Притчи: ненаглядная наглядность.
«И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?» (Мк 4:30 ).
Фантастические новеллы как внучки притч.
«И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;» (Мк 4:11).
Куда уж нам!.. Ироническое понимание слов Спасителя: «Не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» (Мк 4:13)
«Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все» (Мк 4:34)
Одиннадцать притч Иисуса сохранились в Евангелии от Фомы, причём большинство из них - это притчи, которые являются общими для Матфея и Луки, притчи Марка. А вот из 10 притч, которые встречаются лишь у Матфея, у Фомы лишь три, из 14 притч, которые лишь у Луки, у Фомы только одна (Иеремиас).
Притчи можно делить механически, как это сделано было в т.н. "брюссельской Библии": притчи, которые есть у одного евангелиста... у двоих... у троих... Притч, которые бы встречались во всех четырёх евангелиях, нет.
Можно делить притчи по тому, из какой сферы жизни взят образ.
Огромное большинство, наверное, притч, - образы власти, образы отца или, что то же, хозяина - который "отец родной" слугам. А отец родным детям, напротив, хозяин. (Об этой стороне патриархальной идиллии её неразумные поклонники обычно забывают. Они хотят пороть, но не готовы лечь пороться).
Однако, ниже я делю притчи по тому, о чьих свойствах они говорят - Творца или творений. Потому что, если притча о бесплодной смоковнице - о Боге, то это плохой Бог. Но она о верующих, только о ленивых верующих.
Хозяин требователен, не сажает рабов с собою за стол.
Судья медлителен, но надо не унывать, а навязчиво молить.
Готовые встретить Бога и не готовые: проклятие бесплодной смоковницы. - Дерево: познаётся по плодам (не приносит терновник смокв), срубается, если не плодоносит.
Умеющие сохранить первоначальный энтузиазм веры и не умеющие: притча о сеятеле.
Теряющие первоначальный энтузиазм, но кающиеся, и консервирующие былое горение законники: мытарь и фарисей. - блудный сын и его старший брат.
Ад: богач и Лазарь.
Виноградник и виноградари-убийцы
Девы, благоразумные и неблагоразумные
Дети на чужом поле
Поле, с которого прогоняют детей.
Рай: богач и Лазарь.
Бдительность: о десяти девах.
Богатство: богач и Лазарь.
Гордыня: Блудный сын. - Милосердный самарянин. - Мытарь и фарисей.
Богоборчество: Притча о виноградарях убийцах.
Дерзновение, риск (оставить многое ради малого): притча о жемчужине.
Скупость: богач и Лазарь.
Смирение: работники 12 часа.
Суд: Рыбак. - Таланты. - Званые на пир.
Царство Божие: Горчичное зерно. - Сеятель.
- дом на камне (2) - хозяин, который ждёт прихода грабителя (2) - свеча на подсвечнике (3) - новая заплата на ветхой ткани (3) - молодое вино в старых мехах (3) - докучливый друг - выбирающие на пиру лучшее место - званые на пир и отказавшиеся (2) - десять дев - два сына, хороший и плохой (сказавший, что не пойдёт - и пошедший) - два сына, хороший и плохой (блудный сын)
- потерянная драхма - безумный богач - богач и Лазарь - немилосердный заимодавец - таланты (2) - два должника
сеятель, сеющий на разных почвах (3) - сеятель, который спит (1) - сеятель, который разрешает расти сорнякам (1) - смоковница и все деревья (3). - плевелы - посев и всходы - бесполезная смоковница - закваска (2) - горчичное зерно (3) - сучок и бревно в глазу.
- овцы и козлы - потерянная овца (2)
- невод
- сокровище в поле - драгоценная жемчужина
работники в винограднике ("работники двенадцатого часа") - злые виноградари (3) - слуги, которые ждут возвращения господина (2) - домоправители, временно замещающий хозяина, радивый и нерадивый (2) - хитроумный домоправитель, который в ожидании увольнения обзаводился друзьями из должников хозяина - башня; царь, идущий на войну - рабы ничего не стоящие.
- неправедный судья - мытарь и фарисей
П. Cоломона; Словарь библейского богословия, 1970. - Притчи евангельские - Златоуст; Вандерфольгеля, 1929 (в духе рассказов 16 в.); Вежбицка, 1990; Притчи для медитаций Мелло.
Мелло Э. Одна минута мудрости. Сборник медитативных притч. М.: София, 2004. 256 с.
Бломберг К. Интерпретация притчей / Пер. с англ. - М. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005, 380 с. Крейг Л. Бломберг (доктор философии, Абердин) – профессор Нового Завета в Денверской семинарии. Его перу принадлежит также труд "Историческая достоверность Евангелия".
Мне книга Бломберга показалась не слишком насыщенной новыми идеями и фактами, интересной скорее как свидетельство кризиса, в котором находится библеистика, которая деньги на исследования берёт, а сказать ничего особенно не имеет. - Прим. Я.Кротова, 2006.
l ЭСБЕ, т.25; LTK, Bd.8; ODCC, p.1130.
Притчи человечества / Сост. В.В. Левский. – Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2007. - 576 с.
Gibson, Walter S. Figures of Speech: Picturing Proverbs in Renaissance Netherlands. An Ahmanson-Murphy Fine Arts Book. Berkeley, University of California Press, 2010, 256 pp.
Caspi, Mishael, John T. Greene Parables and Fables As Distinctive Jewish Literary Genres: The Origin and Structure of Indirect Speech About God Lewiston and Lampeter, Edwin Mellen Press, 2012, 384 pp.
* * *
Женщина спросила Конфуция, почему многоженство одобряется, а многомужество порицается.
- А ты налей из этого чайника чаю в три пиалы, - сказал Конфуций. - Попробуй, вкусно?
- Вкусно, - сказала женщина.
- А теперь из трёх чайников, в каждом из которых разный чай, налей в одну пиалу. Вкусно?
- Очень.
- Пошла прочь, дура, такую притчу испортила! - заорал Конфуций.