Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Оглавление

Расстройства общения. Ложь

Ср. правдолюбие. Лицемерие.

Ложь как лживость.

Вся правда это сколько?

14 псалом: какую ложь запрещает Библия?

 

Евангелие Фомы, 6: "Иисус сказал: не лгите".

Лукавое как антикоммуникация.

Ложь во спасение.

Ложь палачам и ложь обществу.

Сколько весит полуправда.

Преувеличение: меч лжи, щит правды.

3 мая 1605 года, Пороховой заговор или У истоков двоемыслия.

Смерть лучше лжи: история священника Михаила Накарякова, расстрелянного в 1918 году.

О лжи в связи с уравнением её и гомосексуальностив 1 Тим. 1, 10.

Никого не обманывающие обманки: Россия после 25 октября как страна лжи.

Ленинская ложь: обман или самообман?

Ленин или Ложь непоследовательности.

Ложь призыва «жить не по лжи».

Ложь как сшибка двух команд: Путин о свободе совести, 2018 год.

Россия как Лайленд.

Маленькая ложь во имя добра хуже большой лжи во имя зла.

Военная пропаганда как ложь. - Как война и ложь порождают друг друга.

Радекоактивность.

Ложь государственных людей.

Ложь как средство коммуникации в отсутствие свободы.

 

Лукавство

Непоследовательность, двойной стандарт как лукавство.

Дополнительные материалы

Михаил Шишкин о лживости ищущих политического убежища.

Сирах 20:19 и далее.

Не разобрано

Ср. клевета. Пропаганда. Плутовство. Трикстер. Лукавство.

Ложь - против нее слово Дорофея; Лествичника; Эразм Роттердамский; о ней Монтень; анализ идей Суареса, Лупандин; и правда, Бердяев, 1917, 1931 подробно; и макиавелизм Бердяев, 1944; и христианство - Мень, 1982; и юмор, Пропп;

Словарь библейского богословия, 1970.

Заповедь "не лжесвидетельствуй" - католич. катехизис, 1992.

Экман П. Психология лжи. СПб.: Юпитер, 1999.

ложь во спасение: Знаков, 1993; Филипьев, 2000. Кротов.

классификация 17.7.1998; признаки 25.7.1998; через неполную правду 17.6.1998; 10.3.2000; отбор информации 12.2.1999; через ложную альтернативу 12.6.1998; через говорение правды по своему выбору 22.1.1999; через заочную, не диалогическую правду о ближнем; как ущерб не только людям, но творению 14.1.1999; как ответ на агрессию 6.11.1998; (пост)коммунистической журналистики 5.2.1999; убаюкивающая - ее защищает сторонник Чубайса 16.7.1999;

Фраза о трех видах лжи - Дизраэли 14.4.2000;

Ср. блеф, макиавелизм, правда, цензура.

Whetham, David. Just Wars and Moral Victories. Surprise, Deception and the Normative Framework of European War in the Later Middle Ages. Leiden: Brill, 2009. 2007.

Private and Public Lies. The Discourse of Despotism and Deceit in the Graeco-Roman World. Edited by Andrew J. Turner, James H. Kim. Leiden: Brill, 2010. 460 pp.

Кротов:

25 октября 1917 года: день рождения тотальной лжи.


М.Красников (ОНИС, №2, 1999)  анализирует понятие лжи, рассказывая о пиопытке изучения лжи методом опросов групп испытуемых. Ложь в целом он рассматривает как регулятор межличностного общения, средство предотвращения конфликтов ценой возникновения новой задачи - избежать разоблачения. Он выделяет четыре этапа лжи: подготовительный (к беседе), беседу до дезинформации, момент дезинформации и продолжение общения. Каждый этап отличается психологически. Даже нераскрытая ложь меняет процесс общения и отношения индиидов. Обманщик начинает хуже воспринимать того, кого обманул — он видит в нем того, кто может его разоблачить. Необходимость поддерживать дезинформацию имеет кумулятивный характер: нужно искажать все новые и новые аспекты реальности.

*

*

Чарльз Форд (Charles Ford, «Lies! Lies! Lies!: The Psychology of Deceit»), утверждает, что ложь появляется лишь тогда, когда обманщик понимает, каким образом возможно ввести в заблуждение другого человека. Следовательно, чем больше лжи - тем больше взаимопонимания. Здесь, конечно, «взаимо» - неуместно. Да и понимание - не настоящее. Кто понимает другого человека лишь настолько, чтобы его обмануть, тот не только другого не понимает, но и самого себя, ведь обман есть самоубийственная стратегия.

Алдерт Вридж (Aldert Vrij, «Detecting Lies and Deceit: The Psychology of Lying and the Implications for Professional Practice») установил, что среднестатистический человек способен опознать ложь в 44% случаев, а правду заметно чаще - в 67% случаев. Остроумное замечание Вриджа: человек всегда выбирает наиболее безопасную стратегию поведения - выгоднее поверить в заведомую ложь, чем обвинить честного собеседника в передергивании. Вридж доказывает, что широко известные признаки нечестности собеседника (отведение глаз, частое касание лица, прикрытие рта ладонью и пр.) - не более, чем мифы.

 

См.: История человечества - Декалог. - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем