МИР (ПОКОЙ)
См. катехизис.
Миротворчество.
Ср. Ложь, Милосердие, Ненасилие, Прощение, Самопожертвование, Смирение, Уход.
Идея М. в Библии, Головащенко. Мартино. Как заповедь Евангелия.
Иисус как носитель мира, Крейбилл, 1984.
Мир - сердца, его достижение, Никодим
Святогорец;
Данте, 1313; Сведенборг; идея Канта, анализ Судакова, 1995;
энциклика Иоанна XXIII "Мир на земле", 1963.
речь Картера, 2002.
Переговоры как искусство: Фишер, 1981.
Демократия как путь к М., Мозес.
Индекс глобального мира.
Миротворчество
В воровских наколках "МИР - меня исправит расстрел".
Всей глубиной своего существа ч-к жаждет М. Но часто он не отдает себе
отчета в природе этого блага, к к-рому стремится всеми силами; и пути,
к-рыми он идет для его приобретения, не всегда являются путями Божиими.
Оттого ему и нужно познать из свящ. истории, в чем заключается искание
подлинного М., и нужно услыхать весть о том, что такой М. даруется Богом
в Иисусе Христе.
I. МИР - СОВЕРШЕННОЕ СЧАСТЬЕ
Чтобы полностью оценить реальность, к-рая выражается словом «мир», надо
почувствовать всю почвенность, к-рая сохраняется у семитов в этом слове,
даже при самом духовном его восприятии, и к-рая чувствуется во всей Библии
вплоть до последней книги НЗ.
1. Мир и благополучие. - Евр. слово шалом - производное от корня,
к-рый, в зависимости от своего применения, обозначает цельность, полноту
(Иов 9.4), напр. - закончить дом (3 Цар 9.25), или же восстановление вещей
в их прежнем состоянии, в их неповрежденности, напр. - «умиротворить» заимодавца
(Исх 21.34), исполнить обет (Пс 49.14). В силу этого библ. М. - не только
«договор», позволяющий жить спокойно, и не только «мирное время», противоставляемое
«времени войны» (Екк 3.8; Откр 6.4);
он означает благополучие в повседневном существовании, состояние ч-ка,
живущего в гармонии с природой, с самим собой и с Богом; конкретно это
может быть и благословение, и покой, и слава, и богатство, и спасение, и жизнь.
2. Мир и счастье. - «Быть в добром здоровье» и «быть в мире» -
выражения параллельные (Пс 37.4); чтобы спросить ч-ка, как он себя чувствует,
здоров ли, по-евр. говорят: «В мире ли он?» (2 Цар 18.32; Быт 43.27); Авраам,
умерший в «старости доброй, насыщенный жизнью» (Быт 25.8), «отошел в мире»
(Быт 15.15; ср Л к 2.29). В более широком смысле, М. - это чувство безопасности.
Гедеону не должно больше бояться смерти, когда Господь сказал ему: «Мир
тебе» (Суд 6.23; ср Дан 10.19); Израиль не должен больше страшиться врагов
после побед Иисуса Навина (Ис Нов 21.44; 23 1), Давида (2 Цар 7.1) и Соломона
(3 Цар 5.4; 1 Пар 22.9; Сир 47.13). Наконец, М. есть согласие в братской
жизни: ч-к мне близкий, мой друг - это «человек мирный со мною» (Пс40.10;
Иер 20.10); М. есть взаимное доверие, часто скрепляемое союзом (Числ 25.12;
Сир 45.29) или договором о добрососедстве (Ис Нов 9.15; Суд 4.17; 3 Цар
5.26; Лк 14.32; Деян 12.20).
3. Мир и спасение. - Все эти блага, материальные и духовные,
подразумеваются в приветствии, пожелании М. (ср арабское - «селям алейкум»),
к-рое в ВЗ и в НЗ соответствует нашим выражениям «здравствуйте» и «до свидания»
как в разговоре (Быт 26.29; 2 Цар 18.29), так и в письмах (напр. Дан 3.98;
Флм 3). Но если следует желать М. или беспокоиться о том, насколько мирно
настроен тот или иной посетитель (4 Цар 9.18), то это значит, что М. -такое
положение, к-рое приходится завоевывать или защищать: он равносилен победе над каким-либо врагом. Гедеон или Ахав надеются
вернуться в М., т.е. победив на войне (Суд 8.9; 3 Цар 22.27 сл); точно
так же желают успеха при путешествии в неведомую страну (Суд 18.5 сл),
для прекращения неплодия Анны (1 Цар 1.17), для исцеления ран (Иер 6.14;
Ис 57.18 сл). Жертвы, означающие общение между Богом и ч-ком, называются
« жертвами мирными» (Лев 3.1).
4. Мир и правда. - М. есть также добро в смысле противоположности
злу (Притч 12.20; Пс 27.3; ср Пс 33.15). «Нечестивым нет мира» (Ис 48.22),
и наоборот: «смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть
мир» (Пс 36.37); «кроткие ('смиренные) наследуют землю и насладятся множеством
мира» (Пс 36.11; ср Притч 3.2). М. представляет собою совокупность благ,
даруемых праведности: обладание плодородной землей, питание досыта, безопасность
жилища, безмятежный сон, победа над врагами, многочисленное потомство -
все это в конечном итоге потому, что Бог с нами (Лев 26.1-13). Итак, М.
есть не только отсутствие войны, но и полнота счастья.
II. МИР - ДАР БОЖИЙ
Если М. - плод и признак праведности, то каким обр. нечестивые наслаждаются М-ом (Пс 72.3 евр., греч., ц. слав.)?
Ответ на этот тревожный вопрос дается постепенно на протяжении свящ. истории:
понимаемый сначала как земное счастье, М. все более вырисовывается как
духовное благо, благодаря тому, что происходит из небесного источника.
1. Бог мира. - Уже в начале библ. истории говорится о том, как
Гедеон воздвиг жертвенник «Ягве Шалом'у» (Суд 6.24), ибо Бог, господствующий
на небе (Иов 25.2), может подать М. (Ис 45.7). От Него и ожидают этого
блага. «Да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему» (Пс 34.37):
Он благословляет Израиля (Числ 6.26), народ Свой (Пс 28. 11), дом Давидов
(3 Цар 2.33), священство (Мал 2.5). Итак, уповающий на Него может уснуть
в М. (Пс 4.9 евр., греч., ц. слав.; ср Ис 26.3). «Просите мира Иерусалиму:
да благоденствуют любящие тебя!» (Пс 121.6; ср Пс 124.5; 127.6).
2. Подай мир, Господи! - Этот Божий дар ч-к получает по молитве,
полной упования, а также и «делами праведности», ибо он должен, по воле
самого Бога, сотрудничать в деле водворения М. на земле, хотя это сотрудничество
является несовершенным из-за постоянного присутствия греха. Вся история периода Судей заключается в том, что
Бог воздвигает освободителей, призванных восстанавливать М., потерянный
Израилем по его собственной вине. Давид считал свое дело законченным, когда
он освободил страну от врагов (2 Цар 7.1). Имя идеального царя - Соломон,
что значит «царь мирный» (1 Пар 22.9), при к-ром оба еврейских народа,
северный и южный, были братски объединены (3 Цар 5).
3. Борьба за мир
а) Борьба пророков. - Этот идеал, однако, вскоре искажается, и цари стремятся
к достижению М., понимаемого не как плод Божией правды, а как результат
политических союзов, часто нечестивых. Некоторые люди, хотя и считающиеся
пророками, но заботящиеся не столько о том, чтобы слушать Бога, сколько
о том, чтобы иметь, что «грызть зубами своими» (Мих 3.5), оправдывают такой
ложный образ действий царей: они обещают прочный М., несмотря на общую
греховность (Иер 14.13). Около 850 г. Михей, сын Иемвлая, восстает против
этих лжепророков и их толкования как самого слова М., так и реальности,
им обозначаемой (3 Цар 22.13-28). Эта борьба становится особенно напряженной
во время осады Иерусалима (ср Иер 23.9-40). Чтобы принять дар М., необходимо
избавиться от греха, пройдя через очистительное наказание. Иеремия обвиняет: «Врачуют раны народа Моего
легкомысленно, говоря: мир! мир! А мира нет» (Иер 6.14). Иезекииль возглашает,
что довольно обмазывать стену грязью - она должна пасть! (Иез 13.15 сл).
Но когда это действительно происходит, те, кто предсказывал несчастие,
а теперь видят, что люди убедились в тщетности иллюзий, снова возвещают
М. Изгнанным Бог говорит: «Я знаю намерения, какие имею о вас, намерения
во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29.11;
ср 33.9). Будет заключен союз М., удаляющий лютых зверей, обеспечивающий
безопасность и благословение (Иез 34.25-30), ибо говорит Бог: «будет у
них жилище Мое» (Иез 37.27).
б) Эсхатологический мир. - Этот спор о М. тесно связан с пророческим
благовествованием в целом. Будучи существенным элементом эсхатологической
проповеди, понятие М. освобождается от земных ограничений и греховных искажений.
Грозные изречения пророков обычно заканчиваются возвещением восстановленного
благоденствия (Ос 2.20...; Ам 9.13... и др). Исаия видит «Князя мира» (Ис
9.6; ср Зах 9.9 сл), К-рый принесет «мир без предела» (Ис 9.7) и откроет
новый рай, ибо «будет Он - Мир» (Мих 5.5). Природа станет покорной ч-ку,
оба разделенных царства примирятся, народы будут
жить в мире (Ис 2.2...; 11.1...; 32.15-20; ср 65.25), «праведник процветет»
(Пс 71.7). Это благовествование (евангелие) мира (Наум 1.15), это освобождение
из Вавилона (Ис 52.7; 55.12) осуществляется страждущим Отроком Божиим (53.5),
показывающим Своею жертвою, какова цена М. После этого наступит «мир, мир
дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его» (57.19). Правителями
народа станут Мир и Правда (60.17). «Вот, Я направлю к Иерусалиму мир,
как реку и славу народов - как разливающийся поток» (66.12 евр.
греч.; ср48.18; Зах8.12).
в) К вопросу о подлинном М. обращаются и размышления Мудрых. Вера утверждает:
«Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс 118.165); но
события как будто противоречат этому (Пс 72.3), и т. обр. возникает проблема
воздаяния. Она полностью разрешается (Сир 44. 13)
только верованием в совершенную и личную загробную жизнь: «Души праведных
в руке Божией... В глазах неразумных они казались умершими... но они пребывают
в мире» (Прем 3.1 слл), т.е. в полноте всех благ и в причастности к Тому,
Кто дарует их в блаженстве.
III. МИР ХРИСТОВ
Надежда пророков и Мудрых становится действительностью, даруемой в Иисусе
Христе, так как Им и в Нем побежден грех; но пока грех не умер в каждом
ч-ке, пока Господь не пришел в последний День, М. есть лишь благо грядущее;
поэтому остается в силе и учение пророков: «Плод же правды в мире сеется
у тех, которые хранят мир» (Иак 3.18; ср Ис 32.17). Вот что возвещается
в НЗ - и Лукой, и Павлом, и Иоанном.
1. Евангелист Лука дает совершенно особый образ Царя М. При Его
рождении ангелы возвестили М. людям, к-рым благоволит Бог (Лк 2.14); этой
вести, повторенной ликующими учениками, сопровождающими Царя при входе
Его в Свой град (19.38), Иерусалим не желает принять
(19.42). Пожелание М. на земле становится в устах Царя М. вестью о спасении;
как благочестивый иудей Иисус говорит: «Иди с миром», и именно этими словами
Он исцеляет кровоточивую женщину (8.48), отпускает грехи кающейся грешнице
(7.50) и тем самым свидетельствует о Своей победе над властью болезни и греха. Подобно Ему, ученики
Его, приходя в какой-либо город, вместе с пожеланием М. несут весть спасения
в Иисусе (10.5-9). Но это спасение нарушает М. мира сего: «Думаете ли вы, что Я пришел дать М.
земле? Нет, говорю вам, но разделение» (12.51). Итак, Иисус не ограничивается
тем, что произносит те же грозные предостережения, что и пророки (17.26-36;
ср 1 Фес 5.3), против обманчивого чувства безопасности, но говорит даже
о разделении членов одной семьи. По выражению одного хр-ского поэта, Он
пришел не уничтожить войну, а увенчать ее окончание пасхальным М-ом, к-рый
следует за окончательной победой (Лк 24.36). И ученики распространят до
пределов земли сияние pax Israelitica (Деян 7.26; 9.31; 15.33),
М., представляющего собою, в плане религиозном, как бы преображение pax
romana (cp 24.2), ибо Бог возвестил М. в Иисусе Христе, явив Себя
«Господом всех» (10.36).
2. Ап. Павел, в приветствиях своих посланий прибавляя обычно к
слову «мир» слово «благодать», указывает тем самым
источник М. и условие его прочности. Он особенно подчеркивает связь между
М. и искуплением. Будучи «нашим Миром», Христос установил М.;
примирил оба народа, соединив их в одно Тело (Еф 2.14-22), и «примирил
с Собою все, умиротворив кровью креста (Своего) и земное, и небесное» (Кол 1.20). Итак,
именно потому, что мы объединены «в одном Теле», благодаря Духу, создавшему
между нами крепкую связь (Еф 4.3), мир Христов владычествует в сердцах
наших (Кол 3.15). Всякий верующий, будучи оправдан, находится через Иисуса Христа в мире с Богом (Рим
5.1), Богом любви и М. (2 Кор 13.11), К-рый освящает его «во всей полноте»
(1 Фес 5.23). Как и любовь и радость, М. есть плод Духа (Гал 5.22; Рим 14.17), он - предвкушение
вечной жизни, уже здесь на земле (ср 8.6), он превышает всякое
разумение (Флп 4.7), он сохраняется и в скорбях (Рим 5.1-6), светится в
наших отношениях с людьми (1 Кор 7.15; Рим 12.18; 2 Тим 2.22) до самого
того Дня, когда Бог М., воскресивший Иисуса (ср Евр 13.20), сокрушив Сатану
(Рим 16.20), восстановит все в первоначальной целостности.
3.Ап. Иоанн разъясняет откр. еще дальше. Для него, как и для Павла,
М. есть плод жертвы Иисуса (Ин 16.33) и, как в синоптическом предании,
не имеет ничего общего с Миром мира сего. Подобно тому, как в ВЗ Присутствие Бога среди
Его народа рассматривалось как высшее благо, приносящее мир (напр. Лев
26.12; Иез 37.26), ап. Иоанн в присутствии Христа видит источник и реальность
М., и это одна из характерных черт его перспективы. Когда печаль овладевает
учениками, к-рым предстоит разлука с Учителем, Иисус утешает их: «Мир оставляю
вам, мир Мой даю вам» (Ин 14.27); этот М. связан уже не с Его телесным
присутствием, а с Его победой над миром сим; поэтому Христос, восторжествовав над
смертью, дает вместе со своим
М. и Духа Св. и власть над грехом (20.19-23).
4. Блаженное созерцание мира. - Хр-н, твердый в надежде, дающей
ему созерцать небесный Иерусалим (Откр 21.2), стремится
осуществить заповедь блаженства: «Блаженны миротворцы» (Мф 5.9), ибо
это значит поступать в жизни как Сам Бог, быть сынами Божиими в Его Единородном
Сыне Иисусе. Следовательно, все свои силы хр-нин направляет к тому, чтобы
установить на земле согласие и спокойствие. И эта хр-ская политика земного
М. оказывается тем более действенной, чем меньше в ней иллюзий; ее неустанное
проведение руководствуется тремя принципами.
Только всеобщее признание Господства Христа при Его втором пришествии
установит во всей вселенной окончательный М. Только Церковь, преодолевающая
различия расовые, классовые и половые (Гал 3.28; Кол 3.11), является на
земле местом, знаком и источником М. между народами, так как она - Тело
Христово и подательница Духа. И только правда перед Богом и между людьми
составляет основу М., так как ею упраздняется грех, источник всякого разделения.
Каждый хр-нин может найти поддержку своим миротворческим стремлениям, внимая
Единому дающему М., голос К-рого слышится в псалме, как бы объединяющем
все Его божественные свойства как Владыки истории: «Он скажет мир народу
Своему... Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; и Господь
даст благо, и земля наша даст плод свой: правда пойдет пред Ним и поставит
на путь стопы свои» (Пс 84.9-14).
XLD
См.: благословение II 1, IV 3 - блаженство - война
- заботы 2 - Иерусалим
ВЗ III 3 - насилие IV 3 - примирение - спасение
ВЗ I 2 - трапеза
*
Индекс глобального мира
По газетам в 2008 г. прошла информация о том, что Россия в некоем ИГМ занимает одно из последних мест. Методика составления индекса, однако, раскрыта не была.
Сайт создателей ИГМ: www.visionofhumanity.org. Основатель Стив Килелеа, специалист по информационным технологиям, президент Клайд Макконахью, вице-президент Камилла Шиппа.
24 показателя распределены по трём группам.
ПЕРВАЯ ГРУППА: УРОВЕНЬ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ
Решено было не включать показатели, характеризующие исторический опыт отдельных стран.
В числе организаций, чьи данные используется: Упсальская программа сбора информации о конфликтах, Международный исследовательский институт мира в Осло, данные аналитиков журнала «Economist».
Количество внутренних и внешних вооружённых конфликтов.
Количество смертей от организованных конфликтов (внешних).
Количество смертей от организованных конфликтов (внутренних).
Уровень организованного конфликта (внутренний).
Отношения с соседними странами..
ВТОРАЯ ГРУППА: УРОВЕНЬ ВЗАИМНОГО ДОВЕРИЯ И НАДЁЖНОСТИ
На английском «safety and security». Оба слова кажутся идентичными русскому «безопасность», но выражают – судя по конкретным показателям – совсем не то, что подразумевается под безопасностью в России. К тому же, в России говорится о «государственной безопасности», а не об «общественной».
Уровень недоверия к другим гражданам.
Процент перемещённых лиц.
Политическая нестабильность.
Уровень неуважения к правам человека («шкала политического террора»).
Потенциал террористических актов.
Количество убийств на 100 000 человек.
Уровень насильственных преступлений.
Вероятность демонстраций, в ходе которых демонстранты прибегнут к насилию.
Количество заключённых на 100 000 человек.
Количество сотрудников служб безопасности и полиции на 100 000 человек.
ТРЕТЬЯ ГРУППА. УРОВЕНЬ МИЛИТАРИЗАЦИИ
Процент военных расходов в ВВП.
Количество людей, по службе имеющих доступ к оружию, на 100 000 человек.
Уровень импорта главных разновидностей обычного вооружения на 100 000 человек.
Уровень экспорта главных разновидностей обычного вооружения на 100 000 человек.
Количество военных, служащих в миротворческих войсках ООН (в проценте от общего количества военных).
Количество военных, служащих в подразделениях, не относящихся к войскам ООН (Non-UN Deployments) (в проценте от общего количества военных).
Суммарное количество тяжёлых вооружений на 100 000 человек.
Легкость доступа к лёгкому оружию и лёгким типам вооружений (small arms and light weapons).
Уровень развития военного искусства и военной мощи (Military capability/sophistication). |