МОНАСТЫРИ
Cписок монастырей РПЦ
на 2001 г.
Rodley, Lyn. Cave Monasteries of Byzantine Cappadocia. Cambridge, Cambridge University Press, July 2010, 284 pp. Родли Л. Пещерные монастыри Каппадокии.
Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founders' Typika and Testaments. Уставы византийских монастырей.
Чин прибытия в монастырь новопоставленного архимандрита, или игумена; РИБ, кн. 3.
Монастыри - России, библиография 1854
г.
Частный монастырек кн, Ив. Воротынского, 1590-е
гг.
Монастырские тюрьмы в 18 в., Анисимов.
Описание монастырей, в Российской Империи находящихся, с показанием времени построения оных, и в каких классах положены по штатам; также достопамятных происшествий, в них случившихся. 4 изд. М., 1817. 222 с.
Афон
Абхазский Ново-Афонский Симоно-Кананитский
Александро-Невская лавра
Андрея Стратилата в Пленицах,
17 в.;
Антониев Сийский
Валаамский - очерк Маханова, 2000;
Гефсиманский скит - в биографии старца Исидора;
Далматовский Успенский - Нечаева, 2000;
Дивеевский
Екатеринбургский Ново-Тихвинский, школа здесь в 19 в., Нечаева,
2000;
Застенный Ладожский монастырь - грамота 1592
г.;
Зеленецкий Троицкий
Иверский Святоозерский
Киевский Межигорский Преображенский - его постриженник Иоаким Савелов, 1655;
Киево-Печерская лавра.
Кирсановский Тихвинский.
Костромский Ипатский
Луки св.
Макарьевский Унженский
Марфо-Мариинская обитель
Милан: 1584 г. Устав капуцинок миланского монастыря св. Варвары.
Московский Донской
Новоиерусалимский, 6.2000;
Ниже-Тагильский Скорбященский,
1904;
Ново-Афонский Симоно-Кананитский.
Оптина пустынь
Палеостровский монастырь
Пантелеимонов Афонский монастырь
Почаевская лавра
Преображенская Рижская пустынь, очерк в житии старца Космы;
Санкт-Галленский
Саввино-Сторожевский;
Саровский
Cеменовский под Новгородом, очерк Селина;
Соловецкий - 1674, поездка туда
митр. Иоакима Савелова;
Сен-Мартен дю Канигу под Перпиньяном.
Сенаксарский в Молдавии.
Тесовский Успенский - очерк
Селина; Троице Сергиев - подворье
в Москве;
Тихвинский Богородицкий
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева пустынь под Петербургом, очерк истории, Котляров,
1958.
Унженский
*
Знаменитый миф о том, что монастыри - военные форпосты, верен с точностью до наоборот. Автор мифа применительно к Новгороду Д.С.Лихачев, но реальность иная: в 1386 г. во время осады Новгорода Дмитрием Донским новгородцы сами заранее сожгли пригородные монастыри. Город взят не был. В 1477 г. Иван III послал воевод, чтобы они заранее заняли монастыри, "чтобы не пожгли" - и монастыри были использованы как форпосты для осаждающих, а не для обороняющихся. Уцелели в 1386 г. лишь те монастыри, которые находились в юрисдикции епископа ("архимандритии"): Хутынский, Деревяницкий, Лисицкий. "Оборонительная функция пригородных монастырей если и предполагалась, то никогда не была реализована" (Бобров А.Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики // Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 34). Что до наличия "духовной функции" - оберегания города молитвой, то и она пока не находит себе подтверждения в средневековых источниках.
|