мораторий на смертную казнь, то их лишат статуса наблюдателей при СЕ (Иностранец, 29.1.2002).

M.Стуруа (Известия, 27.6.3): очерк о палачах в США. В штатах Юта, Оклахома и Айдахо по сей день по желанию преступника его расстреливают. 28.6.3 должен быть расстрелян Роберто Аргуеллес, который в 1992 изнасиловал и убил трех девочек и одну женщину. Некоторые смертники выбирают расстрел, чтобы показать обществу "варварскую природу смертной казни", устыдить приговоривающих к казни. При этом в Юте расстрельщик стоит за стеной, в которой сделаны отверстия с голову - четыре, столько же добровольцев-палачей. Отверстия каждый раз делают заново по росту казнимого. Казнимый стоит лицом к палачам, но видит стену с дырками. Грех, пытающийся выглядеть добродетелью, порождает кошмары. Вспоминаются "дырники" - Вл. Соловьев высмеял якобы так именовавшихся христиан, молившихся на дыру в стене избы. Дыра была высверлена на восток, в нее заглядывало солнце. Но те в дыру все-таки молились, и молились свету, а не тьме, а эти дырники стреляют - и в человека.

Правитель Кемеровской обл. Тулеев выступил в "Российск. г." (8.8.3) за смертную казнь: мол, против с.к. только "юродствующие правозащитники". Отсутствие с.к. "подрывает веру в государство" (а вот это свежий и интересный аргумент). Противники с.к. - "абстрактные гуманисты", "я же - сторонник гуманизма конкретного". Забыл добавить: "гуманизма чисто конкретного". Ссылается на США, как и все антиамериканисты. "Когда идет война, врагов нельзя судить по законам мирного времени. А речь сейчас идет именно о войне, которую нам объявили террористы и наркоторговцы". Забыл Тулеев, что войну России объявили еще евреи, масоны, правозащитники и велосипедисты!

"РБК. 24.06.2002, Вашингтон 20:31:54. Верховный суд США отменил сегодня смертные приговоры в отношении 150 убийц в 5 штатах, постановив, что подобные приговоры должен выносить не судья, а суды присяжных, передает AP. Согласно постановлению, приговор, выносимый судьей, противоречит праву ответчика на суд присяжных.

Ранее в пяти штатах, упомянутых в постановлении, полномочия присяжных ограничивались лишь определением вины или невиновности обвиняемого, а решение о том, будет ли он казнен, оставалось за судьей. Отметим, что сегодняшнее решение Верховного суда США стало уже вторым за последнюю неделю в отношении смертной казни. Так, было признано неконституционным приговаривать к смерти душевнобольных преступников".

Летом 2002 г. немецкие авторы Иенс Беккер и Гунар Дедио выпустили документальный фильм "Палачи" (Рудольф Колчанов, ТРуд, 11.7.2). Отказались польский и венгерский, умер питерский "Николай Иванович". Но вот Пауль Соковский, р. 1920, в 17 лет юный коммунист, схвачен нацистами и отправлен в Заксенхаузен, сломался, стал лагерным палачом. Всего повесил 34 человека, а участвовал в убийстве 12 тысяч. В 1946 посажен в концлагерь в Воркуте, потом передан ГДР, сидел до 1970 г. Впрочем, утверждает, что никого не вешал, только уносил трупы. Но в архивах сохранился его мемуар о чувствах при первой казни: "Когда убиваешь, ничего не чувствуешь". Кошмары сперва мучали, потом перестали. Сейчас живет в берлинском доме для престарелых. Француз Фернан Мейсонье, с 1953 по 1957 казнил в Алжире около 200 повстанцев. Но он и сын палача. Сохраняет гильотину у себя дома. Противно ему было не от соприкосновения с кровью, а от соприкосновения с преступником.

В 1949 г. на референдуме 74% немцев были против отмены смертной казни (среди юристов - 83%), но Аденауэр 8 мая (!) объявил о принятии 102 статьи Конституции ФРГ, отменявшей смертную казнь. 11 мая (до утверждения Конституции 23-го мая) казнили последнего в ФРГ - 24-летнего слесаря Бертольда Вемайера, который изнасиловал и ограбил старушку, взяв у нее продовольственные карточки.

Голованов В. Амурные истории. // Московский комсомолец. - 21 дек. 1996 г.
Новый начальник МУР, расследовал дело Листьева.
Горячо за смертную казнь: "В первую очередь потому, что существуют преступления в отношении детей. И особенно меня раздражает, когда поборниками "гуманности", борцами за отмену смертной казни выступают люди, которые своих родственников отправили на благополучный Запад. Я постоянно с этим сталкиваюсь".

В среду 6.11.2002 Верховный суд США отложил смертную казнь техасца Джеймса Колбурна, которого как раз должны были убивать. Судили его в 1995. У Колбурна диагноз: параноидальная шизофрения. В июне Верховный суд уже одобрил запрет на смертную казнь умственно отсталых преступников - для них эту казнь сочли "чрезмерно тяжелым наказанием". Примечательно: одно и то же наказание юристы сочли обладающим разной тяжестью для разных людей. С 1976 г. умственно отсталых казнили 44 человека, еще 300 ждут казни. Вообще, видимо, в США смертную казнь обкусывают словно черствую горбушку с разных концов, где помягче - кусочек тут упразднят, кусочек там. Глядишь на это с зависть: у нас временный запрет смертной казни привел лишь к росту самосудов, осуществляемых как государственными людьми (антитеррористы на Дубровке творили самосуд), так и частными лицами. Мы вернулись к той дикости, когда смертной казни не было, кровной мести не было, а было просто вырывание кадыка из глотки. Американские католические епископы, кстати, упорно выступают за отмену смертной казни. Кардинал Теодор Маккарик заявил, что смертная казнь "унижает всех нас".

за с.к. статья М.Веллера, 2002.

 

Многозначительное расположение наблюдающих за смертной казнью Маквэя, 6.2001;

Отменена в Чили, 5.2001; статистика по миру, 5.2001;

На английском сбор подписей за отмену с.к. (4 млн.): община св. Эгидия, Италия: http://www.santegidio.org/en/pdm/index.htm. Тут и статистика.

Католич. епископы робко за отмену, 5.2001;

Особенно отвратительна христианская лексика в защиту С.К. - Буш, 25.6.2000;

Обзор полемики в США, 2001;

И право на жизнь - см. учебник Корольковой и др., 2000.

полемика с Мих. Веллером (языческая позиция), 2002.

Нижегородец Евг. Васильев (Советская Россия, 21.11.2002, "Услуги киллеров дешевеют"): "горе-правозащитники" требуют отмены смертной казни. Но кому выгодна отмена? Киллерам, а также их заказчикам". Заодно автор требует особо смертной казни для наркоторговцев, потому что они наркоманов приговаривают "фактически к мучительной смертной казни, к тому же и медленной". "К тому можно назвать целые слои населения, фактически приговренные пусть к медленной, но смертной казни, пусть и не российским судом, Это малоимущие безработные, нищие пенсионеры, инвалиды". Ого! А не призыв ли это казнить тех, кто платит маленькие пенсии?

*

Власти штата Нью-Йорка в 2002 г. отклонили прошение о помиловании Марка Чепмена, убившего Леннона, причем решение было принято в 62 день рождения Леннона. Вообще-то есть в этом какое-то извращение: своеобразный подарок к дню рождения, особенно если учесть, что именниник лишен возможности отозваться о "подарке".

Чепмен подчеркивал, что он больше не представляет "общественной опасности". Между прочим, если вдуматься, то концепция "общественной опасности" совершенно иррациональна. Общество убить нельзя. Смерть - даже преждевременная - отдельного человека не угрожает обществу. Коли уж на то пошло, "общественно опасны" военные, бюрократы, отдельные президенты - но не сажать же их всех в тюрьму!

*

Василий Сизов (Ежен. журнал, 24.12.2002): в ночь на 14 декабря умер Салман Радуев в тюрьме. "Врачи опять путаются в показаниях. В Москве сразу заявили, что он скончался от кровоизлияния во внутренние органы, а в ГУИНе Пермской области сослались на геморрагический васкулит (воспаление сосудов) неясного происхождения". А 18 августа умер Турпал-Али Атгериев в колонии - после полугода заключения. Родственникам в лагере заявили, что было кровоизлияние в почки, а в обл. ГУИН - что было кровоизлияние в мозг. Вроде бы по телевизору кто-то из пропагандистов сказал, что, если их и убили, то это правильно сделали - мол, преступники. Возможно. Но тогда не надо жаловаться, что нам не выдают Закаева - английский закон запрещает выдавать людей туда, где есть смертная казнь. И хитрые англичане включают в понятие "смертная казнь" - "бессудно забить ногами заключенного" или, по крайней мере, "страна, где считается допустимым оправдывать надзирателей, которые забьют заключенного до смерти".

*

Анна Филимонова разыскала внука Дзержинского, тоже Феликса, профессора МГУ с биофака (орнитолог), и все-таки вынула из него заявление: "Не собираюсь объяснять вам разницу между палачом и солдатом. Дед был солдатом" (Известия, 30.12.2). Ага, а полковник Николай Гумилев, расстрелянный Дзержинским, был, видимо, палачом. Впрочем, разницу между палачом и солдатом объяснить нельзя, ибо ее - нет. К счастью для палачей: у них тоже появляется шанс на спасение, а то как-то их совсем в последнее время затюкали. Или все-таки к несчастью для солдат? Этим хороши революции: они переворачивают жизнь как зеркало с двумя сторонами, и человек видит перед собой себя прежнего - но страшно увеличенного. Когда преступники-каторжники делаются министрами, солдаты палачами, а полковников изображают преступниками, обнаруживается то, что незаметно при обычном масштабе: что людей убивать нельзя ни по каким причинам, ибо убийство есть ложь о мире, человеке и истине.

Может показаться, что солдата легко отличить от палача - солдат защищает того, кто не может защититься сам. Так ведь и палач защищает потенциальные жертвы! Случай с Дзержинским показывает, насколько условно понятие "нападение", "самооборона", "угроза". Революция с точки зрения революционеров была лишь самообороной, чекисты были "солдаты революции" и прочее плетение словес, из которого много чего интересного выросло. Что до идеи, что солдат - нанятой защитник, то эта идея XVIII века и не отражает того иррационализма, который есть в военном деле. Человек никогда не убьет лишь ради защиты другого - нужны более высокие мотивы: честь, Родина и пр. А под этими высокими мотивами мотивы низкие скрываются достаточно часто, чтобы задуматься: а стоит ли выпускать джинна из бутылки? В принципе, по логике рационалистов, надо вообще узаконить убийство ради защиты другого - но речь всегда идет о монополии государства на оборону человека. Это совершенно выводит дискуссию за рамки рационального дискурса. Как раз в России хорошо видно, что армия - не нанята гражданами ради самообороны, что это часто раковая опухоль нации, которая может, конечно, способствовать сохранению организма... Как паразит иногда достаточно разумен, чтобы поддерживать в определенных рамках существование того, на ком паразитирует. Впрочем, российская армия столько уже истребила русских - русских в биологическом смысле и русских как граждан - что трудно заподозрить нашу армию хотя бы в благоразумном отношении к своим "нанимателям".

1 июля 2003 г. Совет Европы констатировал вступление в силу протокола №13 к Европейской конвенции о защите прав человека - это означает, что с 1 июля во всех странах ЕС формально запрещена смертная казнь за любые преступления. А это 45 стран, 795 миллионов человек, включая Россию. Правда, генсек совета Вальтер Швиммер сказал иначе: создана зона, где "де-факто не применяется смертная казнь". А ведь именно не фактически, а формально - а про то, применяется ли в России фактически смертная казнь, надо спросить у тех, кто умирает в российской тюрьме через полгода после заключения, а иногда и в КПЗ.


  "Комсомольская правда", 14.6.2003, анонимный материал на полосе Инны Руденко: якобы жена алкоголика заявляет: "Для алкоголиков эвтаназия, пожалуй, единственное средство". В номере той же газеты от 17.6.2003 среди анонимных же якобы читательских откликов предложение разрешить убивать мужей-алкоголиков - первого убьет жена, второго, третьего, а четвертый, пожалуй, бросит пить.

За
Против

Аргументы "от собственной личности"

 
Дэниэл Трой (May 7 article for the Los Angeles Times): СК удовлетворяет "врожденному моральному чувству". противоречит состраданию, если оно не выборочно 4.12.1998; "врожденное моральное чувство" - явление неуловимое и недоказуемое, противники С.К. могут заявить, что то же врожденное чувство категорически против С.К.
Кэтлин Тренор, потерявшая 4-летнюю дочь: "Я не могу видеть, как кто-то умирает … но пока я не увижу, как это человек испускает дух, я не смогу забыть о случившемся" (букв. "перейти к следующей главе в моей жизни"). 6, 2001; Как будто казнь дает право забыть о погибшей дочери. Древний образ жизни как книги приводит к идее поработать ножницами.
Ген. Трошев: кто увидит убийцу, тот поймет, почему нужна СК (2001). Телесность восприятия мира самообманчива.
Бывают все-таки — и нередко — случаи несомненные, когда честные профессиональные следователи объективно доказали вину убийц". 19.5.2000; Личность такова, что невозможно исключить судебные ошибки  2.10.1998; 4.12.1998; подмена суда следствием, а главное -- гносеологическая наивность.

Аргументы "от преступника"

 
Преступник сам выбрал (Дэниэл Трой (May 7 article for the Los Angeles Times). Маквей сделал свой выбор и должен принять последствия). Cоловьев Вл.: после Христа смерть не может быть искуплением вины;
преступник не изменится, а если покается, сам не захочет жить 19.5.2000;

Аргументы "от родственников жертвы"

 
"Сражаясь за отмену смертной казни, ее противники почему-то не задумываются над тем, что вомногих, если не во сех сранах она фактически применяется, но во внесудебном порядке. Речь в данном случае идет об убийстве в состоянии необходимой обороны" (Пономарев, 2002). Пожалуйста, никто и не требует запретить убийство в состоянии необходимой обороны. Называя смертную казнь убийством, противники СК вовсе не требуют "запретить" все убийства. Речь идет именно о том, что убийству не должно быть места в правовом порядке.
Питер Рофф (an April 24 article with National Review Online) за смертную казнь: она даст удовлетворение родственникам погибших, которые, наблюдая казнь, увидят, как преступник превратится в хнычущего труса.

На что Тод Линдберг (May 14 issue of The Weekly Standard) возражает, что это означает возвращение к варварству - смертная казнь как удовлетворение частному чувству мести.

Экштейн, 30.6.2000: государство не имеет права на то, на что имеет право частный человек;

Аргументы в рамках социальной инженерии пассивного типа

 
"Ошибки, связанные с осуждением невиновных лиц за убийство, в бувально смысле носят единичный характер ... Во-вторых, человечество, к сожалению, пока еще не выработало эффективных мер, исключающих ошибки в любой сфере деятельности ... если следовать логике сторонников этой точки зрения, то надо отказаться от лечения больных, поскольку, по оценке некоторых экспертов, при каждом третьем ... вскрытии выявляются врачебные ошибки, приведшие к летальному исходу".(Пономарев, 2002) Лучше отпустить виновного, чем казнить невинного. Пациент дает (или не дает, но в России это плохо понимают и лечение действительно проводится в той же стилистике, что и наказание) согласие на операцию, предвидя риск, преступник никакого согласия не дает.
казнь восполнит плохую работу сил правопорядка (Лекарева, 2001).o преступно халтуру и лень милиционеров компенсировать палачеством.
СК экономит деньги, затрачиваемые на пожизненное заключение.  
в Китае защитники ее даже изымают у приговоренных органы перед смертью 27.11.1998;  
не хуже войн и равна им (преступник воюет с государством), а войны не запрещают 19.5.2000;
"Не созрели объективные предпосылки" (Пономарев, 2002) Пономарев, однако, отвергает СК в классическом типе, как жестокое устрашение: "Конечно, с развитием цивилизации и культуры объем применения смертной казни и перечень караемых ею преступлений вполне оправданно сократились. Ушли в прошлое публичность казни (так!), дикие, по сути, способы ее исполнения" (Пономарев, 2002). Но что такого "дикого" в публичной казни? Непоследовательность современных защитников СК - одно из самых слабых мест в их аргументации.
СК необходима в обществе, которому плохо, и ее можно отменять лишь в благополучном обществе. Солженицын, 5.2001; Никто и никогда не указал, при каких параметрах общество становится "благополучным".

Аргументы в рамках социальной инженерии активного типа

 
"Тезис о том, что по пути полной отмены смертной казни идет едва ли не весь цивилизованный мир, мягко говоря, не соответствует действительности" (Пономарев, 2002). Противники СК начинали свою борьбу, когда ни в одной стране мира СК запрещена не была. Апелляция их к зарубежному опыту - аргумент не главный. К тому же "цивилизованный мир" определяется не как "весь мир" (Пономарев включает в это понятие и Китай, и Египет, и Кувейт). Цивилизованность проявляется именно в отказе от СК. Запрет СК есть один из признаков цивилизованности по определению.
СК предотвращает социальные потрясения не предотвращает социальных бурь 2.10.1998; вообще без социальных потрясений социальная инженерия вряд ли возможна.
СК снижает преступность В США, по сведениям the Death Penalty Information Center в штатах, где есть смертная казнь, количество убийств в среднем на треть выше, чем в штатах без смертной казни. На Юге, где совершают 80% смертных казней, более всего и убийств.
Большинство населения за смертную казнь, а мнение большинства демократы призывают уважать (Пономарев, 2002) Демократия есть не правление большинства (это - охлократия), а защита прав меньшинств.
Публичная казнь есть средство стабилизации общества Самое стабильное состояние - отсутствие всякого движения. Могила - венец стабилизации. Но тогда казнить надо самых лучших, а не худших.

Аргументы в парадигме высказывания

 
Генеральный прокурор США Джон Эшкрофт - заявил, что смертная казнь это "способ продемонстрировать ценность жизни", 2001. CК есть выражение похоти, желания обладать ближним вплоть до его уничтожения, продемонстрировать свою силу через убийство - в этом СК похожа на большинство убийств (ср идею об изнасиловании насильников, 1994).
СК утверждает ценность человеческой жизни не обесценивает человеческую жизнь, если не забывать о том, что и убийца - человек  2.10.1998
Дэниэл Трой (May 7 article for the Los Angeles Times): "Казнь Маквэя есть лучший способ подтвердить, что американцы глубоко верят в то, что жизнь есть дар Божий и что те, кто хладнокровно уничтожают ее, не могут более наслаждаться этим даром". подпирает смертию смерть 5.5.2000;
С.К. как язык общения с преступником 28.4.2000; Что простительно преступнику, непростительному здоровым 28.4.2000
СК пугает преступника не пугает потенциальных убийц, ибо агрессивный человек закрыт для мира 4.12.199816.7.1999; Эммет Тиррел (May 11 article for the Washington Times): СК дает возможность Маквэю выглядить мучеником и романтизировать его взгляды.


 

 


статистика отношения к ней в России 11.12.1998;
отмена на Украине 7.1.2000;

статистика 1999 г. 21.4.2000;

Против нее:  Бердяев, 1906; 1931; минюст П.Крашенинников 13.8.1999; Д.Лихачев 2.4.1999; тюремщики Латвии 21.5.1999; фирма Бенеттон 14.1.2000;

За нее испанский кардинал31.12.1999; "советский академик" Осипов 31.3.2000; ген. Трошев (публичные казни), 6.2001;

Аргументы Голованова 31.3.2000; Ю.Смирнова 17.3.2000; М.Чулаки 19.5.2000;

Пономарев Николай. Смертная казнь как предмет мифологии. / Независимая газета. - 25 янв. 2002 г. - С. 7.

deathpenalty.narod.ru


У Соловьева: в 1744 г. Анна отменила смертную казнь, и вот в 1753 г. Сенат запросил решения: поскольку смертную казнь было некоторым указано заменить на отрубание правой руки, вырезание ноздрей и посылку на вечную работу, то налицо проблема - какая уж там работа без правой руки! "Такие безрукие ни к каким уже работам действительны быть не могут, но токмо туне получать себе будут пропитание. Того ради не соизволит ли ваше импер. величество повелеть подлежащих к натуральной смертной казни, чиня жестокое наказание кнутом и вырезав ноздри, поставить на лбу В, а на щеках - на одной О, а на другой Р и, заклепав в ножные кандалы, в которых быть им до смерти их, посылать в вечную тяжелую и всегдашнюю работу, а рук у них не сечь, дабы они способнее в работу употребляемы быть могли". Императрица согласилась.

В 2004 году после теракта в Беслане А.Герман заявил, обращаясь к президенту:

... Не для всех, не во всех областях, ни в коем случае, но для людей, которые подняли руку, резали ножом горло маленьких детей, и расстреливали их, нужен, необходим расстрел. Нужна смертная казнь. Без этого ничего не будет, и без этого им смешно. Вот это и есть защита" (Герман А. Карьера публичного оратора для меня закончилась. // Новая газета. - 23 сент. 2004 г. - С. 5).

Герман возмутился тем, что телевидение показало из его выступления лишь часть (выделено выше курсивом). Он написал возмущённое письмо в газету, подчеркивая, что в своей рече он критиковал маршала Тухачевского за расстрелы восставших крестьян, большевиков за голодомор на Украине и депортацию чеченцев. Сожаление о том, что советские интеллектуалы не осудили советских преступлений, с его точки зрения искупает призыв к восстановлению смертной казни для террористов.

Между тем, преступления советской власти были многократно и достаточно громко осуждены русскими правозащитниками и "антисоветчиками" (к числу которых Герман не относился и которые для него попросту не существуют). Это обнаруживает лукавство такой защиты смертной казни, которая лукава и по сути. "Я добр, но я за смертную казнь". Такая аргументация пытается подходить к вопросу в духе модерна, математически, но в итоге возвращается к магическому сознанию: доброта или хотя бы сожаление о непроявленной доброте "искупают" жестокость.


В Иллинойсе в январе 2003 года губернатор Джордж Райан помиловал всех смертников - 156 человек. Сделал это накануне конца собственного губернаторского срока. А четыре года был сторонником смертной казни, но в один день переменился: когда выяснилось, что одного приговоренного осудили напрасно. Его выпустили за два дня до намеченной смертной казни. Это было два года назад, с тех пор Райан не утвердил ни одного смертного приговора. В США за смертную казнь 70 % населения, десять лет назад было 80%.

Музиль: "К теории запугивания. Невзирая на возвращение смертной казни и даже на чрезвычайное положение - два жутчайших разбойных убийства в один день! (одно, уже раскрытое, совершено двумя юношами 16-ти и 18 лет.) Как увязать друг с другом: а) чувство, владеющее каждым, что над ним висит угроза сурового уголовного наказания - это должно действовать запугивающе б) с тем, что угрозы эти не предотвращают преступлений? - Потому что преступления эти приходят из больших чисел. Среди стольких миллионов человек в любое время сыщутся несколько, на которых причинно-следственная связь угрозы не действует: например, необузданные подростки, а именно они такие преступления и совершают. Запугивание существует для нормы, но не для ненормальности (ненормальность в данном случае не означает патологию)".

Музиль: "В моральной сфере мы тоже уповаем на свайные методы, погружая в бездны неведомого отвердевающие кессоны понятий, между которыми натягивается прочная сетка законов, правил и формул. Характер, право, нормы, добро, категорический императив, твердость в любом смысле - вот сваи, окаменелостью коих мы дорожим, ибо только там мы можем укрепить на них сеть ежедневно требуемых от нас сотен единичных нравственных решений. Ныне действующая этика статична по самой своей методе, ее основная категория - твердость. Но поскольку, переходя от сферы природы к сфере духа, мы как бы из застывшего мира минералогического музея попадаем в полную неуловимого брожения теплицу, пользование подобной этикой требует очень странной и потешной техники оговорок и самоопровержений; они становятся все усложненней, и уже одна эта усложненность уличает нашу мораль в том, что она дышит на ладан. Общедоступный пример - видоизменения заповеди "Не убий": есть просто убийство, а есть убийство со смягчающими обстоятельствами, убийство за супружескую измену, дуэль, казнь, наконец, война; если мы зададимся целью найти для всего этого единую рациональную формулу, мы скоро обнаружим, что она похожа на сеть, при пользовании которой дыры не менее важны, чем прочность нитей".

Музиль: Всякое чувство, всякий несдержанный человек радикальны. Здесь проступает еще один необходимый компонент права: право обязано защищать и правонарушителя! В противном случае и по ложному обвинению возможна смертная казнь (см. напр, в "Таг", 24.12.35 заметку об оскоплении эксгибициониста) - как результат правосудия.

Тогда как на самом деле: законное наказание есть по сути акт толерантности по отношению к преступлению - преступление получает свою цену. Преступление надо "преследовать" (в смысле "следить, надзирать за ним") - именно этого требует всякое сильное государство; применять все средства, покуда оно не будет искоренено.


В очерке о несчастном дагестанце, убившем швейцарского авиадиспетчера из мести за гибель в катастрофе жены и детей, знакомый убийцы вспоминает, что тот женился поздно, и к браку, семье относился как к самому важному проекту своей жизни. Может быть, отсюда и такая нечеловеческая (убийство - нечеловечно) реакция? Способность планировать - не зло, но наложенная на святость любви она становится злом, ибо человек себе присваивает право руководить жизнью своей и других. И вдруг все рушится, и в озлоблении человек ищет причину обрушения, не понимая, что зло и грех в мире иррациональны, и надо либо на себя пенять, либо на всех, либо и то, и другое. Надо страдать, но не причинять страдание. И неприятие смертной казни не есть неприятие государственного человекоубийства, а есть неприятие личного лицемерия, когда свой грех перекладывается на государство. И смертная казнь в разных ее ипостасях - от личной мести до войны - есть не только грех ненависти, не грех иррационализма, а наоборот - грех рассудочной попытки справиться со злом, с неопределенностью, с первородным грехом.

Губернатор Кемеровской обл. А.Тулеев заявил, что необходима публичная смертная казнь: "Когда идет война, врагов нельзя судить по законам мирного времени. А речь сейчас идет именно о войне, которую нам объявили террористы и наркоторговцы. ... Я хочу, чтобы наши люди воочию увидели, что государство защищает их, борется за их жизнь и жизни их детей" (Труд, 8.8.2003). Тут спрессовано три аргумента: родовой: апелляция к детской слезинке; государственнический: якобы наркоторговцы или террористы могут победить Россию; и очень редкий и тем интересный: публичность как доказательство реальности (в даном случае - реальности государственной заботы о подданных). Непубличное, частное кажется несуществующим. Это такие люди требуют, чтобы жених с невестой публично целовались перед гостями - то еще язычество.

Кстати, еще один аргумент: пожизненное заключение может вдохновить преступника: "Посадили бы ростовского душегуба, маньяка Чикатило. Сидел бы в камере, его кормили, выводили на прогулки... Плохая, но все-таки жизнь. А кто-то, глядя на все это, может, и подумал бы - смотри-ка, можно, оказывается, делать все, что захочется - насиловать, убивать, измываться над людьми. Если и поймают, жизнь-то все равно оставят". Во-первых, этот аргумент открывает, что Тулееву хочется насиловать, убивать, измываться над людьми. Впрочем, это все есть в каждом человеке, увы. Во-вторых, этот аргумент замечательно противоположен другому аргументв защиту с.к.: мол, сами же преступники заявляют, что пожизненное заключение это ужасно, лучше уж казните нас.


Глава госдумы Генн. Селезнев высказался за смертную казнь: "Мы почему-то вбили себе в голову, что раз мы не применяем смертную казнь, то мы создали гуманное общество". Правда, Селезнев за смертную казнь только для террористов и только по суду присяжных (Известия, 23.7.3), но ведь это чисто техническая проблема.

Е.Анисимов (Народ у эшафота, "Звезда", 1998, №11) описывает историю публичной казни в России, отмечая резкий перелом в начале 19 в.: если еще просвещенный Болотов счастлив, что поближе подобрался к месту мучительной казни, то в следующем столетии уже трудно найти желающего стать палачом, да и свидетелем казни.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова