УРОВЕНЬ ТРЕТИЙ: УНИВЕРСИТЕТСКИЙНачало.
- Зачем указывается количество слов в текстах.
3.2.65. История России (6). Библиография:
20 век К началу
Библиография: 1980-е гг.
РАЗОБРАТЬ
Никитина Н. Христианская жизнь Москвы 80-х гг.Свящ. А.Мень, А.Бессмертный, С. Рига.
1982. По решению Синода РПЦЗ состоялась тайная хиротония в Москве
Епископа Лазаря Журбенко для окормления катакомбной паствы в России.
1984-5 гг. - диспуты атеистов и протестантов в Петербурге, мемуар Колесовой, 2000;
Левинсон Л. Мемуар о жизни консервативных православных в 1970-е г. 2010.
Свящ. Борис Развеев (ум. 2011), в 1986 г. выступил с покаянным заявлением, крещен Дудко.
Верещагин Е. Православное криптохристианство в Москве 1960-1980-х гг. 2012.
Источники: документы
1983. Бессмертный А. Плененная Церковь // Вестник РХД. № 139, Париж, 1983, с. 222-278.
Русская Православная Церковь в советское время. М., 1995. Подборка документов до празднования юбилея крещения Руси и о праздновании.
1984 г. Отказ чувашских православных от паспортов.
1985 год, 2 июля. Прошение управляющего делами РПЦ МП Алексия Ридигера о даровании верхушки РПЦ МП права пользоваться санаторно-курортным обслуживанием при 4 управлении Миндздрава.
1985, 17 декабря. Письмо митр. Алексия Ридигера Горбачеву.
1985, 29 декабря. Аверинцев и Афанасьев: почему иерархия отказывается брать храмы и восстанавливать (Бибихин).
1988, 11 мая. Свящ. Глеб Якунин, свящ. Николай Гайнов и другие: письмо патриарху Пимену с призывом покаяться.
1990, 2 февраля. Челобитная православных епископов
А.Лукьянову с жалобами на гонения от униатов Львовщины.
1990, 1 июля. Справка о духовенстве Чувашии.
Орлов В. КГБ, одетое в рясу // 17 июля 1988 г.
Якунин Г. «Аббат» выходит на связь // Аргументы и факты,
январь 1992, №1 (586). О сотрудничестве религиозных деятелей с КГБ.
КлочковВ В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М.: Изд-во политической литературы, 1982. 160 с.
Источники: мемуары
Горичева Т. Об обновленчестве, экуменизме
и "политграмотности" верующих. - СПб.: Сатисъ, 1997. 48 с. Бывшая
диссидентка-либералка, в 1980-е в Германии ставшая правосл. фундаменталистской.
Березин А. Пики-козыри. СПб.: Пушкинский фонд, 2007. 328 с. Мемуары физика, международного переводчика, начиная с 1940 г. до 1990-х. В т.ч. о знакомстве с Алексием Ридигером в конце 1980-х и издании Толковой Библии Лопухина.
Бычков С. Огневые восьмидесятые. Автор находился в окружении о.А.Меня.
Данилов В. Мой путь к Богу
и Католической Церкви. 2003. Мемуар греко-католич. священника (р. 1927):
знакомство с Дудко, Менем, поставление Чекалина.
Никитин, Августин, архим. Церковь плененная: Митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008. 676 с.
Соколов Сергий, еп. Правдой будет
сказать. Новониколаевск, 1999. Мемуары близкого к патр. Пимену епископа,
малоинформативные.
Котт В. "Путь открытой любви": община и общинность в истории русской
церкви. Интернет-публикация, популяризация концепции свящ. Г.Кочеткова.
Крахмальникова З. Слушай, тюрьма! М.: ПИК, 1995. 150 с.
Эдельштейн Г. Записки сельского священника. М., 2005. Публицистика, в т.ч. о 1980-х гг.
характеристика положения в РПЦ Меня, 1982;
Нечаев Питирим, митр. Русь уходящая. М., 2003. Мемуары с 1935 по 2003 г.
Иконников-Галицкий А. "Катакомбы" под крышей "Дома академиков". 2003. О нелегальном православном кружке в СПб., 1980, Ю.Курикалов.
Паульс И. Двенадцать писем из прошлого. Германия: Слово, 2002. Мемуар баптиста о заключении.
Свидницкий И. Воспоминания узника. Омск, 2003. Католический священник о своем служении в 1970-е и отсидке в 1980-е.
Харчев К. [Воспоминания о работе в Совете по делам религий в 1988-1989 гг.]
Катакомбная церковь
Светова З. Тени из прошлого // "The new Times", 27 августа 2012 г. О свящ.Вл. Шибаеве как агенте Лубянки.
Исследования
Эллис Дж. Русская православная
церковь: согласие и инакомыслие. Лондон, 1990.
Бессмертный А., Филатов С. Парадоксы советского благочестия // На пути к свободе совести II: Религия и демократия. М.: Прогресс, 1993.
Симкин Л. "Посольская история": о пятидесятниках, уехавших из России в США в 1983 г. 2010.
Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом – Иваново: Ивановский государственный университет, 2005.
Марченко А. Личные дела высшего духовенства РПЦ МП для изучения церковно-государственных отношений 1943–1985 гг. // Отечественные архивы. 2007. № 4.
Митрохин Н. Этнонационалистическая мифология в советском партийно-государственном аппарате // Отечественные записки. - № 3 (4) (2002).
Топоров В. Тексты блаженной Ксении Петербургской и ее культа (по материалам Смоленского кладбища, 70-80-е годы XX в.).
Дмитриев Николай. Убить все живое. Книга "Отец Арсений"
- несомненная фальшивка, изготовленная в недрах системы КГБ // Нью-Йорк, "Русский обще-воинский союз",
19 ноября 2004 г. О начале сращивания православной среды (Вл.Воробьёв) и Лубянки.
Преображенский К. Митрополит Лавр усыпляет бдительность. Интернет-публикация, 2006. О сотрудниках КГБ в МП в 1980-е.
Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти. 1953-1985 гг. М.: Олма-пресс, 2006. 448 с.
Митрохин Н. Русская партия: движение русских националистов в СССР. 1953-1985 гг. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 616 с.
Eastern Christianity and the Cold War, 1945-91. Edited by Lucian Leustean. London, Routledge, 2009, 384 pp. |