Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ВОСПИТАНИЕ

- о воспитании детей, эссе Монтеня; религиозное в детстве, статья Четверикова, 1932; к свободе, Бердяев, 1947;

ср. Педагогика.

Фромм о Просвещении 18 в. как особой концепции В., 1973.

Чехов о воспитанности, 1886 (имеется в виду "бужуазное", "мещанское", "интеллигентное" воспитание).

Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 с.

Пек о любви в семье.

Половое В.

Заметки Кротова.

Сирах, глава 30.

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

 

ВОСПИТАНИЕ

Замысел Божий совершается во времени; избранный народ в процессе медленного созревания достигает полноты возраста совершенства. Ап. Павел сравнивал «домостроительство» спасения с В.: ребенок становится взрослым. Израиль жил под опекой 3акона, как ребенок, воспитываемый педагогом, пока не наступила полнота времени. Тогда Бог послал Сына Своего, чтобы нас усыновить: об этом свидетельствует дар Духа Св. (Гал 4.1-7; 3.24 сл). Однако воспитание Израиля не прекратилось с пришествием Христа: мы должны «прийти в мужа совершенного, в меру полноты возраста Христова» (Еф 4.13). С самого начала и до конца времен делом Бога является В. избранного народа.

Хр-н, усвояя своею верою развитие божественной педагогики, может отмечать его этапы и характеризовать его природу. С этой темой можно связать указания, данные в близких по теме статьях этого словаря. Любовь, диалог между двумя лицами, является основой всякого В.; воспитатель поучает, открывает еще незнакомое, увещевает, обещает, наказывает и награждает, подает пример; для этого он должен быть верным своей цели и терпеливым в достижении желаемого результата Однако лучше будет ограничиться словарем В. в узком смысле слова. Слово «мусор» значит одновременно наставление (дар мудрости) и исправление (выговор, наказание); оно встречается в кн. Мудр., в связи с семейным воспитанием, и у Пророков (и во Втор), чтобы охарактеризовать образ действия Бога. Переведя это слово словом παιδεία (cp лат discipline), LXX не хотели приравнивать библ. В. к воспитанию эллинского типа, в к-ром ч-к пытается пробудить личность в индивидууме согласно строго очерченному земному кругозору.

В Библии воспитателем по преимуществу является Бог, К-рый стремится довести Свой народ (и косвенно каждого отдельного ч-ка) до трезвого •послушания Закону или вере, не только через поучения, но и через испытания; хотя В., даваемое Мудр, и семьей, кажется скорее мирским, из контекста книг Мудр, все же видно, что оно должно быть выражением В. божественного (Притч 1.7; Сир 1.1). Бог является примером для воспитателей, а Его педагогика осуществляется тремя этапами, отмечающими все более и более глубокое духовное проникновение воспитателя в воспитываемого.

I. БОГ ВОСПИТЫВАЕТ СВОЙ НАРОД

1. Как отец воспитывает ребенка: так характеризует Втор поведение Бога, освобождающего и собирающего Свой народ. «И знай в сердце своем, Бог твой учит тебя, как ч-к учит сына своего» (Втор 8.5). Проповедник является преемником пророков. Уже Осия говорил: Когда Израиль был юн, Я любил его... Я сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих... Узами ч-скими влек Я их, узами любви... И ласково подкладывал пищу им.» (Ос 11.1-4). Такая любовь проявляется в В. ребенка, найденного при дороге, по аллегории Иезекииля (Иез 16). Все это - логический и образный вывод из основного откр.: «Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх 4.22).

Чтобы понять, что кроется за этими словами, нужно знать соц. культур, условия В. детей в Израиле. Для него характерны два аспекта: цель его - мудрость, а главное средство - наказание. Учитель должен учить своего ученика мудрости, разуму и «дисциплине» (Притч 23.23), причем последнее обозначает сам плод В-ния: это правила благоразумия (1.3), умение вести себя в жизни, к-рое следует усвоить и применять (4.13; ср 5.23; 10.17); чтобы преуспеть в жизни нужно приложить сердце свое к «разумлению» (23.12 сл; ср Сир 21.21). Родители и учителя имеют законную власть над детьми (Исх 20.12): нужно слушаться отца и матери (Притч 23.22) во избежание строгого наказания (30.17; Втор 21.18-21). В. - нелегкое искусство, ибо «глупость привязалась к сердцу юношей» (Притч 22.15), общество развращено и влечет ко злу (1.10 слл; 5.7-14; 6.20-35), так что у родителей много забот (Сир 22.3-6; 42.9 слл). Вот почему необходимы порицания, а еще более розга, потому что она не требует, как первые, особых условий: «наказание и учение мудрости прилично всякому времени» (Сир 22.6; 30.1-13; Притч 23.13 сл). Таков основной опыт, помогающий понять воспитательный метод Ягве.

2. Воспитание Израиля Ягве отражает оба момента В. в семье: обучение мудрости и наказание, применяя их соответственно совершенным грехам.

а) «Уроки Ягве» Своему народу - это знамения, совершенные в Египте, чудеса в пустыне - все великое дело освобождения (Втор 11.2-7); Израиль должен размышлять над перенесенными им испытаниями во время странствования по пустыне: он испытал голод, чтобы понять, что «не одним хлебом живет ч-к, но всяким словом, исходящим из уст Ягве»; через опыт повседневной зависимости Израиль познал заботу Ягве, Отца своего: одежда его не ветшала на нем и нога его не пухла в течение этих сорока лет (Втор 8.2-6). Эти испытания должны были открыть глубины сердца Израиля и установить диалог с Ягве. Наряду с этими испытаниями 3акон также представлен как средство В-ния: «С неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя» (Втор 4.36), не только для того, чтобы выразить в форме объективных заповедей волю Божию, но дабы он познал, что Бог возлюбил его (4.37 сл) и хочет, чтобы хорошо было тебе... и чтобы ты много времени пробыл на той «земле, к-рую Господь Бог твой дает тебе навсегда» (4.40). Как хороший воспитатель, Ягве обещает воздаяние за соблюдение Закона. Наконец, Закон, как и испытание, знаменует собственное слово воспитателя: Слово находится не далеко на небесах и не за морями, а «весьма близко к тебе: в устах твоих и в сердце твоем» (30.11-14).

б) «Исправление», к-рое может заключаться угрозе, выговоре и даже наказании, должно обеспечивать действенность «уроков Ягве», ибо грех сделал Израиля жестоковыйным, как глупость привязывается к сердцу юношей. Поэтому Ягве, наложив на пророка крепкую руку, ведет его, и он отвращается от пути, по к-рому идет народ (Ис 8.11), и становится Его устами, не прекращающими напоминать утром и вечером с неустанным терпением волю и любовь Божию. Осия показывает воспитательное значение наказании, посланных Ягве (Ос 7.12; 10.10), говоря о безрезультатных попытках Мужа вернуть к себе изменившую Ему жену (2.4-15; ср Ам 4.6-11). Иеремия также постоянно возвращается к этому: «Вразумись, Иерусалим» (Иер 6.8). Увы, все напрасно: непокорные сыны не принимают урока, не хотят научиться (2.30; 7.28; Соф 3.2,7), «лица свои сделали они крепче камня» (Иер 5.3). Тогда вразумление делается жестоким наказанием (Лев 26.18,23 сл, 28); но и здесь наказание дается в справедливой мере, а не в порыве губительного гнева (Иер 10.24; 30.11; 46.28; ср Пс 6.2; 37.2); оно может привести к обращению. Израиль должен признать: «Ты наказал меня, - и я наказан, как телец неукротимый», сокрушение его завершается молитвой: «Обрати меня, - и я обращусь, ибо Ты Господь Бог мой» (Иер 31.18). В свою очередь псалмопевец признает пользу божественного наказания: «Даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс 15.7), «Блажен ч-к, к-рого вразумляет Господь! Наказания Вседержителева (евр Шаддаи) не отвергай» (Иов 5.17), ибо так поступает Бог, вразумляя народы (Пс 93.10; ср Ис 28.23-26).

Однако воспитание завершится только в тот день, когда Закон будет вложен в глубину «сердца: «И уже не будут учить друг друга ... ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» (Иер 31.33 сл). Для того, чтобы это осуществилось, наказание должно постигнуть Отрока: «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53.5). Т. обр. становится понятным, насколько «внутренность Ягве волновалась» (евр), когда Он вынужден был грозить Своему «любимому сыну» {Иер 31.20; ср Ос 11.8 сл).

II. ИИСУС ХРИСТОС КАК ВОСПИТАТЕЛЬ ИЗРАИЛЯ

Отрок Ягве является Своему народу под видом равви, воспитывающего Своих учеников как сыновей, а через Него Сам Бог открывает совершение Своего замысла. Отрок принимает на себя заслуженные нами наказания, ибо Он Искупитель Израиля. Для выражения этого двойного аспекта, правда, нет специфической лексики, но мы можем руководиться прообразами, возвещенными в ВЗ.

1. Носитель откровения. - Чтобы подвести итог «педагогике» Иисуса, достаточно просмотреть повествования Евангелистов, в частности Матфея. Воспитывая веру в Своих учениках, Иисус приводит их постепенно к тому, что они признают в Нем Мессию: по Ев. от Мф Его учение состоит из двух главных частей. «С того времени», как Петр исповедал Его Христом, Он переходит к другому педагогическому методу (Мф 16.21). До этого Он подводил Своих современников к отожествлению с Ним возвещаемого Царства (ср 4.17). Он наводит их на вопрос о том, кто Он, уча как власть имущий (Мф 7.28 сл; Мк 21.27) и творя Чудеса (Мф 8.27; Лк 4.36), даже если это вызывало недоумение у Иоанна Крестителя (Мф 11.3); Он преподавал Свое учение соответственно уровню слушателей, как, напр., в притчах, служивших не только поучением, но и побуждавших просить объяснений (Мф 13.ID-13.56), пока они не «поймут» (13.51). Умножением хлебов в пустыне Он привел учеников к осознанию их бессилия и Своей силы (14.15-21) и к выводу, к-рый им следовало сделать раньше (16.8-12); Он сделал их участниками Своего посланничества, дав им точные указания (10.5-16) и требуя от них отчета об исполнении поручений (Мк 6.30; Лк 10, 17). После же признания Его Христом Он мог открыть тайну, более трудную для принятия: тайну креста. Его воспитание ставит все более высокие требования: Он строго обращается к Петру, к-рый осмелился Ему прекословить (Мф 16.22 сл), и сокрушается о маловерии Своих учеников (17.17), объясняя им, однако, причину их неудачи (17.19 сл). Случай зависти в их среде дает Ему повод сделать им соответствующее наставление (20.24-28). Все поведение Иисуса имеет воспитательный характер, все направлено к тому, чтобы уроки Его запечатлелись навсегда. Так троекратный вопрос, обращенный к Петру: «Любишь ли ты Меня ?», должен залечить в его сердце рану троекратного отречения (Ин 21.15 слл).

2. Искупитель. - Иисус не довольствовался одними лишь проповедями о том, как нужно жить; как идеальный воспитатель Он подавал пример. Так, Он был беден, ибо Ему даже негде было голову приклонить (Мф 8.20); Он был верен Своей миссии, к-рая побудила Его восставать против Иудеев и их начальников, напр., изгоняя торгующих из храма; Он был ревностен, и ревность эта привела Его к смерти (Ин 2.17); Он являл Собою пример братской любви: Он, Учитель, Сам омыл ноги Своим ученикам (13.14 сл).

Его пример простирается еще дальше. Иисус отожествляет Себя с теми, кого Он должен воспитать, принимая на Себя «исправление», т. е. наказание, висящее над ними (Ис 53.5); Он берет на Себя их немощи (Мф 8.17), Он берет на Себя грех мира (Ин 1.29). Он возжелал познать наши слабости, и был, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр 4.15), и «хотя и Сын, страданиями научился послушанию и стал совершенным» (Евр 5.8 сл). Благодаря Своей жертве, Иисус завершил В. Израиля; на первый взгляд Он потерпел неудачу: хотя Он и предсказал, что должно было произойти (Ин 16.1-4), но ученики Его не смогли полностью понять Его (Ин 16.12 сл); поэтому лучше было Ему уйти, чтобы они приобщились Духу Св. (16.7 сл).

III. ЦЕРКОВЬ ВОСПИТЫВАЕМАЯ И ВОСПИТЫВАЮЩАЯ

1. Дух Святой как воспитатель. - Действительно, воспитательное дело Бога окончательно завершается Параклетом. Закон уже больше не является нашим педагогом (Гал 3.19; 4.2), но Дух, К-рый всецело внутри нас, заставляет нас взывать: «Авва! Отче!» (Гал 4.6): мы уже не рабы, а друзья (Ин 15.15), сыновья (Гал 4.7). Вот дело, к-рое Параклет творит, приводя на память верующим учение Иисуса (Ин 14.26; 16.13 слл), защищая дело Иисуса от гонящего Его мира (16.8-11). Тогда все становятся «послушными» зову Отца (6.45), таково действие помазания в сердце хр-нина (1 Ин 2.20,27). В конечном итоге, истинный воспитатель - это Бог, совершенно невидимый и всецело присутствующий в ч-ке.

2. Научение и исправление. - Однако до конца времен В. сохраняет свой аспект наказания, проявляющийся в ВЗ. Посл, к Евр напоминает хр-нам: «Как с сынами, поступает с вами Бог. Ибо где тот сын, к-рого не наказывает отец? Если же вы остаетесь без наказания, то вы - незаконные дети, а не сыны» (12.7 сл); следовательно, если мы теплохладны, то должны ожидать посещения наказанием (Откр 3.19); эти божественные Суды, от к-рых не умирают (2 Кор 6.9), спасают от осуждения (1 Кор II.32) и, подвергнув страданию, приносят радость (Евр 12.11). Писание тоже является источником научения и исправления (1 Кор 10.11; Тит 2.12; 2 Тим 3.16). Сам Павел воспитывает хр-н, к-рым пишет Посл., предлагая им подражать ему (1 Фес 1.16; 2Фес3.7слл; 1 Кор 4.16; 11.1). Наконец, верующие должны применять братское исправление по заповеди Иисуса (Мф 18.15; ср 1 Фес 5.14; 2 Фес 3.15; Кол 3.16; 2 Тим 2.25); это энергично делает Павел, не боясь применить жезл (1 Кор 4.21) и опечалить, если нужно (2 Кор 7.8-11), укоряя и беспрестанно вразумляя своих детей (1 Кор 4.14; Деян 20.31). В. детей поручено родителям Богом как единственным Воспитателем: они не должны раздражать своих детей, но учить и наставлять их подобно Самому Богу (Еф 6.4).

XLD

См.: власть ВЗ I 2, НЗ II 2 - дитя - долготерпение I - женщина ВЗ 2 - испытание - культ ВЗ II - Мария III 2 - мать - мудрость ВЗ II 1 - наказания 3 - отцы и Отец - пример - увещевать - учить

Архим. Павел Стефанов. Воспитание в Библии. 2011.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова