Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

См. 16 век.

Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина, Я. С. Лурье.— М.; Л , 1959. 387 с. Опись А, №1262. С закладками.

Иосиф Волоцкий. Просветитель. М.: Валаамский монастырь, 1993. 375 с. В русском переводе. Опись А, №1263. С закладками.

Иосиф Волоцкий. Просветитель. Казань, 1896. 3-е изд. 551 с. На славянском. Опись А, №1264.

 

Послания: вел. князю на Кленова; Василию III на еретиков; второе князю Юрию Ивановичу; митр. Симону.

До 1479 г.— Послание архимандриту Вассиану о Троице.

Нифонту Суздальскому. Брату Вассиану.

около 1503 г. — Послание Иосифа Волоцкого архимандриту андронниковскому Митрофану

Переводы: послание Галениной.

Послание иконописцу и три слова об иконопочитании.

Перевод "Отвещания любозазорным", 2000.

Перевод "Просветителя" (с биографическим очерком с черносотенных позиций, 1994).

Рассуждение об иноческом жительстве - близко к 11 слову "Просветителя". Источник 14 слова - "О благопремудрых коварствах. Источник 13 слова - "Об осуждении еретиков"

Жития

Жития Иосифа Волоцкого. М., 1865. 186 с. Опись А, №1267. С закладками.

О нём крупные работы:

Булгаков Н. СПб., 1865. 220 с. - Хрущев, 1857. - Федотов, 1931.

Конволют (в Описи А, №1266, с закладками):

Его:

Сказание о новоявившейся ереси, Завещание, Сказание о троице // Древняя российская вифлиофика. Ч. 14. М., 1790. Опись А, №1266.

Послание иконописцу // ЧОИДР, 1847. Опись А, №1266.

Житие и послания. // Великие минеи четии. Сентябрь. Дни 1-13. СПб., 1868. Опись А, №1266.

О нём:

Б/а. "Просветитель" преп. И.В. // Православный собеседник, 1859. Ч. 3. Опись А, №1266.

Б/а. Преп. Иосиф, Волоколамский чудотворец, и основанный им Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1915. 130 с.Опись А, №1266.

Конволют, Опись А, №1268: С закладками!

Казанский П.И. Преп. И.В. М., 1847. 94 с. Опись А, №1268.

Иванов С.В. Кто был автором анонимного жития преп. И.В. // БВ, 1915. Опись А, №1268.

Кириллин В. "Просветитель" преп. И.В. // Записки Отдела рукописей Росс. гос. библиотеки. 2000 г. №51. Опись А, №1268.

Митр. Макарий (Булгаков). Преп. И.В. в его "Просветителе" // ХЧ, 1871. Опись А, №1268.

Архим. Макарий Веретенников. Митрополит Макарий и И.В. // Церковь и время, 1992. Опись А, №1268.

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ
(в миру Иван Санин) (ум. 1515) — игумен основанного им Волоколамского монастыря, церковный деятель и публицист. И. В. родился в семье служилых землевладельцев. Еще молодым человеком он постригся в монахи в Боровском монастыре, находившемся во владениях князей Московских и возглавлявшемся известным церковным деятелем Пафнутием Боровским. Уже в этот период И. В. написал свое первое сочинение — Послание о Троице архимандриту тверского Отроча монастыря Вассиану, направленное, возможно, против каких-то еретиков, ставивших под сомнение допустимость иконного изображения Троицы. После смерти Пафнутия в 1479 г. И. В. назначается игуменом Боровского монастыря, но вскоре покидает его из-за разногласий с Иваном III, забиравшим монастырских “сирот” (крестьян). Перебравшись во владения брата Ивана III — князя Бориса Волоцкого, И. В. основывает новый монастырь Успения Богородицы (обычно именуемый Иосифовым Волоколамским монастырем), ставший с конца XV в. одним из центров религиозной и культурной жизни Московской Руси. В обстановке борьбы церковных ортодоксов с реформационным движением на Руси (его сторонников объявляли еретиками) создаются антиеретические сочинения И. В. Не ранее 1502 г. эти сочинения были объединены в “Книгу против новгородских еретиков” (“Просветитель”), состоящую из 11 “слов”. Первоначальная (Краткая) редакция была впоследствии дополнена и переработана в Пространную редакцию из 16 “слов”. В конце XV в. И. В. пишет ряд посланий, в которых разрешает некоторые спорные вопросы монастырской жизни. Противоеретическая деятельность И. В. велась до конца XV в. в трудных для него условиях, когда Иван III, стремившийся к секуляризации монастырского землевладения, оказывал явное покровительство еретикам. И. В. прежде всего полемист и обличитель; стиль его высокопарен и торжествен. Он часто ссылается на библейские святоотеческие тексты, опираясь на которые он развивает свою, вполне самостоятельную и логичную аргументацию. Начитанность и стремление к логичности позволяют видеть в И. В. своеобразного представителя средневековой схоластики. Когда в нач. XVI в. Иван III, уступив давлению церковников, отказывается от своих секуляризационных планов и соглашается на расправу над еретиками, И. В. становится решительным сторонником великокняжеской власти. В 1507 г. произошло столкновение И. В. с князем Федором Борисовичем Волоцким, посягнувшим на монастырское имущество. Тогда И. В. заявил о переходе монастыря под непосредственную власть великого князя (с 1505 г. великим князем являлся Василий III). Против И. В. выступил архиепископ Новгородский Серапион, отлучивший волоколамского игумена от церкви, но за И. В. вступился митрополит Симон, лишивший новгородского владыку сана. Разгорелась бурная полемика между И. В. и его сторонниками, с одной стороны, и противниками монастырского землевладения (“нестяжателями”) во главе с Вассианом Патрикеевым с другой. Последний обвинил И. В. также в крайней и неоправданной жестокости по отношению к раскаявшимся и даже мнимым еретикам. В 1510—1511 гг. И. В. создает вторую, пространную редакцию “Просветителя”, пишет ряд посланий к духовным и светским лицам. Для сочинений И. В. характерна своеобразная разностильность, он умеет “с завидной легкостью” переходить “от одной манеры изложения к другой” (И. П. Еремин). Послания И. В., связанные с реальным бытом, написаны иначе, чем полемические послания, в них нередко отражается бытовая речь того времени. Творчество И. В. оказало большое влияние на публицистику XVI— XVII вв. В XVI в. он воспринимался уже как идеолог сильной монархической власти, к его “Просветителю” постоянно обращался Иван Грозный, заимствуя из него не только отдельные цитаты, но и саму манеру полемики — систематического опровержения всех замечаний своего оппонента. Изд.: Просветитель или обличение ереси жидовствующих: Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого.— Казань, 1857 (переизд.: 1882, 1892, 1904); ; Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого / Подг. текста и комм Я. С. Лурье; Перевод А. А. Алексеева // ПЛДР: Конец XV — первая половина XVI века.— М., 1984.— С. 324—349, 703—708; Послание Иосифа Волоцкого княгине Голениной // Подг текста, перевод и комм. Я. С. Лурье // Там же — С. 350—357, 708—710. Лит.: Хрущев И. Исследование о сочинениях Иосифа Санина—СПб. 1868, Вальденберг В Древнерусские учения о пределах царской власти.—Пг , 1916; Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // ТОДРЛ.—1953.—Т. 9 С. 159—177, Еремин И. П. Иосиф Волоцкий как писатель //Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.—М.; Л., I960.—С. 185—199;

Л у р ь е Я. С. Иосиф Волоцкий //Словарь книжников.— Вып. 2, ч. 1.— С. 434 439

Я. С. Лурье

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова