О его изречении "Бог нас создал для Себя и поэтому наше сердце мятётся, пока не упокоится в Боге".
Августин Иппонский: "Люби ближнего и делай, что хочешь".
См. 4 век. Патрология.
О граде Божием (части 1- 2 - 3)
О природе блага против манихеев.
О свободе воли. Кн. 2.
О христианском учении (риторике). Кн. 2.
Несколько глав из книги о
супружестве.
Об истинной религии. Минск: Харвест, 1999. 799 с.
О Троице. Краснодар: Глагол, 2004. Пер. А.Тащиана. 416 с.
Четырёхтомник (Киев, 2000):
1. Об истинной религии. Опись А, №21475.
2. Теологические трактаты. Опись А, №21476.
3 и 4 тома - О граде Божием. Опись А, №21477, 21478.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
АВГУСТИН (Augustinus) Аврелий, еп., блж. (354-430), отец Церкви, пастырь-проповедник, богослов, философ, экзегет.
Род. в г. Тагасте (Сев.Африка, ныне Алжир), в семье нумидийского (берберского) чиновника-землевладельца. Отец его был язычником (принял христианство лишь на склоне лет), а мать, Моника, — христианкой. А. учился в высшей риторской школе в г. Карфагене, где сначала вел рассеянную светскую жизнь. Постепенно в нем произошел духовный переворот. Он занялся изучением философии и религии. Нравств. чуткость побуждала его к особым размышлениям над проблемой зла. Несколько лет А. был серьезно увлечен *манихейством. После окончания риторской школы он преподавал ораторское искусство в Карфагене. В 383 встретился со знаменитым манихейским учителем Фавстом и из бесед с ним убедился в несостоятельности его доктрины. Вскоре А. отправился в Рим, а затем в г. Медиолан (Милан), где добился места преподавателя риторики. Медиоланский период стал переломным в его жизни. Там он встретил свт. *Амвросия, влияние к-рого приблизило его к пониманию христианства. Амвросий показал ему, что *аллегорический метод толкования Библии снимает многие трудности в ее понимании. Знакомство с неоплатонизмом решило для А. проблему зла, к-рое он стал рассматривать не как особое начало (так его понимало манихейство), а как искажение добра, отход от абсолютного Блага. После мучительных раздумий и колебаний А. наконец порывает с прошлым и становится христианином (крещен в 387). В 391 приезжает в г. Гиппон с намерением вести монашескую жизнь. Однако епископ города убедил его послужить Церкви в свящ. сане. В 392-95 А. служит пресвитером в Гиппоне, изучает Писание, основывает первый в лат. Африке монастырь. В 395 посвящен в сан еп. Гиппонского. До конца своих дней А. целиком отдается церк.служению и лит. работе. Умер А. во время осады Гиппона вандалами. Память его Правосл. Церковь празднует 15 июня.
Наследие А. огромно: его творения посвящены философии, полемике с манихеями и еретиками, догматич. вопросам, историософии, христ. этике. Сохранилось ок. 400 его проповедей и 270 писем, а также автобиогр. произведения: «Беседы с самим собой» («Soliloquia») и «Поправки» («Retractationes»), где А. вносит коррективы в свои прежние соч., и, наконец, «Исповедь» («Confessiones») — самая известная его книга (есть 4 рус. пер.).
Августин как экзегет. А. принадлежит большое число экзегетич. работ: «Вопросы на Евангелие» («Quaestiones Evangeliorum»), «О Нагорной проповеди» («De sermone Domini in monte»), «На некоторые части Послания к Римлянам», «На Послание к Галатам», «На различные вопросы», «О согласии евангелистов» («De consensu Evangelistarum»; рус. пер.: Творения, ч.10, К., 1906), «О книге Бытия, буквально» («De Genesi ad litteram» libri XII; рус. пер.: Творения, ч.7-8, К., 1893-95), «На Псалмы» («Enarrationes in Psalmos»), «На Книгу Иова», «О формах выражения в Свящ. Писании», «О духе и письме» («De Spiritu et Littera»; рус. пер.: М., 1787), «На Евангелие от Иоанна» («In Joannis Evangelium tractatus»), «Зеркало из всего Свящ.Писания» («Speculum»; рус. пер.: М., 1783), «Беседы на 1-е Послание Иоанна» («Tractatus in Epistolam Joannis»).
В отличие от блж. *Иеронима, А. мало интересовался исагогич. проблемами, сосредоточившись на смысловом, вероучительном значении Библии. Как проповедник он особое внимание уделял назидательному аспекту толкования. Тем не менее он сделал ряд тонких и важных наблюдений, касающихся особенностей свящ. текстов. Так, он одним из первых поставил вопрос о *синоптической проблеме, отметив, что апп. Матфей и Марк часто говорят «почти теми же словами». Он указал на то, что евангелисты знали о трудах предшественников и пользовались ими («О согласии евангелистов», 1, 2, 5).
Слова Писания сыграли решающую роль в обращении А., но к пониманию ВЗ он приходил с трудом. Свт. Амвросий советовал ему читать прор. Исайю. «Думаю, — поясняет А., — потому, что яснее других говорит он о Евангелии и призвании язычников. Не поняв и первой главы его и решив, что и вся книга темна, я отложил вторичное ее чтение до тех пор, пока не освоюсь с языком Писания» (Исповедь, IX, 5). Легче было с книгами НЗ: «... я с жадностью схватился за почтенные Книги, продиктованные Духом Твоим, и прежде всего за Послания апостола Павла. Исчезли все вопросы по поводу тех текстов, где, как мне казалось когда-то, он противоречит сам себе, и не совпадает со свидетельствами Закона и пророков проповедь его: мне выяснилось е д и н с т в о (разр. наша. — А.М.) этих святых изречений ...Я начал читать и нашел, что все истинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем Писании при посредстве благодати Твоей» (там же, VII, 21). Из этих слов явствует, что А. (по крайней мере вначале) стоял на позициях *вербализма и что (в противовес гностикам и манихеям) целиком принял учение о единстве двух Заветов. «Новый Завет, — писал он позднее, — скрывается в Ветхом, Ветхий — открывается в Новом»
Свои герменевтич. принципы А. изложил в кн. «О христианском учении» («De doctrina Christiana»). Там, в частн., он пишет: «Богобоязненный человек со всей серьезностью отыскивает волю Божию в Свящ. Писании. Если он не любитель словопрений, он должен смирять себя благочестием. Он должен также хорошо владеть знанием языка, чтобы не споткнуться о слова и фразы; он также должен знать многие основные вещи, чтобы не потерпеть неудачу в понимании мест или значения пояснительных слов. Он также нуждается в помощи надежных текстов, которые переписаны искусно и со тщанием. Владея всем этим, он готов к обсуждению и объяснению неясностей Писания» (III, 1).
А. указывает, что трудности экзегезы могут возникнуть даже по такой, казалось бы, незначит. причине, как пунктуация. Многие еретики, неправильно расставляя знаки препинания, делают из Библии неправославные выводы. Толкователю, согласно А., необходимо учитывать смысл всего контекста, а не вырывать из него отд. фразы и положения. Он должен стремиться проникнуть в смысл целого, чтобы точнее понять мысль свящ. писателя, имея в виду, что Библия о многом говорит иносказательно.
Следуя свт. Амвросию, А. считал Библию многоплановой и поэтому нуждающейся в аллегорич. толковании: «Писание начало казаться мне тем более достойным уважения и благоговейной веры, что оно всем было открыто и в то же время хранило достоинство своей тайны для ума более глубокого; по своему общедоступному словарю и совсем простому языку оно было Книгой для всех и заставляло напряженно думать тех, кто не легкомыслен сердцем» («Исповедь», VI, 5). Тем не менее А. не остался исключительно на позициях аллегоризма. Он признавал законность и возможность различ. методов толкования. «Чем, говорю я, помешает мне, если я иначе пойму писавшего, чем поймет другой? <...> Среди такого разнообразия правильных мыслей, да установит согласие сама Истина» (там же, XII, 18, 30). В своей знаменитой книге «О Граде Божием» («De civitate Dei») А. проследил всю библ. историю, комментируя ее с т.зр. христианского понимания мировых событий. В этом труде он соединил историч. и буквальный подход к тексту с прообразовательным и аллегорич. толкованием. В частн., он писал: «Никто не мешает разуметь под раем жизнь блаженных; под четырьмя его реками — четыре добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость; под деревьями его — все полезные учения; под плодами деревьев — нравы благочестивых, под древом жизни — самую мать всех благ, мудрость, и под древом познания добра и зла — опыт нарушения заповеди» (XIII, 21). Говоря о перечне потомков Ноя, А. выдвинул смелую для своего времени идею, что Бытописатель имел в виду не отд. людей, а народы (XVI, 3).
Влияние А. на христ. мысль (особенно западную) было сильным и многосторонним. Оно сказалось не только в богословии, этике и философии, но и в толковании Библии.
u Opera omnia, t.1-11, P., 1864-65 (M i g n e. PL, t. 32-47); в рус. пер.: Слово на Рождество св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, ВЧ, 1852-53, № 14; Творения блж.А., еп.Иппонийского, ч.1-8, К., 1901-152; «Исповедь», М., 1914; то же, пер.М.Е.Сергеенко, БТ, 1978, сб.19; Об обучении оглашаемых, БТ, 1976, сб. 15.
l Б ы ч к о в В.В., Эстетика Аврелия А., М., 1984; Г е р ь е В.И., Блж. А., М., 1910; И.Х-а, Учение блж. А. о богодухновенности Свящ. Писания, В и Р, 1894, № 2; К р е м л е в с к и й А.М., Первородный грех по учению блж. А. Иппонского, СПб., 1902; НЭС, т. 1; *Л о п у х и н А.П., Промысл Божий в истории человечества, СПб., 18982; М а р у А., Св. А. и августинизм, «Символ», № 8, 1982; П и с а р е в Л., Учение блж. А., еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу, Каз., 1894; архиеп.П и т и р и м (Н е ч а е в), О блж. А., БТ, 1976, сб. 15; П о п о в
И.В., Личность и учение блж. А., т.1, Серг.Пос., 1916; Т р у б е ц к о й Е.Н., Религ.-обществ. идеал зап. христианства в 5 в., ч.1. Миросозерцание блж. А., М., 1892. Библиогр. на иностр. яз. см.: NCE, t.1, p.1057; см. также лит-ру к ст. Святоотеческая экзегеза.
об А. Попов, 1917; Мейендорф; о его эстетике Бычков, 1995; Суини о его философии; Амман; о его историософии Лопухин, 1896.
Гофф об идее чистилища у А.
Августин: pro et contra. СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2002. 976 с.
Banner, William Augustus. The Path of Saint Augustin. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 1996. 72 pp. Философский анализ.
Chadwick, Henry. Augustine of Hippo. A Life. Oxford University Press, 2009. 198 pp.
Трубецкой Е. Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в., ч. 1. Миросозерцание блаженного Августина. М., 1892. 280 с.
Марру Анри-Ирене. Святой Августин и августинианство / пер. О.Головой Долгопрудный: Вестком, 1999 Отрывок
Казанский Н. Исповедь как литературный жанр // Вестник истории, литературы, искусства / РАН, Отд-ние ист.-филол. наук ; гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин. - М. : Собрание, 2009.
Augustine and his critics: essays in honour of Gerald Bonner by Gerald Bonner. 2000.
Augustin and his critics. Essays in honour of Gerald Bonner. Ed. by Robert Dorado, Geroge Lawless. London: Routledge, 2000. 286 pp.
Bennett, Jana. Water is Thicker than Blood. An Augustinian Theology of Marriage and Singleness. Oxford University Press, 2008. 258 p. Бенет Яна. Вода гуще крови: августинианская теология брака и безбрачия. Оксфорд, 2008.
"In Search of Truth": Augustine, Manichaeism and other Gnosticism. Ed. Jacob Albert van der Berg. Leiden: Brill, 2011. Pp. 742.
The Cambridge Companion to Augustine. Ed. Stump, Eleonor; Kretzmann, Normann. Cambridge University Press, 2006. 297 pp. Кембриджский путеводитель по блаженному Августину, сборник очерков разных авторов.
Mathews, Charles. Evil and the Augustinian Tradition. Cambridge University Press, 2004. 286 pp. Зло в августинианской традиции.
Matthews, Gareth B. Augustine. Oxford: Blackwell, 2005. 161 pp. Гэрет Матьюз. Августин. Оксфор. Научно-популярно.
Sorabji, Richard. Emotion and Peace of Mind. From Stoic Agitation to Christian Temptation. Oxford, 2000. 512 pp.
О его отношении к герметизму Шабуров, 1985.
Алексей Муравьев. Псалом CXXX в экзегезе Августина. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2004, 106 с.
Чанышев А.А. "Град земной" в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта
античной истории и гражданской культуры в историософии Августина. - Вопросы философии.
- 1999. - №1. Выписки.
О его учении в связи с расколом донатистов Валиев, 2000.
Т.Нестик (Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время, "Вопросы философии", 1998, №10) анализирует способ, который Августин решал проблема временности языка и мышления. Внутреннее слово есть эксплицитное самопознание, предшествующее действию, то настоящее, в котором человек выбирает между добром и злом, которое есть вечность, сразу становящаяся временем.
Unterseher, Lisa A., 1964- Title The mark of Cain and the Jews : Augustine's theology of Jews and Judaism Publisher Piscataway, NJ : Gorgias Press, 2009, 214 pp.
Chadwick, Henry. Augustine of Hippo: A Life. New York and Oxford, Oxford University Press, USA, 2009, 208 pp.
Dobell, Brian. Augustine's Intellectual Conversion: The Journey from Platonism to Christianity. Cambridge, Cambridge University Press, 2009, 268 pp.
Drecoll, Volker H.; Kudella, Mirjam. Augustin und der Manichäismus. Tübingen, Mohr Siebeck, 2011, X, 292 Seiten.