Секта отпущения: почему в 2020 году диктатура обрушилась на Виссариона Торопа.
Теизм, вера и школа. Почему в школах нельзя говорить о Творце.
Метафизические основы реакции начала XXI века.
Не бей стакан со святой водой! (В защиту свободы веры и неверия).
Один токвиль: секуляризация как гарантия свободы и веры.
410 год. Теология полицейской овчарки: Орозий.
1617 год: гроб как колыбель религиозной свободы.
9 февраля 1619 года: казнь либертена Ванини или Смерть как доказательство.
1685 год: изгнание лютеран из Зальцбурга.
Крест и свобода: что объединяло реформатов-иконоборцев и католиков-иконопочитателей?
1708 год: христианоедство Свифта.
10 ноября 1993 года: история Марии Цвигун как эталон борьбы со свободой духа.
1997 год. Кураев: государство должно насаждать православие, каким я его вижу.
Изобилие римских пап как показатель религиозной свободы.
Московская Патриархия: отделена от государства, не отделена от общества?
2009-2017 годы. История Юрия Попова: охота на бога.
Октябрь 2018 года. Проект новых ограничений свободы совести в России.
Ложь как сшибка двух команд: Путин о свободе совести, 2018 год.
См.: свобода - сектофобия.
Андреев К. Что делать, если на собрание домашней молитвенной группы пришла полиция. 2016.
www.religlaw.org is a major International Website Database on Religious Freedom Issues - International Center for Law and Religion Studies at Brigham Young University
Gaddis, Michael. There Is No Crime for Those Who Have Christ. Religious Violence in the Christian Roman Empire. Berkeley: University of California Press, 2005. 415 pp. О насилии христиан по отношению к язычникам и друг ко другу в 4-6 вв.
за нее Мор в "Утопии", 1515; Трансильвания, 16 век (Шушарин, 1999); Эрастианизм (Церковь не имеет права казнить), 16 в.
1603 - трактат Бэкона;
1690 - патр. Иоаким завещает не строить в России католических, протестантских и мусульманских храм.
Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и "духовные преступления" в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. 463 с.
1732 год: депортация лютеран из Зальцбурга.
2011 год. Постановление Европейского суда по правам человека о распятиях в государственных школах.
Клочков В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М.: Изд-во политической литературы, 1982. 160 с.
Gill, Anthony. The Political Origins of Religious Liberty. Cambridge University Press, 2007. 280 pp. США и Европа 18-20 вв.
Eisenstein, Marie Ann. Religion and the politics of tolerance: how Christianity builds democracy. Waco: Baylor University Press, 2008. 190 pp.
трактат Д.Дидро; Закон о ней 1786 г., штат Виргиния (Джефферсон); за нее доводы из церковной традиции, Льоренте, 1817; Милль, 1859; Лесков в полемике о духоборах с тамбовским митрополитом, 1875; против нее Розанов, 1896; за нее Толстой, 1891; Вл.Соловьев, 1894; cвящ. Григорий Петров, 1905; Бердяев, 1908; 1931;
Толстой, 1901; против неё еп. Никон Рождественский, 1910; Бердяев, 1947;
В исламе - Торкаман, 2009.
Красножен М. Иноверцы на Руси. Т. I. Положение неправославных христиан в России. Юрьев, 1900. 209 с.
Шацкий о сожжениях в православной традиции, 2004.
Гонения на лютеран в России, 1890-е гг., Симон, 2002.
Обсуждение вопроса о ней в Думе в 1900-е, Рожков, 1965.
См. статьи по истории с.с. в библиографии Бейнтона (1984).
Бобрищев-Пушкин А.М. Суд и раскольники-сектанты. СПб., 1902. 224 с.
Светскость (лаицизм) - Боберо, 2003.
Еленский В. Религиозная свобода: глобальные измерения. 2011. О состоянии рел. свободы.
В России после 2001 г., Кротов.
Fox, Jonathan. A World Survey of Religion and the State. Cambridge University Press (2008). 403 pp.
http://lawreview.byu.edu/archive.htm - на англ. в пдф. материалы симпозиумов по СС (отношения с государством) ун-та Янга, США.
Brigham Young University Law Review. 1995. 330 pp.
Государства и религии в Европейском Союзе. Опыт государственно-конфессиональных отношений. М.: Институт Европы РАН, 2009. 695 с. Сост. Герхард Робберс.
Баркер А. Новые религиозные движения. Санкт-Петербург: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997.
New Religious Movements and Religious Liberty in America. Eds. Davis, Derek H.; Hankins, Barry. Waco: Baylor University Press, 2003. 247 pp.
О преподавании религии в англ. школах, Фоменко, 1997.
Черемных Г.Г. Свобода совести в Российской федерации. — М.: Манускрипт, 1996. — 185 с.
ее отсутствие связано с объективацией совести, Бердяев, 1947; постановление 2 Ватик. собора, 1965; ее не защищает Клинтон 23.6.1998; 30.10.1998; о ней Собор РПЦ 2000;
за ограничение С.с. - Пейкова З., 2000;
в связи с трагедией Джонстауна, 1978;
Лестер о проблеме защиты меньшинств, 2006.
Конспекты материалов межд. конференции в Юте, 2000.
Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2008 году. М., 2009. 82 с.
См. сектофобия. Терпимость.
Савельев В. Н. Свобода совести: история и теория. — М.: Высшая школа, 1991. — 143 с.
Рудинский Ф. М. Свобода совести в СССР. — М.: Госюриздат, 1961. — 87 с.
Рудинский М.Ф. Институт свободы совести по советскому государственному праву. — М., 1991.
Ружелите О.С.Отрицание свободы совести в буржуазных странах.
Коган Ю., Мегружан Ф. О свободе совести. — М.: ГАИЗ, 1938. — 68 с.
Свобода религии и убеждений: основные принципы. Под ред.: Т. Линдхольма, К. Дурэма и Б. Тахзиб-ли. М.: "Институт религии и права", Университет Бригама Янга, ТЦ Юнеско, 2010.
Эскрива: «Для веры опасно лишь ошибочное толкование свободы – без цели, без меры, без закона и ответственнрости. Узнаете? Совершенно верно: это – своеволие. К несчастью, у него много защитников. А ведь именно притязание на вседозволенность и есть истинное покушение на веру. Поэтому было бы ошибкой говорить о свободе совести, как бы оправдывая с моральной точки зрения тех, кто отвергает Бога» (Проповедь 1960 г. Ближние Господа. М.: Рудомино, 1997. С. 47).
«Я защищаю всеми силами свободу совестей, гласящую, что никто не в праве мешать сотворенному поклоняться своему Творцу» (там же, 48).
Комментарий к Лк. 14, 23: Это “compelle intrare”, убеди придти, не несет в себе насилия – ни физического, ни морального, - но является силу христианского примера» (51).
Атеист (грешник), «возможно, попытается оправдаться, говоря, что вел себя так, а не иначе в соответствии со своими взглядами – но никогда не сможет произнести эти свои оправдания голосом истинной свободы, ибо его утратил, став рабом того, на что решился. А решился он на плохое – на отвержение Бога. В этом нет свободы» (там же, 52).