(до разделения Церквей - 1054 г.)
Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.).
Брюссель: Жизнь с Богом, 1964 и фототип. переизд. 1988 и Киев, 1991 (подробная
русская и иностр. библиография).
Первое, сокращенное издание: София, 1937.
Предисловие.
Предварительные сведения.
Источники
церковной истории. Издания
источников Требования
от историка объективности и аконфессионализма.
Отношение церковной истории к другим наукам —
светским и богословским. Границы
истории христианской Церкви
и разделение её на периоды. Церковная
историография Период
I-й. Период
II-й.
Вводная
глава
1.
Приготовление человеческого рода к пришествию Иисуса Христа. 2. Состояние языческого
и иудейского мира ко времени пришествия Иисуса Христа.
Религиозные верования
иудейского народа в век Рождества Христова.
Первый
период (30–313 гг.).
Основание,
распространение и внутреннее развитие Церкви в борьбе с иудейским
и греко-римским миром.
Глава
I. Миссия
Церкви в первые три века.
Основатель
Христианской Церкви, Иисус Христос.
Библейские источники.
О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям. Дело
Иисуса Христа. Рождение Христианской
Церкви в Иерусалиме. Устройство жизни в первой
христианской общине. Первое гонение на Иерусалимскую Церковь. Начало христианской миссии среди язычников.
Апостол Павел. Апостольский Иерусалимский Собор (49
г.). Деятельность
ап. Павла после Апостольского Собора. Прибытие его в Рим.
Апостол
Петр. Основание
Римской Церкви. Судьба
первой христианской общины и погибель Иерусалима. Деятельность Св. Иоанна Богослова
и прочих Апостолов. Христианская миссия во II-III в.
Страны, города
и места распространения христианства к началу IV-го века
Распространение
Христианства среди различных слоев общества
Глава
II. Христианская
Церковь и внешний мир. Отношение
между церковью и государством
Гонение
на христиан со стороны язычников.
Глава
III. Внутренняя жизнь Христианской
Церкви в I-III века.
Организация
Церкви. Апостолы, пророки и учители. Постоянные иерархические
и неиерархические служения
в Церкви. Так называемый монархический
епископат. Митрополиты в первые
три века христианства. Римские епископы за
первые три века: Взаимоотношение между
отдельными христианскими Церквами в первые три века.
Вопрос о падших. Церковные расколы Фелициссима
в Карфагене, Новациана в Риме.
Глава
4. Церковное вероучение в первые три века.
Иудео-христианские
заблуждения. Гностицизм.
Монтанизм. Монархианство. Манихейство. Борьба Церкви с ересями
II и III в. Положительное раскрытие
христианского учения. 1. Учение 12-ти Апостолов. (Διδαχη
Κυριου δια των
δωδεκα αποστολων
τοις εθνεσιν).
Св.
Иустин Мученик. Минуций Феликс "Октавий."
Полемика с монархианами. Учение о Логосе-Христе.
Богословские воззрения Тертуллиана. Его система Развитие в Церкви спекулятивного богословия.
Ориген (182-215 г.).
Глава
V. Христианское
Богослужение. I
II ( Ср. Богослужение.)
Священные
дни и времена I-III вв.
Праздники годовые подвижные
и посты. Места богослужебных
собраний. Христианская живопись.
Глава
VI. Религиозно-нравственная жизнь христиан.
Церковная
дисциплина. Религиозное моральное состояние верующих.
Начало монашества.
Глава
I. Распространение Христианства.
Великое
переселение народов. Армения и Иверия (Грузия). Аравия
и Абиссиния. Христианская миссия среди славянских народов.
Христианство среди чехов. Христианство в Польше.
Христианство на Руси.
Глава
II.
Отношение
Христианской Церкви к внешнему миру. Церковь и государство. Император Константин
Великий н Миланский эдикт. Отношения между Церковью
и государством на Востоке и на Западе. Сыновья
Константина Великого — Константин II, Констанс и Констанций. Императоры
Юлиан, Грапиан, Феодосии Великий и Младший. Отношение
между церковною и государственною властью на Западе.
Возвышение
Папы над императорами. Бедствия Церкви.
Реакция язычества. Император Юлиан Отступник. Гонение
на христиан в Персии. Языческая полемика и
христианская апологетика с IV-го века. Ислам.
Глава
III. Церковная организация.
Римский
Папа. Александрийский патриархат. Антиохийский патриархат.
Иерусалимский патриархат. Возвышение
епископа Константинополя "Нового Рима." Приводим список Константинопольских патриархов до IХ-го
века: Епископы. Хорепископы. Епископское
управление. Особые церковные должности. Низший
клир.
Церковное
Законодательство.
О
Соборах Поместных и Вселенских.
Каноническая (юридическая)
сторона в деятельности Соборов
Поместных и Вселенских. О собраниях канонов.
Апостольские каноны. Апостольская дидаскалия.
Так называемые Апостольские Постановления.
Раскол донатистов. Мелетианский раскол.
Глава
IV. Раскрытие христианского
учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го века).
Первый
Вселенский Собор был созван по поводу ереси Ария в Никее в 325 г.
Учение Афанасия Александрийского.
Выступления Ария. Первый
Вселенский Собор в Никее в 325-м году. Борьба
за Никейский Символ Веры. "Ново-никейцы," Каппадокийцы.
Феодосий
I-й (379-395 г.). Константинопольский
Собор 381-го г. (II-ой Вселенский).
Христологический
вопрос. Начало христологических споров.
Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский. Учение
Кирилла Александрийского. Соперничество
Александрийского и Константинопольского епископов.
Несторий,
как Константинопольский архиепископ. Третий
Вселенский Собор в Ефесе, в 431 г. "Соборик"
(Conciliabulum) Иоанна Антиохийского. Распоряжения
императора Феодосия. Продолжение
соборных заседаний. Отказ Нестория от кафедры и последующая судьба его.
Попытки императора Феодосия II-го примирить спорившие
партии. Судьба
Ефесского Собора. Антиохийская уния. Антиохийская
уния. Судьба несторианства. Несториане.
Происхождение
монофизитства. Так
называемый "разбойничий" Ефесский Собор 449 г.
Халкидонский
Собор 451 г. IV-ый Вселенский Собор. Значение
Халкидонского Собора.
История монофизитов
после Халкидонского Собора. Учение монофизитов и
деление их. Император Юстиниан I-й (527-565 г.).
Пятый Вселенский Собор 553 г. в Константинополе.
Монофелитский
спор. VI-й Вселенский Собор 680-681 г.
Иконоборческий спор. Вопрос об иконопочитании
после VII-го Вселенского Собора. Иконоборчество
на Западе. Павликиане. Итоги.
Общее развитие догматики на Востоке до Св. Иоанна Дамаскина
(включительно).
Глава
V. Христианское
Богослужение. Ср. Богослужение.
Суточное,
седмичное и недельное богослужение.
Годичный круг праздников.
Круг Рождественских праздников.
Почитание мучеников, святых, Пресвятой Девы Марии и ангелов.
Почитание реликвий. Путешествие по святым местам. Иконы.
Церковное песнопение с IV-XI-го веков. Западные
песнописцы. Церковные Таинства. Евхаристическая
литургия. Богослужебный устав. Места
христианского богослужения. Христианское искусство.
Глава
VI. Нравственная жизнь.
Состояние
религиозно-нравственной жизни вообще с IV-го по ХI-ый в.
Монашество.
История монашества. Монашество на Западе.
Историческое значение монашества и урегулирование
жизни его со стороны Церкви.
Великий
Церковный Раскол.
"Разделение
Церквей." Последнее столкновение Византии с Римом в половине
ХI-го века. Так называемое разделение
Церквей.
Профессор Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931)
окончил Киевскую Духовную Академию и впоследствии поддерживал постоянные
связи с университетами Запада. Он был профессором в Киеве, позже
— в Софии, где читал лекции по догматике и, в особенности по церковной
истории. Предлагаемая здесь книга представляет собою обобщающий
труд, который он сам предполагал еще раз пересмотреть и издать.
Кончина, постигшая его в Софии в 1931 г., помешала ему осуществить
последнюю отделку этого труда, который в сокращенном издании появился
в Софии в 1937 г.
Глубоко преданный своей Церкви и ее традициям, проф. Поснов вместе
с тем отличался большой прямотой ума, постоянно искавшего истины.
Настоящий труд — публикуемый на этот раз полностью, стараниями дочери
автора, И. М. Посновой, — раскрывает сущность его воззрений на прошлое
и на взаимоотношения восточного и западного христианства в течение
первых одиннадцати веков.
За последние три с половиною десятилетия, немало исторических фактов,
затронутых на этих страницах, были изучены заново и некоторые из
них представляются теперь в новом освещении. Но успехи, которых
могло достигнуть новейшее знание, не умаляют ценности этой книги.
Она заключается преимущественно в научной направленности этого труда,
в правдивости и беспристрастности автора и в том методе, которым
он постоянно вдохновлялся. По мысли проф. Поснова, не в том ли задача
историка, чтобы устанавливать факты в их первичной истинности и
дать возможность понять их историческое развитие? В применении этого
метода к фактам церковной истории он видел живой источник подлинного
иренизма, того, посредством которого современный человек сам примиряется
с прошлым, открывающимся ему в свете истины.
Эта книга выходит в русском религиозном издательстве "Жизнь с Богом"
в Брюсселе, уже издавшем ряд трудов, могущих содействовать взаимопониманию
между католиками и православными, под покровительством Комитета
культурного сотрудничества при Секретариате для Единства. Ее опубликование
задумано, как дело братской дружбы. История Церкви первых одиннадцати
веков дает в руки православным ценный труд, созданный одним из их
лучших историков; другим христианам она позволит познакомиться с
таким взглядом на историю, на прошлое Церкви в эпоху, когда она
была еще неразделенной, взглядом, который стремится быть объективным
и непредвзятым.
Считаем приятным долгом выразить благодарность всем, кто каким-либо
образом сотрудничал в подготовке этой книги к изданию. В особенности
мы тут имеем в виду некоторых профессоров Аувенского университета
и монахов Бенедиктинского монастыря в Шевтонъ.
Библиография
была просмотрена и дополнена по новейшим источникам.
Каноник Эдуард Бодуэн.
|