ТОЛКОВАНИЕ НАШЕГО СВЯТОГО ОТЦА
ИОАННА ЗЛАТОУСТА,
АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЯ,
НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА
Беседы: 1, 2,
3, 4, 5,
6, 7, 8,
9, 10, 11,
12, 13, 14,
15, 16, 17,
18, 19, 20,
21, 22, 23,
24, 25, 26,
27, 28.
БЕСЕДА 8
И, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Его Матерью, и, пав,
поклонились Ему; и, открыв свои сокровища, принесли Ему дары: золото,
ладан и смирну (Мф.2,11).
1. Как же говорит Лука, что Младенец был положен в яслях? Потому что родившая
тотчас положила Его там. По причине множества собравшихся для переписи нельзя
было найти дома, на что и указывает Лука, говоря: "и положила Его в ясли,
потому что не было им места в гостинице" (Лк.2,7). Но после она взяла Его
и держала на коленах. Она вскоре, по прибытии в Вифлеем, разрешилась от бремени.
Итак, ты отсюда можешь видеть домостроительство, и что все это не просто и не
по случаю происходило, но по божественному промышлению, и исполнялось вследствие
пророчества. Но что заставило волхвов поклониться, когда ни Дева не была знаменита,
ни ее дом не был великолепен, да и во всей наружности ничего не было такого,
что бы могло поразить и привлечь их? А между тем они не только поклоняются,
но и, открывши свои сокровища, приносят дары, и дары не как человеку, но как
Богу, - потому что ливан и смирна были символом такого поклонения. Итак, что
их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда
и божественное озарение их мысли, мало-по-малу возводившее их к совершеннейшему
ведению. Иначе они не оказали бы Ему такой чести при столь маловажных по всему
обстоятельствах. Для чувств не было там ничего великого, были только ясли, хижина
и бедная Мать, чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов и познал, что
они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю. Потому-то
они и не соблазнялись ничем видимым и внешним, но поклонялись и приносили дары,
не похожие на грубые (приношения) иудейские; приносили (в жертву) не овец и
тельцов, но, как бы были истинные христиане, принесли Ему познание, послушание
и любовь. "И, получив во сне откровение не возвращаться
к Ироду, иным путем отошли в свою страну" (ст. 12). Смотри и отсюда, какова
вера их, - как они не соблазнились, но были благопослушны, благоразумны! Не
смущаются, не размышляют в самих себе, говоря: если этот младенец действительно
велик и имеет какую-либо силу, то для чего нам бежать и тайно удаляться, и для
чего ангел высылает нас из города, как рабов и беглецов, тогда как мы пришли
явно и с дерзновением предстали перед таким множеством народа и перед царем
неистовым? Ничего подобного они не говорили и не думали, а это-то и есть особеннейшее
дело веры - не изыскивать причин того, что не велят делать, но только покоряться
повелениям. "Когда же они отошли, - вот, Ангел Господень
является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Его Мать и беги
в Египет" (ст. 13). Здесь можно иметь некоторое недоумение и касательно
волхвов и младенца. Пусть сами они и не пришли в смущение, а все приняли с верой:
однако мы должны исследовать, почему волхвы и Младенец не остаются в прежнем
месте, но волхвы удаляются в Персию, а Младенец с Материю бежит в Египет? Что
же? Неужели Младенцу должно было впасть в руки Ирода и, впавши, не подвергнуться
смерти? Но тогда могли бы усомниться в том, что Он принял плоть и не поверить
величию домостроительства. Если и после этих и многих других человеческих действий,
некоторые осмелились назвать восприятие плоти басней, то до какой глубины нечестия
не ниспали бы они, если бы Он везде действовал так, как прилично Богу и Его
могуществу? Что же касается до волхвов, то Бог вскоре высылает их частью потому,
что Он посылает их учителями в страну персидскую, а частью - предотвращает неистовство
тирана, чтобы этим вразумить его, что он предпринимает невозможное, и чтобы
угасить его ярость и отвести его от этого тщетного труда. Могуществу Божьему
свойственно не только открыто преодолевать Своих врагов, но и без затруднения
попускать им впадать в заблуждение. Так именно Он попустил, например, иудеям
ввести в заблуждение египтян, и имея право открыто отдать их богатство в руки
евреев, повелевает сделать это тайно и с лестью, – что не менее других знамений
сделало Его страшным для врагов.
2. Так и жители Аскалона и прочих городов, когда взяли ковчег завета,
и будучи поражены, увещевали своих сограждан не враждовать и не
сопротивляться, то наряду с другими чудесами представляли и вышеуказанное,
говоря: "для чего вам ожесточать ваши сердца, как Египтяне
и фараон ожесточили свои сердца? Когда Господь смирил их, тогда
отпустили Его народ и те ушли" (1 Цар. 6, 6)? Говорили же они
так потому, что по их мнению и это дело Божие, не менее других,
открыто совершившихся знаемений, доказывало силу и величие Божие.
Так и здесь, того, что случилось, довольно было, чтобы привести
в ужас тирана. Представь в самом деле, сколько должен был страдать
и мучиться Ирод, обманутый и осмеянный волхвами? Что же из того,
если он не сделался лучшим? В том виноват не Тот, Кто устроил это,
а чрезмерное ослепление того, кто не внимал данным ему достаточным
внушениям отстать от лукавства, а ожесточался еще более, чтобы за
такое безумие подвергнуться тягчайшему наказанию. Но для чего, скажешь,
Младенец посылается в Египет? Главную причину показал сам евангелист,
говоря: "да сбудется сказанное: из Египта Я воззвал Моего Сына"
(Ос.11,1); а вместе с тем и предвозвещались уже начатки благих надежд
всей вселенной. Так как Вавилон и Египет более всей земли были разжигаемы
огнем нечестия, то Господь, показывая в самом начале, что Он исправит
и сделает лучшими жителей обеих стран, и через то уверяя, что следует
ожидать благ и для всей вселенной, посылает волхвов в Вавилон, а
сам с Матерью приходит в Египет. Кроме того, мы узнаем отсюда и
нечто другое, что немало споспешествует к нашему любомудрию. Что
же именно? То, что мы с самого начала должны ожидать искушений и
наветов. В самом деле, смотри, как все это начинается тотчас от
самых пелен. Лишь только Христос родился, и тиран неистовствует,
и приключается бегство в чужие земли, и вовсе невинная мать убегает
в страну варваров. После этого и ты, удостоившись послужить какому-нибудь
духовному делу, если будешь претерпевать жесточайшие напасти и подвергаться
бесчисленным бедствиям, не должен смущаться и говорить: что это
значит? Когда я исполняю волю Господню, то мне следовало бы быть
увенчанным и прославленным, светлым и знаменитым. Но, имея пример
Христа, переноси все мужественно, зная что с духовными людьми так
и должно особенно быть, и что их удел - отовсюду подвергаться искушениям.
Смотри, что совершается не только над Матерью и Отроком, но и над
волхвами: и они тайно удаляются, подобно беглецам, и сама Мать,
никогда не отходившая от своего дома, получает повеление отправиться
в далекий и прискорбный путь, по причине этого чудного Отрока и
духовных мук рождения. Вот еще что удивительно: Палестина строит
для Него ковы, а Египет принимает Его и спасает от наветов! Таким
образом сбывались прообразования не только на детях патриарха, но
и на самом Владыке: тогдашними Его делами были предвозвещены многие
из последующих событий, каково, например, событие касательно осленка
и жеребенка. Явившийся ангел беседует не с Марией, а с Иосифом.
И что он говорит ему? "Встань, возьми Младенца и Его Мать".
Здесь он уже не говорит "свою жену", но - "Его Мать".
Так как рождение совершилось, сомнение кончилось, и муж был убежден,
то ангел уже открыто беседует с ним, не называя ни Младенца, ни
его жену, но: "возьми, - говорит, - Младенца и Его Мать и беги
в Египет", и показывает причину бегства: "ибо Ирод хочет,
- он говорит, - искать душу Ребенка".
3. Иосиф, услышав это, не соблазнился и не сказал: что это за странность?
Ты прежде говорил, что Он спасет Свой народ, а теперь Он даже и
Себя не спасает, и нам нужно бежать, удалиться и переселиться в
отдаленную страну? Это противоречит тому, что обещано. Но он ничего
такого не говорит, потому что он был верный муж; не любопытствует
даже о времени возвращения, о котором и ангел не сказал определенно:
"и будь там, пока не скажу тебе". Он и этим не огорчился,
но, будучи готов терпеть все, с радостью оказал покорность и послушание.
И человеколюбец Бог эти скорби его растворил радостью, как и обычно
Он поступает со всеми святыми, не попуская им быть и в непрестанных
опасностях, и не оставляя их в совершенном покое, но устрояя жизнь
праведных из совокупления того и другого. Так и здесь Он устроил.
Смотри: Иосиф видел, что Дева имела во чреве; это повергло его в
смущение и крайнее беспокойство, потому что он подозревал Деву в
прелюбодействе. Но тотчас предстал ангел, уничтожил подозрение и
рассеял страх, и Иосиф, видя родившегося Младенца, был объят величайшей
радостью. Снова эту радость сменяет немалая скорбь. Город возмущается,
царь беснуется и ищет родившегося. Но за этим беспокойством последовала
новая радость - звезда и поклонение волхвов. После этой отрады опять
страх и опасность, сказано, что Ирод ищет душу Ребенка, - и опять
ангел велит Ему бежать и переселиться, как свойственно человеку,
потому что не настало время творить чудеса. Если бы Господь с первого
Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать
человеком. Потому и храм не просто зиждется, но происходит чревоношение
в продолжение обыкновенного девятимесячного времени; потом боли
и рождение, и питание молоком, и продолжительный покой, и ожидание
возраста, приличного мужам, - и все это для того, чтобы сделать
более удобовразумительным таинство домостроительства. Для чего же,
скажешь, были сначала и эти знамения? Для матери, для Иосифа, для
Симеона, близкого уже к кончине, для пастырей, для волхвов, для
иудеев. Если бы и они захотели тщательнее вникнуть в тогдашние события,
то немалую бы от этого приобрели пользу на будущее время. Если пророки
не говорят о волхвах, то не смущайся; не все они предрекли, как
и не обо всем умолчали. Если бы люди были свидетелями совершившихся
происшествий, о которых вовсе прежде не слыхали, то это повергло
бы их в большое смущение и недоумение; подобным образом, если бы
они узнали все прежде, то ничто бы уже не возбуждало их к исследованию,
не оставалось бы евангелистам ничего делать. Если же иудеи и недоумевают
касательно пророчества: "из Египта Я воззвал Моего Сына",
как будто бы это о них сказано, то мы им отвечаем, что пророчества,
между прочим, имеют и такое свойство, что многое, сказанное об одних,
исполняется и на других. Так, например, о Симеоне и Левии сказано:
"разделю их в Иакове и рассею их в Израиле" ( Быт.49,7);
между тем это сбылось не на них, а на их потомках, точно так же
сказанное Ноем о Ханаане сбылось на гаваонитянах, внуках Ханаана.
То же сбылось и на Иакове, как мы видим; данное ему благословение:
"будь господином над твоим братом и да поклонятся тебе сыновья
твоего отца" ( Быт.27,29), исполнилось не над ним (даже и как
могло это быть, когда сам Иаков страшился и ужасался брата своего
и многократно ему кланялся?), но над его потомками. То же должно
сказать и в настоящем случае (о Христе). Кого вернее можно назвать
Сыном Божьим? Того ли, кто поклоняется тельцу, или служил Веельфегору
и приносил детей в жертву бесам, или Того, кто по естеству Сын и
чтит Родившего? Итак, если бы Христос не пришел, то пророчество
не получило бы надлежащего исполнения.
4. Смотри, как и евангелист намекает на то, говоря "да сбудется"
и показывая, что это не исполнилось бы, если бы не пришел Сын Божий.
Это и на Деву проливает немалый свет и славу. То, чем весь народ
(иудейский) хвалился, уже и она могла себе усвоять. То, чем иудеи
непомерно хвалились и величались, говоря о своем возвращении из
Египта, на что намекает и пророк, говоря: "не иноплеменников
ли Я вывел из Каппадокии и ассириян из рва" (Амос 9,7), составляет
также преимущество и Девы. Лучше же сказать, и народ, и патриарх
своим приходом в Египет и возвращением оттуда, представляли образ
возвращения Христа. И они шли в Египет, убегая голодной смерти,
и Христос - избегая смерти, приготовляемой коварством; но они, пришедши
туда, избавились от голода, Христос же, пришедши туда, освятил всю
страну Своим пришествием. Итак, смотри, как сила Божья открывается
среди уничижений! Ангел, сказав "беги в Египет", не обещался
им сопутствовать ни туда, ни оттуда, чтобы тем вразумить, что они
имеют великого спутника - рожденного Младенца, Который Своим явлением
и все вещи изменяет, и самих врагов заставляет во многом послужить
домостроительству спасения. В самом деле, волхвы и варвары, оставив
злочестие своих отцов, приходят Ему поклониться. Определение Августа
о переписи оказывается случаем к рождению Христа в Вифлееме. Египет
приемлет и блюдет Его в бегстве от наветов и получает таким образом
случай сделать Его близким себе, – чтобы, когда услышит апостольскую
проповедь о Нем, мог похвалиться тем, что он первый принял Его.
Эта честь принадлежала одной Палестине; но Египет оказался ревностнее
последней. И ныне, если ты придешь в Египетскую пустыню, увидишь,
что эта пустыня лучше всякого рая; увидишь там в человеческом образе
бесчисленные лики ангелов, сонмы мучеников, собрания дев; увидишь,
что все тиранство дьявольское ниспровергнуто, а царство Христа сияет;
увидишь, что Египет, некогда отец и стихотворцев, и мудрецов, и
волхвов, изобретший все виды волхвования и предавший их другим,
теперь уже красуется рыбарями, и презирая все прежнее, всюду славит
мытаря и делателя палаток, и хвалится крестом. И это совершается
не только в городах, но даже гораздо более в пустынях, чем в городах.
По всей стране можно видеть воинство Христа, и царственное стадо,
и образ жизни, свойственный небесным силам. И это ты найдешь там
не только среди мужчин, но и среди женщин: и они любомудрствуют
не меньше мужчин. Они не берут щитов, не садятся на коней, как повелевают
славные греческие законодатели и философы, но вступают в иную, гораздо
труднейшую брань. У них, как и у мужчин, идет брань с дьяволом и
властями тьмы, и в этой брани естественная слабость пола ничуть
не служит им препятствием, потому что успех такой борьбы зависит
не от естества тела, а от произволения души. Потому и женщины часто
превосходили своими стараниями мужчин, и воздвигали славнейшие знамения
победы. Не так светло небо, испещренное сонмом звезд, как Египетсая
пустыня, являющая там повсюду иноческие шатры.
5. Кто знает древний Египет, богоборный и беснующийся, раба
кошек, страшившегося и трепетавшего перед огородным луком, тот вполне уверится
в силе Христа. Впрочем, нам не нужно особенно прибегать к древним сказаниям,
потому что и доныне еще сохраняются остатки неразумия, свидетельствующие о прежде
бывшем безумии. И однако все те, которые прежде доходили до такого безумия,
ныне уже любомудрствуют о небе и небесных вещах, смеются над отеческими обычаями,
горюют о своих прародителях и ни во что не ставят своих мудрецов. Они самым
делом узнали, что учение их мудрецов представляет лишь болтовню безумных старух,
и что напротив истинная и достойная небес премудрость есть та, которая им проповедана
рыбарями. Вот почему они, со всей тщательностью сохраняя учение, особенно стараются
оправдать его своей жизнью. Отрекшись всех стяжаний и распявшись всему миру,
они идут еще далее, употребляя свои телесные силы в пользу нищих. Несмотря на
пост и бодрствование, они не хотят быть праздными даже и в продолжение дня;
но проводя ночи в священных песнях и бдениях, дни проводят в молитвах и вместе
в рукоделии, подражая апостольской ревности. Если апостол, рассуждают они, когда
устремляла на него взоры вся вселенная, трудился, работал, занимался ремеслом
и проводил без сна целые ночи для пропитания неимущих, - то тем более нам, живущим
в пустыне и удалившимся от всякого городского шума, часы спокойного досуга надо
употреблять на духовное делание. Итак, должны стыдиться все мы, и богатые и
бедные, когда они, решительно ничего не имея кроме рук, всеми силами стараются
трудиться для того, чтобы неимущие обрели от их трудов прибыток, а мы и при
нашем бесчисленном имении жалеем употребить в пособие неимущим даже наших избытков.
Какой мы дадим ответ, скажи мне? Чем извинимся? Подумай, как эти аскеты были
прежде любостяжательны и вместе с другими пороками угождали чреву? Там были
котлы мяса, о которых вспоминали иудеи, там было великое чревонеистовство; и
однако лишь только захотели, тотчас изменились и, приняв огонь Христа, устремились
к небу. Прежде они были всех невоздержнее и склоннее к гневу и сладострастию,
а ныне уже кротостью, бесстрастием и прочими добродетелями подражают бестелесным
силам. Кто был в этой стране, тот согласится с тем, что я говорю.
А если кто никогда не входил в те шатры, тот пусть вспомнит, что
Египет произвел славнейшего после апостолов мужа, блаженного и великого
Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, и пусть поразмыслит,
что и он был в той же стране, где и фараон. И однако эта страна
нисколько не послужила ему во вред, а еще он сподобился и божественного
созерцания, и вел такую жизнь, какую требуют законы Христа. В этом
уверится всякий, кто прочтет со вниманием книгу, содержащую повествование
о его жизни, в которой найдет и многие пророчества. Так он предсказал
и о недугующих Ариевым зловерием, и о вреде, который имел от них
произойти. Так Бог ему все показал, будущее представил перед его
глаза. И то обстоятельство, что ни одна из ересей не имеет подобного
мужчину, служит, наряду с прочим, величайшим доказательством истины
нашего учения. Но чтобы не рассказывать вам об этом, прочитайте
сами, что написано в его книге, узнайте все подробно, и научитесь
из нее многому любомудрию. Только, прошу вас, чтобы вы не ограничивались
одним чтением, а старались и самым делом подражать тому, что написано,
не извиняясь ни местом, ни воспитанием, ни нечестием предков. Если
мы решимся обратить на себя должное внимание, то ничто подобное
не послужит нам препятствием. И Авраам имел нечестивого отца, но
не наследовал его беззакония; и Езекия был сын Ахаза, но сделался
другом Божиим; и Иосиф жил в Египте и украсился венцом целомудрия;
и три отрока, живя в Вавилоне, в царском доме, при роскошнейшей
трапезе, показали величайшую мудрость. И Моисей был в Египте, и
Павел в мире; но никому из них ничто не послужило препятствием в
стараниях добродетели. Так и мы, помышляя обо всем этом, бросим
неуместные отговорки и предлоги, и решимся на добродетельные старания.
Тогда мы привлечем к себе и большую божественную любовь, и умолим
Господа споспешествовать нашим стараниям, и сподобимся вечных благ,
которые и да получим все мы благодатью и человеколюбием нашего Господа
Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Беседы: 1, 2,
3, 4, 5,
6, 7, 8,
9, 10, 11,
12, 13, 14,
15, 16, 17,
18, 19, 20,
21, 22, 23,
24, 25, 26,
27, 28.
|