В Катехизисе по Евангелию от Марка.
Гуманизм христианства и о.Александр Мень.
Гуманизм как общение (и религия).
Гуманизм и человекопоклонничество.
Интеллигенция как носительница гуманизма.
Изменения в человеке: от действующего субъекта к объекту воздействия. Роль гуманизма.
ГУМАННЫЙ. лат. человеческий, человечный, людский; свойственный человеку истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердый. Гуманность ж. человечность, людскость; благодушие, человеколюбие, милосердие; любовь к ближнему.
Ист.: Даль, 1880.
См. человечность.
Бердяев о Г. и христианстве.
Ибрагим, Тауфик. Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистические установки. М.: Медина, 2015. 576 с.
гуманист,
Ближайшая этимология: из нем. Humanist (с 1728 г.); см. Клюге-ГеЁтце 258. От лат. humanitis.
Фасмер, 1,474
Вебстер:
1 a : devotion to the humanities : literary culture b : the revival of classical letters, individualistic and critical spirit, and emphasis on secular concerns characteristic of the Renaissance
2 : HUMANITARIANISM a person promoting human welfare and social reform : PHILANTHROPIST
3 : a doctrine, attitude, or way of life centered on human interests or values; especially : a philosophy that usually rejects supernaturalism and stresses an individual's dignity and worth and capacity for self-realization through reason
У Вл.Соловьёва в связи с еврейством, 1884:
" нужно внимательно рассмотреть особенности иудейской религии, иудейского гуманизма и иудейского материализма"
"преобладающее развитие человеческого начала - гуманизм, в той или другой форме, должен, казалось бы, с одной стороны, вытеснять сверхчеловеческую власть религии, с другой стороны, поднимать человеческий дух выше грубого материализма, как мы это и видим у лучших представителей древней Греции и Рима, а также и в новой Европе. Столь же ясным представляется и то, что господство материализма во взглядах и стремлениях несовместимо ни с религиозными, ни с гуманитарными идеалами".
Кузин Ю.Д. Поиски "всеобщего вечного счастья " Н.Г. Гарина-Михайловского и идея гуманизма в философии В.С. Соловьева. Соловьевские исследования. Выпуск 11 (Иваново, ИГЭУ, 2006).
Мочульский:
"Сквозь обычное у Розанова кликушество и юродство пробивается пророческое предчувствие: наша эпоха кончается, начинается новая, трагическая и мрачная. Как ни противоположны по духу Соловьев и Розанов, в этом эсхатологическом предчувствии они близки друг другу. Только Розанов надеется еще, что «черное православие» спасет мир, а Соловьев в глубине души верит только в страшный суд и грядущего Антихриста. И гуманизм Соловьева, и стилизованная церковность Розанова были масками, которые они надевали для людей и под которыми иногда задыхались; соблюдая свое «социальное лицо», они должны были бороться как смертельные враги. Но, сбрасывая маски, узнавали друг в друге братьев. В 1892 году Соловьев писал Розанову: «Я так же далек от ограниченности латинской, как и от ограниченности византийской, или аугсбургской, или женевской: исповедуемая мною религия Св. Духа шире и вместе с тем содержательнее всех отдельных религий: она не есть ни сумма, ни экстракт из них, как целый человек не есть ни сумма, ни экстракт своих отдельных органов»."
Бердяев о Мочульском:
"В книге К. Мочульского недостаточно подчеркнут этот моральный пафос Вл. Соловьева, которым определяется его критика исторического христианства, его обличения национализма, его требования, чтобы заветы Христа были осуществлены в социальной жизни. Христианская политика Вл. Соловьева как раз совсем не эротична, она этична. Очень интересно это совмещение в нем противоположностей. Все «левые» уклоны Вл. Соловьева имели этический характер. С этим связан и соловьевский гуманизм. Он был типичным христианским гуманистом. Он был также русским романтиком, может быть, единственным подлинным романтиком в истории русской мысли. С романтизмом связана его боязнь действительности, его уход в отвлеченную мысль и в мечту."
Оттуда же:
"Крах теократической утопии есть, может быть, самое значительное событие в умственной и духовной жизни Вл. Соловьева. Самым же сильным и сохранившим свое значение и доныне является его учение о Богочеловечестве. В этом учении он интегрировал христианству универсальный гуманизм, признал значение человеческой стороны христианского откровения и подверг критике монофизитскую тенденцию в историческом христианстве"
*
Хайдеггер определял орудие - как орудие для чего-то. Молоток определяется не своим цветом, а тем, что он - для забивания гвоздей. "Вот это стул - на нём сидят". Является орудием и знак - он делает зримой взаимную связь (например, автомобилистов). Многие орудия должны быть по определению незаметны (как идеальные очки - искусственный хрусталик), но знак по определению - то, что заметно.
Человек - не орудие. Он может быть заметен или полезен, но это нечеловеческое в нём. Гуманизм начал с того, что воспел человека как орудие (хотя бы под псевдонимом "творца") - так он перехватывал человеку у феодального мировоззрения, который видел в человеке лишь орудие, точнее даже - довесок к орудию, к плугу и мечу. Гуманизм, однако, открывает человека как "просвет" (Хайдеггер), как абсолют. Феодализм на это был неспособен. Увы, в церковном теле преобладает пока феодальная власть, а не гуманизм.
*
Этимология восстанавливает индоевропейскую форму *(dh)ghem - "землянин". "Обычно слово "землянин" используется для различения людей и вторгающихся марсиан или других инопланетян. Но слово со значением "землянин" существовало тысячелетиями и в индоевропейском служило для различения людей и богов, небесных существ иной природы. Корень *dhghem - "земля" в производных языках послужил основой для слов со значением "человек". Форма локативного падежа *dhgh(e)mon - "на земле" могла употребляться как новое слово: *dhgh(e)mon - "находящийся на земле, землянин, человек". В латинском языке это дало слово homo (основа homin-, древнелатинское hemon-) "человек", в котором сочетание согласных dhgh упростилось до h. Родственная форма (dh)ghm-on, стало древнеанглийским guma "человек", слово, которое в современном английском осталось лишь в сильно измененной форме как второй элемент слова bridegroom "жених, (буквально "человек невесты")", которое было искажено народной этимологией в средние века из слова bridegome." Значение "земля" сохранилось также в: лат. humus, ст. слав. "зем" (земля, земной, чернозём)
Гуманизм - Флуссер о древнеевр. Г.; о слове в НЗ Фрилинг, 1997. Даль и другие этимологические данные. Пико делла Мирандола
Ср. антропоцентризм. Специфика гуманитарных наук.
См. гуманисты XV в.
1160 г., Майо Барийский.
христ. г. 16 в. - очерк Омэнна, 1994. Г. и реформация, Черенков.
и Ренессанс, Лосев; Бердяев 1915, 1922. 1946 (неверное понимание Г. в России).
"Интегральный гуманизм", католический философ Ж.Маритен, 1936.
Мать Мария Скобцова - критика Г.
христианский Г. у Вл.Соловьёва, Ананьев, 2003.
и любовь, Бердяев, 1931; как противоположность дурному традиционализму, Бердяев, 1939; старый и новый, Бердяев, 1947; гуманистич. манифест-2000; и культура 15.8.1998; и Реформация, Макграт, 1993 ; радиопередача о Г., 1.2001; Ср. Секулярная цивилизация, Оптимизм.
Шредингер Э. Наука и гуманизм. Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2001. 64 с.
Аверинцев о христианском Г.
Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. М., 1978; он же. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; он же. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.
Блок А. А. Крушение гуманизма // Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 6. С. 93-115.
Брагина Л. М. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV-XV вв. М., 1977.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. М., 2002.
Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: В 2 т. / Пер. с нем.: С. Брилиант. СПб., 1904-1906.
Васильков Н. Так называемая «религия человечества» и ее нерелигиозность: Полемико-апологет. исслед. Каз., 1897.
Вульфиус А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа. Петербург: Наука и школа, 1922. 167 с.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
Гейгер Л. История немецкого гуманизма / Пер. с нем.: Е. Н. Вилларская. СПб., 1899.
Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
Гуманизм и религия. Л., 1980.
Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. 265 с. Другое издание "Гуманизма".
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. М., 2006.
Дживелегов А. К. Возрождение: Собр. текстов итал., нем., франц. и англ. писателей XIV-XVI вв. М.; Л., 1925.
Иванов Вяч. Кручи: О кризисе гуманизма // Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1979. Т. 3. С. 365-382.
Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сб. текстов / Пер. с лат. и коммент.: Н. В. Ревякина и др.; под ред. С. М. Стама. Саратов, 1984-1988. Ч. 1-2.
Крусман В. Э. На заре английского гуманизма. Од., 1915.
Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 кн. М., 1956-1979.
Леви-Стросс К. Три вида гуманизма // Он же. Структурная антропология. М., 1980. С. 234-237.
Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб.: Алетейя, 1997. 339 с.
Немилов А. Н. Специфика гуманизма Северного Возрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 39-51.
Петропавловский И. Д., прот. Взгляд на смысл и достоинство господствующего направления в новой культурной истории человечества. М., 1898.
Ракитская И. Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения: гуманизм конца XIV-XV вв. Л., 1984.
Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме 2-й половины XIV и 1-й половины XV в. М., 1977; она же. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000.
Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 319-344.
Соколов В. В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962.
Фойгт Г. Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма: В 2 т. / Пер. с нем.: И. П. Рассадин. М., 1884-1885.
Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / Пер. с лат., вступ. ст.: О. Ф. Кудрявцев. М., 1996.
Cilson E. Humanisme et Renaissance. P., 1983.
Kristeller P. O. Renaissance Thought. N. Y., 1961-1965. 2 vol.
Jaspers K. Uber Bedingungen und Moglichkeit eines neues Humanismus. Stuttg., 1963.
Rieks R. Homo, Humanus, Humanismus: Zur Humanitat in der lateinischen Literatur des 1. nachchristl. Jh. Munch., 1967.
"Марксизм не знает ничего выше человека и человеческого, он прежде всего борется против Бога и божественного, но он не знает и человека, ибо человек есть образ и подобие Божье. В большевизме гуманизм окончательно переродился в антигуманизм" (Бердяев, Дух. основы, 1918, 7).
Гуманизм начал с того, что отрицал зло и грех. Но отрицание зла всегда бывает торжеством зла. Необходимо знать зло, чтобы не допустить его торжества. Гуманизм не хочет знать зла, он учит об естественной доброте и благостности человеческой природы. С этого начал Руссо. А кончилось Робеспьером. Гуманизм Белинского кончился антигуманизмом Ленина. (Бердяев, Дух. основы, 1918, 8).