Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

РАДОСТЬ

См. катехизис. Человек.

Радость - и вино, Честертон; См. смех. См. Лк. 10,20 (чему радоваться).

 

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Откровение Бога Творца и Спасителя вызывает в ч-ке преизбыточествующую Р. Можно ли созерцать творение Божие и не воскликнуть :«Буду веселиться о Господе» (Пс 103.34) и не пожелать, чтобы «веселился Господь о делах Своих» (Пс 103.31)? Пред лицом Бога, действующего в истории, Р. охватывает каждого ч-ка, не лишенного разума (91. 5 слл), и эта Р. передается другим: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего» (94.1). «Да веселятся небеса, и да торжествует земля... пред лицем Господа; ибо идет...» (95.11 слл). А идет Он, дабы призвать Своих верных «войти в радость господина» их и открыть доступ к ней (Мф 25.21).

B3

I. РАДОСТИ ЖИЗНИ

Р. ч-ской жизни включена Богом в Его обетования (Втор 28.3-8; Иер 33.11), а за неверность Ему Он карает лишением Р. (Втор 28.30-33,47 сл; Иер 7.34; 25.10 сл). Смиренную Р., разделяемую ч-ком с женой, к-рую он любит (Еккл 9.9), Р. при виде плодов своих дел (3.22), Р. «есть и пить и услаждать душу свою от труда своего» (2.24; 3.12 сл) щадит беспощадная критика самого Екклезиаста. Он даже восхваляет эту Р. (8.15), позволяющую ч-ку забывать о жизненных невзгодах, ибо она дана ему Богом, так как это «его доля» (5.17 слл). Вино создано, чтобы «веселить ч-ков» (Суд 9.13; Пс 103. 15), к-рые умеют им умеренно пользоваться (Сир 31.33). Оттого время сбора винограда есть время Р. (Ис 16.10), так же как и время жатвы (Пс 125. 5 сл). Р. же, к-рую жена дает в избытке мужу своей нежностью и добродетелью (Притч 5.18; Сир 26. 2,16), является прообразом высших Р. (Ис 62.5). Чадородие - источник веселия для супругов (1 Цар 2.1,5; Пс 112.9; см Ин 16.21), в особенности если их сын мудр (Притч 10.1).

Наряду с шумными Р. в дни больших событий - венчания царя на царство (3 Цар 1.40), победы (1 Цар 18.6) или возвращения из Плена (Пс 125. 2 сл), существуют и другие Р., настолько сокрытые в сердце, что их не поверяют чужому (Притч 14.10). Мудрый знает цену этой Р. сердца, Р. благотворной как врачевание (Притч 17.22), к-рую можно укрепить добрым словом (12.25) или светлым взглядом (15.30). Бог осуждает только порочные Р., вызываемые деланием зла (2.14), в особенности же ту злую Р., к-рую доставляет его врагам несчастье праведного (Пс 12.5; 34.26).

II. РАДОСТИ СОЮЗА-ЗАВЕТА

Бог, от К-рого исходят здоровые Р. жизни, предлагает Своему народу самые высокие из них: а именно те, к-рые народ обретает в сохранении верности Союзу-Завету.

1. Радости совместного служения Богу. - В культе Израиль находит Р. хвалить Бога (Пс 32.1), К-рый соблаговолил стать его царем (Пс 149.2) и К-рый призывает радоваться в Его Присутствии (Втор 12.18). Израиль вкушает также Р. от братского общения (Пс 132). В этом он находит средство действенно противостоять соблазну ханаанских культов, чувственные ритуалы к-рых - мерзость перед Господом (Втор 12.30 сл; 23.18 сл). Праздники, к-рые проходят в атмосфере восторга и ликования (Пс 41.5; 67.4 сл; 99.2), напоминают народу, что «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс 117.24). Нек-рые из этих празднеств отмечены в истории, как, напр.. Пасха Езекии (2 Пар 30.21-26), возвращение из Плена (Езд 6.22) и в особенности праздник Кущей, когда Ездра, после оглашения Закона, пригласил народ на радостный пир и возвестил: «День сей свят... Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость перед Господом - подкрепление для вас» (Неем 8.10). И закон для сохранения этой полноценной Р. предписывает народу черпать ее в самом ее источнике, собираясь в Иерусалим по случаю трех годовых праздников, чтобы получить благословение Божие (Лев 23.40; Втор 16.11,14 сл). И Бог желает, чтобы все народы приходили черпать из этого источника (Ис 11.3; 55.1; 56.6 сл).

2. Радость личной верности. - Эта Р., предлагаемая всем, есть доля смиренных, составляющих истинный народ Божий (Пс 149.4 сл). Подобно Иеремии, они «съедают» Слово Божие и это Слово им в Р. (Иер 15.16). Сердце их «веселится о Боге» (Пс 32.21; 36.4; Иоил 2.23) и о Законе Его (Пс 18.8 сл), к-рый является их богатством (118.14,111,162) и к-рый их утешает в скорбях и горестях (118.143). Эти смиренные, взыскующие (искать Бога), могут ликовать (33.3; 68.33; 69.5; 104.3), будучи оправданными по милости Господней (31.10 сл) и по милосердию Божию (50.10,14). Их доверчивое единение с Господом, К-рый есть их единственное благо (15.2; 72.25,28), открывает перед ними перспективы вечной Р. (15.9 слл). Ее предвкушение - в их близости с Премудростию Божией (Прем 8.16).

3. Эсхатологические радости. - Израиль действительно живет надеждой. Культ напоминает о высоких деяниях Господа и прежде всего об исходе, дабы вызвать в нем желание Нового Исхода, когда Бог откроет Себя как единственный Спаситель всего мира (Ис 45.5-8,21 сл). Тогда настанет мессианская Р., преизобилие к-рой возвещал Исаия (9.2). «Возвеселится пустыня» (35.1) перед деяниями Бога, восторжествуют небеса, возвеселится земля (44.23; 49.13), в то время как освобожденные пленники «приидут на Сион с радостным восклицанием» (35.9 сл; 51.11), чтобы «облечься в ризы спасения» и в «одежды правды» (61.10) и чтобы обрести «веселие вечное» (61.7), что будет осуществлением их надежды (25.9). Тогда воспоют рабы Господа с веселием в сердце, в новом творении, ибо Бог сотворит Иерусалим «Радостью» и народ Свой «Веселием», чтобы радоваться в них и дать всем нескончаемое ликование (65.14,17 слл; 66.10). Такова та Р., к-рую Иерусалим ожидает от своего Бога, Пресвятого и Вечного, Чье милосердие принесет ему спасение (Вар 4.22 сл,36 сл; 5.9). Совершитель этого дела спасения есть Царь, грядущий к нему в смирении, Царь, К-рого он встретит ликованием (Зах 9.9).

НЗ

I. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ РАДОСТЬ

Этот кроткий царь есть Иисус Христос, возвещающий смиренным Р. спасения и дающий ее Своей жертвой.

1. Радость спасения, возвещенная смиренным. - Пришествие Спасителя создает атмосферу Р., к-рая у Лк чувствуется больше, чем у других евангелистов. При посещении Девой Марией Елисаветы Иоанн Креститель взыграл радостно во чреве матери (1.41, 44), еще до того, как он принес людям Р. своего рождения (Лк 1.14). И Пресвятая Дева, К-рую ангел призвал к Р. (1.28; греч. χαĩρε = радуйся), воспела с Р. и смирением Господа, ставшего ее Сыном для спасения смиренных (1.42,46-55). Рождение Иисуса - великая Р. для ангелов, возвестивших его, и для людей, спасти к-рых пришел Иисус (2.10,13 сл; см Мф 1.21). Эта Р. - ответ на упования праведных (Мф 13.17 п), к-рые, подобно Аврааму, уже радовались, когда помышляли о ней (Ин 8.56).

В Иисусе Христе Царство Божие уже присутствует (Мк 1.15 п; Лк 17.21). Он - Тот Жених, Чей голос «Р. радует» Иоанна Крестителя (Ин 3.29) и в Чьем присутствии Его ученики могут не поститься (Лк 5.34 п). Они радуются сознанию того, что их « имена написаны на небесах» (10.20), ибо они в числе нищих (6едных), к-рых есть Царство Небесное (6.20 п), то сокровище, за к-рое люди с Р. отдают все, что имеют (Мф 13.44). И Иисус поведал Своим ученикам, что гонения, укрепляя их уверенность, должны еще усилить их Р. (Мф 5.10 слл п).

Ученики правы, когда радуются Чудесам Иисуса, к-рые удостоверяют Его миссию (Лк 19.37 слл), но радоваться они должны не от сознания чудотворной силы, сообщенной им Христом (10.17-20), ибо их Р. не должна быть подобной суетной Р. тех людей, к-рые, как Ирод (23.8), испытывают любопытство ко всяким чудесам, но быть только средством, чтобы призывать чистые души возносить хвалу Богу (13.17) и привлекать грешников к Спасителю, располагая их к радостному приятию Его и к обращению (19.6,9). Ученики должны радоваться такому обращению, как истинные братья (15.32), как радуется этому на небесах Отец Небесный и ангелы (15.7,10,24), как радуется этому Пастырь Добрый, Чья любовь спасла заблудших овец (15.6; Мф 18.13). Но чтобы разделить с Ним эту Р., нужно любить, как Он любил.

2. Радость Духа - плод Крестной смерти. - Иисус, К-рый возрадовался духом тому, что Отец Небесный открылся через Него малым сим (Лк 10. 21 сл), отдает жизнь Свою за них, Своих друзей, чтобы сообщить им ту Р., источник к-рой есть Его любовь (Ин 15.9-15), тогда как у подножья креста Его враги выражали злую Р. (Лк 23.35 слл). крестной смертью Иисус идет к Отцу. Ученики должны были бы радоваться этому, любя Иисуса (Ин 14.28), если бы понимали цель этого ухода, к-рая есть дар Духа Св. (16.7). Благодаря этому дару, они будут жить жизнью Иисуса (14.16-20) и, если чего попросят во Имя Его, они все получат от Отца. Тогда их печаль претворится в Р. Р. эта будет совершенна, и никто не отнимет ее у них (14.13 сл; 16.20-24).

Но ученики так мало поняли, что Страсти Христовы приводят к Воскресению, и крестные страдания так ослабили их надежду (Лк 24.21), что при явлениях Воскресшего они боялись предаваться захватывающей их Р. (24.41). Тем не менее, когда Воскресший, показав им исполнение Писания и обещав им силу Духа Св. (24.44,49; Деян 1.8), вознесся на небо, ученики пребывали в великой Р. (Лк 24. 52 сл). Сошествие Св. Духа сделало эту Р. столь же заразительной (Деян 2.4,11), сколь и непоколебимой: «они пошли... радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие», за имя их Спасителя, Чьими Свидетелями они были (Деян 5.41; см 4.12; Л к 24.46 слл).

II. РАДОСТЬ НОВОЙ ЖИЗНИ

Слово Иисуса принесло свой плод: «Те, кто веруют в Него, имеют в себе радость совершенную» (Ин 17.13), их община живет «в веселии и простоте сердца» (Деян 2.46), и возвещение Благой Вести всюду является источником великой Р. (8.8). Крещение исполняет верующих Р., исходящей от Духа Св. (13.52; см 8.39; 13.48; 16.34), и это дает Апостолам силу воспевать Бога, перенося самые жестокие испытания (16.23 слл).

1. Источники духовной радости. - Р. есть, поистине, плод Духа Св. (Гал 5.22) и характерное свойство Царства Божия (Рим 14.17). Она не есть преходящий восторг, вызываемый Словом и исчезающий при испытаниях (см Мк 4.16 сл), но духовная Р. верующих, к-рые в испытаниях становятся нашим образцом (1 Фес 1.6 сл) и к-рые своей радостной щедростью (2 Кор 8.2; 9.7), своим совершенством (2 Кор 13.9), своим единодушием (Флп 2.2), своей покорностью (Евр13.17) и своей верностью истине (2 Ин 4;3. Ин 3 сл) пребывают ныне и будут в День Господень Р-тью Апостолов (1 Фес 2.19 сл).

Любовь, приобщающая верующих к истине (1 Кор 13.6), доставляет им постоянную Р., к-рая укрепляется их молитвой и непрестанным благодарением (1 Фес 5.16; Флп 3.1; 4.4 слл). Как благодарить Отца за введение в Царство Сына Его Возлюбленного и не испытывать Р. (Кол 1.11 слл)? Источником Р. является и усердная молитва, ибо ее воодушевляет надежда, и Бог надежды отвечает на нее, исполняя всякой Р. верующего (Рим 12.12; 15.13). Поэтому Петр и призывает в ликовании славить Бога. Вера Апостола, к-рая испытывается скорбью, но к-рая сохраняет уверенность в спасении, доставляет ему неизреченную Р. - предвкушение славы (1 Петр 1.3-9).

2. Свидетельство радости при испытании. - Но такая Р. есть свойство только испытанной веры. Чтобы пребывать в веселии, когда откроется слава Христа, Его ученику следует радоваться в той мере, в какой он причастен к страданиям Христа (1 Петр 4.13). Подобно своему Учителю, он в мире сем предпочитает крест Р-сти (Евр 12.2), он с Р. приминает расхищение своего имения (Евр 10.34), почитая высшей Р. переносить всякие искушения (Иак 1.2). Для Апостолов, как для Христа, бедность и гонения приводят к совершенной Р.

Павел в своем апостольском служении испытывает эту крестную Р., она является одним из элементов его свидетельства: при огорчениях служители Божий всегда радуются (2 Кор 6.10). Апостол «преизобилует радостью при всей скорби» (2 Кор 7.4). Он радуется с полной самоотверженностью, лишь бы «проповедали Христа» (Флп 1.17 сл), и он находит Р. в страданиях за своих верных и за Церковь (Кол 1.24). Он даже призывает Филиппийцев сорадоваться тому, что он прольет свою кровь как высшее свидетельство веры (Флп 2.17 сл).

III. ПРИОБЩЕНИЕ К ВЕЧНОЙ РАДОСТИ

Но испытания придут к концу, и Бог отомстит за кровь Своих рабов, осудив Вавилон, упившийся этой кровью. Тогда будет Р. на небесах (Откр 18. 20; 19.1-4), где совершится брак Агнца; «званные на брачную вечерю Агнца» воздадут славу Богу с ликованием (19.7 слл). И это будет проявлением и расцветом той совершенной Р., к-рая уже отныне удел детей Божиих, ибо данный им Дух Св. приобщит их к Отцу и к Сыну Его Иисусу Христу (1 Ин 1.2 слл; 3.1 сл,24).

AR & MFL

Cм.: бегать - белый - благовония 1 - благодарение 0, ВЗ 2 - блаженство - благословение - вино - виноградник - гонение II 3 - доверие 3 - елей 2 - жатва , III 1 - опьянение 3 - печаль НЗ 3 - покой - помазание I 1 - праздник - сбор винограда 1 - смех 2 - страдание НЗ III 2 - трапеза - утешение - хвала

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова