ЕДИНСТВО
Единство - Библии
как принцип; Церкви важнее споров о словах, Григорий Назианзин, анализ
Алфеева; и разнообразие христиан, Макарий
Великий; человечества - Бердяев, 1947;
эссе Меня; как монашество,
1999;
Cм. катехизис. Экуменизм.
Единство Церкви - см. Кротов о появлении проблемы в 3 в. Миф исламофобов о единстве ислама. Лояльность как подмена Е.
СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ:
Верою во единого Бога-Отца, Сына и Св. Духа - ч-к открывается той любви,
к-рая соединяет Отца с Сыном и сообщается Духом (Ин 15.9; 17.26; Рим 5.5).
Эта любовь, соединяя ч-ка с единым
Богом, делает его свидетелем Божиим в мире и сотрудником в осуществлении
Его замысла - объединить в Единородном Сыне всех людей и всю вселенную
(Рим 8.29; Еф 1.5,10).
I. ИСТОЧНИК ЕДИНСТВА И НАРУШЕНИЕ ЕДИНСТВА ЧЕРЕЗ ГРЕХ
Вселенная в своем дивном многообразии - создание Бога-Творца, замысел К-рого открывается в заповеди, данной Им мужчине
и женщине: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте
ею» (Быт 1.28). Из этого можно видеть, как множественность и Е. сочетаются
в деле Божием. Ч-к должен размножаться, чтобы творение достигло своего
Е. под его владычеством; а чтобы ч-ку быть плодовитым, необходимо осуществление
Е. в любви мужчины и женщины (Быт 2.23 сл). Для осуществления же этого
замысла ч-к должен пребывать в единении с Богом, признавая с исполненной
доверия верностью свою зависимость.
Отказ от этой верности представляет собою основной грех: ч-к совершает его, желая быть равным Богу, что равносильно
отрицанию единого Бога; он порывает с Тем, Кто, будучи весь любовь (1 Ин
4.16), является источником Е. От этого разрыва проистекают разделения,
нарушающие Е. брака через развод и многоженство (Быт 4.19; Втор 24.1),
Е. между братьями смертоубийственной завистью (Быт 4.6 слл, 24), Е. общества
через разлад, ярким символом к-рого является различие языков (11.9).
II. В ПОИСКАХ ЕДИНСТВА ЧЕРЕЗ СОЮЗ
Для преодоления этого разрыва Бог избирает людей, к-рым Он предлагает
Союз с Ним, скрепленный верою (Ос 2.22); и действительно
вера - условие единения с Ним и сотрудничества в Его деле,
в деле Е., к-рое Он беспрестанно возобновляет, призывая все новых избранников:
Ноя, Авраама (ср Ис 51.2), Моисея, Давида, Отрока-Раба Своего. закон, данный Им Своему народу, Царь, избранный Им для этого
народа в доме Давидовом, храм, в к-ром Он обитает с ним в Иерусалиме, Отрок-Раб,
К-рого Он дает ему как пример верности - предназначены обеспечить Е. Израиля
и помочь ему выполнить миссию народа-священника
(Исх 19.6) и народа-свидетеля
(Ис 43.10 слл).
Бог выделил Израиля среди всех народов,
чтобы через него явить им Себя и собрать их в Е. истинного богопочитания
(см культ). Даже рассеяние, к-рым Он покарал неверность Израиля,
послужило в конечном итоге к познанию язычниками единого Бога Творца и
Спасителя (Ис 45). Однако для выполнения избранным народом своего призвания,
для восстановления его единства, нарушенного расколом вследствие неверности
Соломона единому Богу (3 Цар 11.31 слл) и для собирания языч. народов в
одном с ним богопочитании (Ис 56.6 слл) необходимо было пришествие Того,
Кто будет одновременно и Отроком-Рабом, призванным объединить Израиль и
спасти Своей смертью множество грешников (Ис 42.1; 49.6; 53.10 слл), и
новым Давидом, к-рый будет пасти стадо Господне, объединенное
под Его властью (Иез 34.23 сл; 37. 21-24), и Сыном Ч-ским, Главою народа
святых, вечное царство К-рого распространится на вселенную (Дан 7.13 сп,
27). Благодаря Ему Сион - единственная обрученная Ягве жена, к-рую Он любит
любовью вечной, станет общей матерью всех народов (Пс 86.5; Ис 54.1-10;
55.3 слл), а Ягве будет их единым Царем (Зах 14.9).
III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА В ЦЕРКВИ
Этот Избранник Божий - Его Сын Единородный, Христос Иисус
(Лк 9.35). Он объединяет тех, кто любит Его и верует в Него, даруя им Свой
Дух и Свою Матерь (Рим 5.5; Ин 19.27) и питая их от одного хлеба - от тела
Своего, принесенного в жертву на кресте (1 Кор 10.16 слл). Он т. обр. из
всех народов образует одно тело (Еф 2.14-18); верующих
Он делает членами этого тела, наделяя каждого различными харизмами ради
общего блага тела Своего, к-рое есть Церковь (1 Кор 12. 4-27; Еф
1.22 сл), включая их, как живые камни, в единый храм Божий (Еф 2.19-22; 1 Петр
2.4 сл). Он - единый Пастырь, знающий Своих овец
во всем их многообразии (Ин 10.3) и, полагая жизнь Свою за них, Он желает
собрать в стаде Своем рассеянных детей Божиих (Ин 10.14 слл; 11.51 сл).
Через Него Е. восстанавливается во всех планах: Е. внутреннее у ч-ка,
обуреваемого страстями (Рим 7.14 сл; 8.2,9); Е. супружеской четы, для к-рой
Е. Христа и Церкви служит примером (Еф 5.25-32); Е. всех людей, к-рых Дух
делает детьми одного Отца (Рим 8.14 слл; Еф 4.4 слл); у них одно сердце и одна душа
(Деян 4.32), и они славят Отца своего едиными устами (Рим 15.5 сл;
ср Деян 2.4,11).
Итак, нужно способствовать развитию этого Е., хотя и раздираемого расколами
и ересями (1 Кор 1.10; 11.18 сл), но имеющего свою основу в единой вере
в единого Господа (Еф 4.5,13; ср Мф 16.16 слл). Знамение единой Церкви,
порученной любви ап. Петра (Ин 21.15 слл), есть именно ее Е., плод, приносимый
теми, кто пребывает в любви Христовой и верно соблюдает Его единую заповедь:
«Как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга» (13.34 сл); их верность
и обилие приносимых ими плодов измеряются их единением со Христом, подобным
Е. виноградных ветвей с лозою (15.5-10).
Е. хр-н необходимо для того, чтобы через них открылась миру любовь Отца,
явленная через дарование Сына Его Единородного (3.16), и чтобы все люди
стали едино во Христе (Еф 4.13); тогда осуществится наивысшее желание Иисуса
Христа: «Отче... да будут едино, как Мы едино» (Ин 17. 21 слл).
MFL
См.: брат НЗ 2 - Дух Божий НЗ V 5 -
ересь - замысел Божий НЗ III 2 - любовь - милостыня НЗ 3 б - мир
- народ Б II 1,5,6, III, В II - отцы
и Отец V 2 - пастырь
и стадо ВЗ 2, НЗ 1 - примирение II2 - Пятидесятница II 2 в г - раскол - рассеяние - супруг
- Тело Христа III
- трапеза III - хлеб
- Церковь
|