Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

 

ИСТОРИОГРАФИЯ


См. отдельно о современных историках.

Историки Церкви.

В конце XIX века в России ввели звание доктора церковной истории. Докторов церковной истории с тех пор стало с тех пор много. Не хватает больных церковной историей: беспокоящихся, спрашивающих, не успокаивающихся никогда.

*

Очерк патрологии I-IV вв. Киприана Керна, 1936 год, добросовестный очерк для православных семинаристов, полемизирующий с атеистами и с катоwликами, но очень корректно и академически тщательный в изложении источниковедческого и историографического аспектов.

Норт Джеймс. История Церкви. М.: Протестант, 1993. 414 с. 130 тысяч слов. Тираж не указан. Пер. А.Ермолаева. Англ. издание: 1983, College Press Publishing Company. Учебник для тех, кто изучает историю Церкви в течение семестра (непрофильно).

Четыре примера авторской позиции.

Первый век. "Римляне официально приняли христианство как одну из разновидностей, одно из течений внутри иудаизма. Иудеи, естественно, возражали против такого смешения. Они называли христианство новой религией, которая отнюдь не является разновидностью иудаизма. По существу они были, конечно, правы" (с. 26). Что римляне "приняли христианство" - это уровень перевода, увы.

Пятый век. "Несторий родился в Антиохии, где и познакомился с историческим методом интерпретации Библии и с идеей тщательного охранения человечности Христа. Таким образом, он всячески подчеркивал человеческую природу Иисуса в ущерб Его божественности. Искрой, которая зажгла пожар этой дискуссии, стало использование названия "Феотокос" ... Несторий же ... вообще отрицал правомерность употребления слова "Бог" по отношению к дву-- или трехмесячному ребенку" (С. 76).

Шестнадцатый век. "Эразм был в достаточной степени гуманистом, чтобы утверждать: человек не может быть полностью испорчен, но он не был в достаточной степени реформатором, чтобы призвать людей к действию" (С. 235).

Двадцатый век, итоги Второй мировой: "Христианство вышло из войны с обновленным религиозным чувством, хотя его силы за время испытаний были заметно подорваны. Но, поскольку церкви хранили молчание во времена кризиса и, более того, даже пользовались вначале поддержкой правящих сил, многие люди потеряли доверие к религии, что вызвало новую волну секуляризации во всей Европе" (С. 398).

В целом - скорее объективно-либерально, с общепротестантских (а впрочем, местами скорее методистских) позиций.


См. отдельные заметки:

Уточнить

Развитие историографии в XVI в. * "Еслистория" - феодальная мифология после смерти феодализма. *

Церковь и история -  Бердяев, 1944; Регельсон Л.

Мень о христианстве I в. с библиографией.

Карсавин Л.П. История европейской культуры. Т. 1: Римская империя, христианство и варвары / Пер. с лит. - СПб.: Алетейя, 2004, 335 с.

 

20 век

Анатолий Грисюк (ум. 1937), митрополит, специалист по раннесирийскому монашеству.

П.К.Коковцев (1861-1942).

Поснов (1931) об и.Ц. как науке (семинарская позиция).

Доусон (1970), немножко чересчур историцист; Тойнби; - Баттерфилд (1979), сбалансированная христианская историософия.

Ганс-Якоб Штеле о восточной политике Ватикана, 1975, выписки.

И.Концевич (ум. 1965), популяризатор русск. правосл. "духовности".

Напротив, Фромм, психоаналитический очерк истории Церкви (1963), - хороший психолог написал плохую историю.

Альберто Донини, 1977 г. - история христианства 1-6 вв., вполне марксистская.


Советский историк д'Арк Вл. Райцес, ученик Люблинской, ум. 1995. Всю жизнь задавлен советской властью.

Дюби и Ле Гофф, французские историки: на материале "частной истории" дает себя знать классический французский скепсис и антиклерикализм под классическим же прикрытием рационализма (якобы в XII в. не упоминаются ведьмы, п.ч. Церковь канонизировала тех, кто почитался за ведьмовство, статья Дюби). Попытка рационально объяснить рассказы о чудесах, повторяющая принципы Ренана.

См. Лепти из "Анналов" о развитии историографии в целом, 1996. Ср. Марк Блок в предыдущем поколении.

Ив. Мих. Андреевский (Андреев) - катакомбная церковь.

См. о различиях московской и петербургской школ церк. истории - заметка Богдановой о Глубоковском и Болотове, 2000.


Начало 20 в.: Бриллиантов; Здравомыслов; Н.К.Никольский; Рункевич; П.Смирнов; патролог И.Попов (1867-1938); Ив.Ив.Соколов, византинист.


Лебедева о русской церк. византинистике к. 19 - нач. 20 в., 2000.

Конец 19 в.: Вас. Болотов; Евг. Голубинский; П.Знаменский; Казанский; Каптерев; Коялович; Алексей Петр. Лебедев; Павел Николаевский; Ив. Троицкий; Чистович;

Лебедева о русской церк. византинистике к. 19 - нач. 20 в., 2000.

Поколение середины XIX столетия было, как стало очевидно через полтора века, близко к вершине самодовольства. Позднее техническая революция довело это самодовольство до более высокого накала, но уже в конце XIX века появились и первые признаки сомнения. Но еще Фаррар в 1889 г. признавал, что у христианских публицистов II в. была "пламенная вера", но основное ударение делал на том, что их сочинения состоят "из непосредственных увещаний" (Отцы, С.3). Защищая Ерма от критиков, называвших этого автора "изувером",Фаррар не мог придумать лучшего, как заявить: "Он обнаруживает все признаки простодушного и честного человека"(С. 5). Ерм - "детски-наивный писатель" (С. 2). Фаррар подчеркивал, что Евангелие выше творений Ерм и других авторов. Увы, это была не слишком удачная защита, потому что те особенности Ерма, Климента и других авторов, которые вызывали высокомерную усмешку у Фаррара, присутствуют и у апостолов. Просто Фаррар не боялся критиковать натянутость истолкований Климента (красная веревка Раавы - прообраз крови Христа), но боялся сказать, что натянуты и многие истолкования Матфея, да и самого Иисуса. Этот психологический барьер потом был преодолен: выяснилось, что можно совместить веру, уважение к церковным авторитетам и объективный анализ Евангелий и других текстов.

Середина 19 в.: лорд Эктон; Александр Горский; А.Иванцов-Платонов; митр. Макарий Булгаков; Порфирий Успенский; Сулоцкий; Филарет Гумилевский; Чельцов; Моммзен;

Рудольф Зом (1841-1917), ранняя история Церкви.

Начало 19 в., Россия: Амвросий Орнатский; Евгений Болховитинов;

Христианская историософия: Доусон (ум. 1970). Баттерфилд (ум. 1979).

История Церкви в целом: Поснов (1931); Мансуров: схема истории Церкви.

История православия: Карташев (1950); Мейендорф (1991); обновленчества 20-х гг. - Краснов-Левитин;

Колдовство 15-16 вв., очерк историографии, Шверхофф, 1996;

История протестантизма: Бейнтон (ум. 1984). История миссионерства: Латурет (1968).

Византия, Сирия, Эфиопия: Пигулевская (ум. 1970).

История раннего христианства: Свенцицкая (1989).

Сирийское монашество: Анатолий Грисюк (1938)

19 век

История Церкви в целом: Филипп Шафф (1893). Церковная историософия Шеллинга (1854);

История православия и христианства до разделения Церкви: В.В.Болотов (ум. 1900); Чистович (1893); агиолог Сергий Спасский (1830-1904);

История католичества: отдельные вопросы: инквизиция - Льоренте (ум. 1823);

18 век

Батлер О. (ум. 1773)

16 век

кардинал Роберто Беллармино (ум. 1621).

8 век

Беда Достопочтенный.

6 век

Агафий Миринейский;

5 век

Иероним Стридонтский (ум. 420); Феодорит Киррский (ум.466);

4 век

Евсевий Кесарийский (ум. 340);

*

Очерк истории Церкви ХХ века, написанный Аверинцевым в начале 1990-х годов, показывает, насколько этот учёный разделял многие мифы гламурного православия. Уже несколько лет как Московская Патриархия руками правительства травила миссионеров, в том числе, доходило до отмены миссионерского собрания во Дворце съездов, не говоря уже о провинциальных страстях, а Аверинцев этого в упор не видел и писал о том, что Россия стала частью глобального мира, так что в Англии "чуть ли не целые английские деревни принимают православие", а мормоны и прочие иностранцы проповедуют в российской глубинке и в Кремле. Характерно и гипертрофированное "целые английские деревни", - при том, что "английская деревня" такой же носенс как "российский парламент". Правда, лишь после смерти Аверинцева выяснилось, что англичане (немного, намного меньше и в абсолютных цифрах, и в относительных, чем русские, принимающие протестантизм) обращаются не в тоталитарный московский православизм, а во вполне цивилизованное константинопольское, и что все попытки митр. Антония Блума удержать связь с Москвой лопнули - не по его вине, а просто "в одну телегу впрячь не мочно". В 1995 году уже можно было понять, что христианство в России столкнулось не с "секуляризмом", а всё с тем же древним соблазном объединить царство Божие с царством кесаря.

Аверинцев привычно противопоставляет немецкий тоталитаризм русскому как попытку приручить христианство попытке уничтожить христианство. Но это архаизм. Можно говорить о том, что Гитлер не провозглашал необходимости уничтожить религию, а Сталин провозглашал, но на практике нацисты явно собирались покончить с религией (и сам Аверинцев упоминает характерное "это в последний раз" - сказано немецким послом при интронизации Пия XII), а вот большевики взяли курс на реставрацию империи со всеми её институциями - раздельным обучением, иерархической армией, и придворной религией. Сталин вполне мог уничтожить религию, он не испугался этой задачи, а просто изменил концепцию. Особенно ярко лицемерие большевиков проявилось при Хрущеве, когда в разгар "антирелигиозной" компании кремлёвская номенклатура произвела смену церковной номенклатуры на заранее подготовленные кадры, которые возглавляли религиозную "жизнь" еще и в полвека спустя.

 

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова