Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

СЛУЖЕНИЕ, СЛУЖИТЕЛЬ

 

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Ср. катехизис. Призвание.

Слова «служитель» и «служение» соответствуют греч. διάхονος и διαхονία; в греч. переводе LXX эти слова употребляются редко и то лишь в их мирском значении (Есф 1.10; 6.1-5). Как в Вульгате minister, ministerium, так и в русском тексте служитель, служение соответствуют евр. мешарет (см Исх 24.13: Иисус Навин, служ. Моисея); иногда этим словом обозначают священников, служителей культа (Ис 61.6; Иез 44.11; Иоил1.9).

Наличие религиозного С. ясно засвидетельствовано в ВЗ. В народе Божием его совершают исполнители определенных священных функций, на них лежат определенные свящ. обязанности. Ими являются цари, пророки и носители Священства, осуществляющие посредничество между Богом и Его народом. Так Павел говорит, что Моисей был служителем первого Завета (2 Кор 3.7,9). В НЗ Христос есть единый священник, приносящий жертву спасения, единый носитель откр., ибо Он есть Слово Божие, ставшее плотию. Но в Церкви, основанной Им, совершается С. нового рода - С. Его Слову и Его благодати.

I. СЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВИ

1. Служение благовествования апостольского. - Христос учил Своих Апостолов рассматривать их назначение как С.: тогда как главы народов хотят, чтобы их почитали благодетелями и господами, Апостолы по Его примеру должны быть слугами (διάхονος) всех (Мк 10.42 слл п). Они - Его слуги и поэтому войдут с Ним во славу Отца (Ин 12.26). С самого начала Деяний апостольское благовествование рассматривается как С. (διαхονία: Деян 1.17,25), к-рое Матфей призван совершать с Одиннадцатью другими. Призвание Павла к апостольству (Рим 1.1) есть также призыв к С. (1 Тим 1.12; см 2 Кор 4.1), к-рое Павел затем достойно исполняет (Деян 20.24) и к-рым Бог приносит спасение язычникам (21.19). Сознавая себя служителем Бога (2 Кор 6.3 сл) и служителем Христа (11.23), он глубоко чувствует величие этого призвания, большего, чем призвание самого Моисея, потому что чрез него становятся служителями Нового Завета, правды, Духа (3.6-9), примирения (5.18), благовествования (Кол 1.23; Еф 3.6 сл) и Церкви (Кол 1.24 сл).

2. Различные служения. - Однако С. в первохристианской Церкви понимается значительно шире, чем апостольское благовествование в узком смысле слова. Слово διαхονία применяется, прежде всего, к материальному обслуживанию общины, как «попечение о столах» (Деян 6.1,4; см Лк 10.40) и сборы для иерусалимских бедных (Деян 11.29; 12.25; Рим 15.31; 1 Кор 16.15; 2 Кор 8.4; 9.1,12 сл). Кроме того, особое С. доверено Архиппу (Кол 4.17) и Тимофею (2 Тим 4.5). Служителями (διάхονος) называются Аполлос, как и Павел (1 Кор 3.5), Тимофей (1 Фес 3.2; 1 Тим 4.6), Тихик (Кол 4.7; Еф 6.21), Епафрас (Кол 1.7) и даже иудействующие лжеапостолы (2 Кор 11.23). Все это показывает, что в Церкви имеются «различные служения» (1 Кор 12.5), ибо Дух посылает Свои различные харизмы «на дело служения» (Еф 4.12). Каждое С. такого рода (Рим 12.7) должно осуществляться под влиянием Св. Духа (1 Кор 12.7) как поручение, полученное от Бога (1 Петр 4.11). Следует рассмотреть, в чем состоят эти С. В перечисленных в Посланиях харизмах всегда ставится на первое место отношение к Слову Божию (апостол, пророк, учитель, евангелист). Но это не исключает наличия С. собственно пастырского, что специально указывается в Еф. 4.11.

II. ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

1. В НЗ с Апостольских времен возникает иерархия управления, к-рая продолжает деятельность Апостолов. Во главе всех евр. общин стояли старейшины (πρεσβύτεροι). Посланные на проповедь Павел и Варнава также ставили повсюду пресвитеров для управления Церквами (Деян 14.23). Во время апостольского собрания в Иерусалиме к Двенадцати присоединились пресвитеры местной общины, во главе к-рой стоял Иаков (15.2,4,6,22 сл; 16.4); то же было по возвращении Павла (21.18). Во время своего последнего путешествия Павел принял в Милете Ефесских пресвитеров (20.17). Итак, с этого времени, непосредственно или через своих посланных, Апостолы учреждают в каждом городе коллегию пресвитеров (Тит 1 .5), назначение к-рых подчинено точным правилам и к-рые поставляются возложением рук (1 Тим 5.17-22). Это показывает, что пресвитерству соответствует особая харизма Св. Духа: оно - не простая административная функция. Согласно Посл. Иакова, пресвитеры молятся за больных и помазывают их елеем (Иак 5.14). В другом тексте говорится, что они должны председательствовать на христианском собрании (1 Тим 5.17). Указания Павла на предстоятелей (προïστάμενοι) относятся, вероятно, к пресвитерам (1 Фес 5. 12 сл; см Рим 12.8), равно как и упоминание о наставниках (ήγούμενοι, - в Евр 13.7,17,24).

2. В Посл, к Флп. упоминаются совместно епископы и диаконы (Флп 1.1): здесь можно видеть начальную стадию иерархии. Семеро, поставленные Двенадцатью, чтобы «пещись о столах» (Деян 6.1-6), видимо считаются в Деяниях прототипами будущих диаконов. Так же как пресвитеры, они приступают к своим обязанностям через возложение рук (Деян 6.6). Их С. не ограничивается материальным обслуживанием, ибо они проповедуют - Филиппа прямо называют благовестником (Деян 21.8). В пастырских Посланиях даются правила для избрания этих диаконов (1 Тим 3.8-13). Речь идет о низшем виде С., функцию к-рого не легко установить. Функции Фивы, диакониссы Церкви Кенхрейской (Рим 16.1), вероятно, иного характера, ибо нам известны точные указания Павла о роли женщины в молитвенных собраниях (1 Кор 11.1-16; 14.33 сл). Что же касается приема вдов, он был очень строг; характер их С. трудно определить (1 Тим 5.9-15).

3. Епископы, как указывает их имя (έπίσхοπος букв. надзиратель), поставлены, чтобы бдеть над общинами. Такое назначение было известно в иудействе: в Кумранской общине, «медаккер» (надзиратель) имел сходную обязанность. Первоначально «надзирают» сообща над каждой церковью пресвитеры, ибо их назначение - «пасти Божие стадо» (Деян 20.28; 1 Петр 5.2 сл) по образу Христа, Пастыреначальника (1 Петр 5.4), Пастыря и Блюстителя душ (1 Петр 2.25). Но пастырские Послания показывают, что в каждой общине - один епископ, к-рый должен быть избран со всем тщанием (1 Тим 3.1-7) среди пресвитеров (Тит 1.5-9). Это, вероятно, тот пастырь (см Деян 20.28 сл), о к-ром говорит Павел, перечисляя харизмы (Еф 4.11), и на кот-ром лежит часть ответственности, возложенной Христом на Апостолов (Ин 21.15 слл; см Мф 18.12 слл). Посланные Павлом Тит и Тимофей имеют власть над пресвитерами, диаконами и епископами церквей, ввереных им. На них лежит ответственность в области богослужебной (1 Тим 2.1-15) и вероучительной (1 Тим 4.6,13-16; 6.3). Забота о вероучительстве лежит также на каждом епископе в порученной ему области (Тит 1.9). Эта передача функций управления, первоначально порученного Апостолам, указывает на эволюцию в организации Церкви. После кончины Апостолов Церковь сохранила иерархию трех степеней: епископ есть пастырь и глава общины; он окружен пресвитерами, к-рым помогают диаконы. Харизма, необходимая для исполнения их обязанностей, по прежнему даруется им возложением рук (см 2 Тим 1.6).

4. Наименование священников нигде не дается этим служителям НЗ, в том числе и Апостолам. Но благодаря этому С., они становятся служителями священства Иисуса Христа, единого Первосвященника людей. В силу этого, они, вслед за Апостолами - домостроители Бога (Тит 1.7), Его тайн (1 Кор 4.1), Его благодати (1 Петр 4.10). Такова перспектива, в к-рой развивалась идея хр-ского священства с трехстепенной иерархией (епископ, священники, диаконы). Тождественное по своим функциям со С., данным нам в НЗ, осуществляемое в силу той же харизматической власти, оно в конечном счете происходит от апостольского С., поскольку это С. могло быть передано.

PG

См.: Апостолы II 1 - власть ВЗ II, НЗ II - возложение рук НЗ 2 - пастырь и стадо НЗ 2 - проповедовать II 2 б - священство ВЗ I 4, НЗ III - Слово Божие ВЗ III 1, НЗ II 1 - служить III 2 - увещевать - харизмы II 1,2 - Церковь


СЛУЖИТЕЛЬ БОЖИЙ, Раб, Отрок см. Агнец Божий 1 - гордость (дерзновение) ВЗ 3 - друг 2 - Дух Божий ВЗ III, НЗ I 2 - Евхаристия IV 1 - жертва ВЗ III 3, НЗ I - избрание ВЗ III 2, НЗ I - Иисус Христос I 3, II 1 б - Мессия ВЗ II 3; НЗ I 2, II 2 - Моисей 1,3 - насилие I 2, III 3, IV 2 - Остаток ВЗ 3 - победа ВЗ 3 а, НЗ 1 - посланничество ВЗ III 1, НЗ II 2 - послушание III - посредник I 2 - правда А I ВЗ 2 - пророк - служить II,III - Союз-Завет ВЗ III 2, НЗ I - страдание ВЗ III - Сын Человеческий НЗ I 1 б - умилостивление - человек II 2


СЛУЖИТЬ

Слово «служение» имеет в Библии два противоположных смысла, согласно тому, обозначает ли оно подчинение ч-ка Богу или же порабощение ч-ка ч-ком, т.е. рабство. История спасения учит нас, что освобождение ч-ка зависит от его подчинения Богу и что «служить Богу значит царствовать» (литургический текст лат. обряда).

I. СЛУЖЕНИЕ И РАБСТВО

В отношениях между людьми одно и то же слово может означать два конкретных положения, глубоко различных: положение раба, каким оно являлось в языческом мире, где порабощенный ч-к был низведен до уровня животных и вещей, и положение служителя, как оно определено Законом народа Божия: в этом народе раб остается ч-ком и занимает свое место в семье, таким обр., что он, будучи настоящим служителем, может стать там доверенным и наследником (Быт 24.2; 15.3). Из-за этого термины остаются двусмысленными: авад (евр.) и δουλεύειν (греч) применяются в обоих случаях. Однако существуют слова, к-рые обозначают служения или зависимость, имеющие почетный характер - будь то служба военачальников царю (евр. шерат) или же общественное служение и прежде всего служение религиозное (греч λειτουργεĩν).

II. ВЗ: РЕЛИГИОЗНОЕ СЛУЖЕНИЕ И ПОСЛУШАНИЕ

С. Богу - честь для народа, с к-рым Он заключил Союз-Завет. Но высокое положение обязывает. Ягве - Бог ревнитель, не терпящий раздела (Втор 6.15), как говорится в одном тексте Писания, к-рое приводит Христос: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Мф 4.10; см Втор 6.13). Эта верность должна проявляться и в культе и в поведении. Таков смысл предписания, где перечислены синонимы служения Богу: «Господу Богу вашему последуйте и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор 13.4)

1. Религиозное служение. - С. Богу значит прежде всего приносить Ему дары и жертвы, обеспечивать содержание Его храма. Именно поэтому священники и левиты называются «те, кто отправляют службу» Господу (Числ 18; 1 Цар 2.11,18; 3.1; Иер 33.21 сл). Действительно, священник определяется как страж святилища, служитель Бога и толкователь Его прорицаний (Суд 17.5 сл). В свою очередь всякий верный, исполняющий культовое действие, С. Господу (2 Цар 15.8). В конечном счете выражение «служить Богу» стало обозначать обычно воздаваемый Богу культ и мало-помалу становится синонимом поклонения (Ис Нав 24.22).

2. Послушание. - Служение, к-рого требует Ягве, не ограничивается обрядовым культом, оно распространяется на всю жизнь, выражаясь в послушании заповедям. Вот что неустанно повторяют пророки и Втор.: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар 15.22; см Втор 5.29 слл), открывая всю глубину требования такого послушания: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос 6.6; см Мер 7).

III. СЛУЖИТЬ БОГУ, СЛУЖА ЛЮДЯМ

Иисус обращается к выражениям Закона и Пророков (Мф 4.10; 9.13), дабы напомнить о том, что служение Богу исключает всякий другой культ и что силою любви, вдохновляющей его, оно должно захватывать его. Он называет соперника, препятствующего этому С.; это деньги, С. к-рым неправедно. О таком С. Апостол, вслед за Учителем' говорит, что любостяжание есть идолослужение (Еф 5.5). Надо сделать выбор: «Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне (богатству)» (Мф 6.24 п). Если ч-к любит одного, то другого будет ненавидеть и презирать. Поэтому отказ от богатства необходим для того, кто хочет следовать за Иисусом, Служителем (Рабом) Божиим (Мф 19.21).

1. Служение Иисуса. - Сын возлюбленный, посланный Богом, чтобы увенчать дело служителей ВЗ (Мф 21.33 ... п), пришел, чтобы послужить. С самого детства Он утверждает, что Ему «должно быть в том, что принадлежит Отцу» Его (Лк 2.49). Вся жизнь Иисуса прошла под знаком «надлежит», что выражает Его полную зависимость от воли Отца (Мф 16.21 п; Л к 24.26), но за этой необходимостью служения, ведущей Его к крестной смерти, Иисус открывает любовь, к-рая одна сообщает этой необходимости ее достоинство и ценность: надо «чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин 14.31).

Служа Богу, Иисус спасает людей. Он преодолевает их нежелание С. и открывает им, какое С. ожидает от них Отец: Он хочет, чтобы они всецело отдавали себя на С. своим братьям, подобно тому как сделал Сам Иисус, их Господь и Учитель: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою...» (Мк 10.45 п). «Я дал вам пример... Раб не больше господина своего» (Ин 13.15 сл). «Я посреди вас, как служащий» (Лк 22.27).

2. Величие христианского служения. - Служители Христа прежде всего служители Слова (Деян 6.4; Л к 1.2), возвещающие Благую Весть, исполняя т. обр. священное служение (Рим 15.16; Кол 1.23; Флп 2.22), «со всяким смиренномудрием» и если требуется «со многими слезами, среди искушений» (Деян 20.19). Что касается тех, кто С. общине, по образу Семи, избранных Апостолами (Деян 6,1-4), Павел объясняет им, при каких условиях это С. будет угодным Господу (Рим 12.7,9-13). Впрочем все христиане через крещение перешли от С. греху и Закону, к-рый был рабством, к С. правде и Христу, К-рый есть свобода (Ин 8.31-36; Рим 6-7; см 1 Кор 7.22; Еф 6.6). Они С. Богу как сыны, а не как рабы (Гал 4), ибо они С. Ему «в обновлении Духа» (Рим 7.6). Благодать, к-рая перевела их из состояния рабов в состояние друзей Христа (Ин 15.15), помогает им С. своему Господу с той верностью, к-рая дает убеждение, что и они войдут «в радость господина» своего (Мф 25.14-23; Ин 15.10 сл).

СА & MFL

См.: ангелы - бедные НЗ III 3 - власть НЗ I 1, II 1 - воздаяние I - друг 2 - гостеприимство 2 - культ - Мария III 1 - освобождение III 3 в - поклонение I 3 - послушание - раб - священство - Слово Божие ВЗ III 1, НЗ II 1 - служение I - Раб Божий - трапеза V

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова