Библеисты.
Реале
и Антисери о Б. в истории западной философии.
Толкования Библии по национально-географическим
традициям:
александрийская школа; англо-американская; антиохийская; балтиморская; болгарская; итальянская; иудейская; Иерусалимская школа и "Иерусалимская
библия"; литовские, немецкие; нидерландская; польская; румынская; русская; отдельно русская библейско-историческая
школа; скандинавская; французская; чешская; эдесская; ямнийская
школа 1-2 вв.
Организации по изучению и распространению
Библии:
Библейские общества; Российское библейское
общество; общество
для распространения Свящ. Писания в России; группа библейская и комитет библейский в России; библейские институты; музеи; Папская
библейская комиссия и институт; Палестинское
общество; недели библейские;
ШКОЛЫ В БИБЛЕИСТИКЕ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
Историческая школа.
ШКОЛЫ В БИБЛЕИСТИКЕ, направления в библ. науке, сложившиеся среди христ., иудейских
и внеконфессиональных толкователей от древности до наст. времени. Ш. в библеистике
характеризуются предпочтением тех или иных методов *герменевтики и *экзегезы,
что определялось различ. факторами: культурными традициями, вероисповедными
установками, влиянием авторитетных ученых и филос.-богосл. доктрин. Чаще всего
Ш. возникали в к.-л. одном центре, распространяя оттуда свои идеи. Границы
между Ш. не всегда можно провести с достаточной четкостью, т.к. они часто находились
в тесном взаимодействии. Среди христ. Ш. одни имели строго церк. характер и признавались
в Свящ. *Предании равноправными, другие, напротив, отражали воззрения, к-рые частично
или полностью уклонялись от церк. учения. Ниже приводится перечень лишь основных
Ш. в библеистике.
Христианские Ш. святоотеч. периода (2-5 вв.).
1. Гностические Ш. зародились во 2 в. в Египте и Сирии. Были отвергнуты Церковью
как противоречащие ее учению. Эти Ш. повлияли на *манихейство и др. системы *дуализма.
2. *Александрийская Ш. экзегезы. Сформировалась во 2 в. в катехизич. училище
Александрии. Гл. особенность этой Ш. — использование *аллегорич. метода толкования
Библии. Основатели: *Климент Александрийский и *Ориген. Последний был родоначальником
научно-филологич. методов исследования библ. текста.
3. *Антиохийская Ш. экзегезы возникла в 3 в. Основателем ее считается сщмч.*Лукиан.
Ш. уделяла гл. внимание букв., историч. смыслу Библии. Крупнейшие представители
Ш.: свт.*Иоанн Златоуст, *Феодор Мопсуестский, *Диодор Тарсийский,
блж.* Феодорит Киррский.
4. Каппадокийская Ш., представленная гл. обр. свт.*Василием Великим и свт.
Григорием Богословом, стремилась примирить крайности александрийцев и антиохийцев.
5. Сирийские Ш. Эдессы и Нисибина. Возникли в 4 в. По своим принципам
наиболее близки к Антиохийской Ш. Крупнейшие представители: прп.*Ефрем Сирин,
*Нарсай Эдесский, *Раббула (см. ст. Эдесская Ш. экзегезы).
6. Латинская Ш. не была связана с к.-л. одним центром. Представители ее жили
в Африке (*Тертуллиан, блж.*Августин), в Италии (свт.*Ипполит Римский, свт.*Амвросий
Медиоланский) и в Балканских землях (блж.*Иероним). Лат. экзегеты, подобно каппадокийским,
занимали среднюю позицию между толкователями Александрии и Антиохии.
Ср.-век. христианские Ш. (5-15 вв.).
1. Византийскую экзегетич. Ш. отличали три осн. черты: а) внимание к догматич.
проблемам; б) собирание воедино святоотеч. толкований (см. Катены); в) тесная
связь экзегезы с аскетикой. Гл. представители: свт.*Андрей Кесарийский, *Экумений
Трикский, прп.*Максим Исповедник, свт.*Фотий Константинопольский, прп.*Симеон
Новый Богослов, блж.*Феофилакт Болгарский, *Евфимий Зигабен и др.
2. Раннеср.-век. лат. экзегеза носила преимущ. гомилетич. характер с ориентацией
на святоотеч. толкования. Гл. представители: *Алкуин, *Беда Достопочтенный, свт.*Григорий
Великий, *Исидор Севильский, *Кассиодор, *Рабан Мавр и др.
3. Католич. ср.-век. экзегетика развивалась гл. обр. в монастырских Ш. (Сен-викторской,
Сен-шерской и др.), а также при ун-тах (Парижском и др.). Гл. представители: *Гуго
Сен-викторский, Бернард Клервоский, *Петр Ломбардский и др. Критич. проблемы библеистики
были в этот период затронуты *Абеляром.
4. Ш. *схоластической ср.-век. экзегезы характеризовалась стремлением к систематизации
и четкому определению различных смысловых пластов Писания (Альберт Великий, *Фома
Аквинат и др.).
5. Католич. ср.-век. мистич. Ш. возродила аллегоризм александрийцев, толкуя
Библию в мистико-иносказат. плане (*Иоахим Флорский, Бонавентура, Рейсбрук, Таулер,
*Экхарт и др.).
Ш. эпохи Ренессанса, Реформации и католич. Реформы (15-17 вв.).
1. Ш. гуманистов. Вернулась к традициям Оригена и блж.Иеронима, сосредоточившись
на историко-филологич. аспекте экзегезы (Л.Валла, *Эразм Роттердамский и др.;
см. ст. Ренессансная библеистика).
2. Ш. *социнианской экзегезы развивала тенденции древнего арианства и историко-филологич.
методы толкования.
3. Контр-реформационная католич. экзегеза. Сложилась в эпоху *Тридентского
собора. Полемич. острие трудов этой Ш. было нацелено против Реформации. Одновременно
библеисты этого направления усовершенствовали научный аппарат экзегетики (*Каетан,
*Сикст Сиенский, *Беллармин, *Эстий и др.).
4. Арминианская протестантская Ш. вела свое начало от *Арминия. Гл. представители:
*Гроций, *Леклерк.
Рационалистич. Ш. различных направлений (17-20 вв.).
1. Ш. классич. *рационализма в библеистике. Его представители в своих воззрениях
колебались от радикального протестантизма (*Землер, *Эрнести, *Паулюс и др.) до
пантеизма (*Спиноза) и деизма (*Толанд, *Реймарус, *Лессинг).
2. *Либерально-протестантская Ш. экзегезы опиралась на философию И.Канта и
неокантианство. Гл. представители: *Шлейермахер, *Ричль, *Гарнак и др.
3. *Тюбингенская Ш. исходила из философии *Гегеля. Рассматривала историю НЗ
и paннeгo христианства как историю борьбы противоположных тенденций, к-рая завершилась
их примирением. Главой школы был *Баур. К этому же направлению частично примыкал
и *Штраус.
4. *Ритуально-историч. Ш. получила начало в англ. библеистике (*Смит У.Р.),
но развивалась преимущ. в *скандинавской библеистике. Согласно взглядам этой Ш.,
письменная традиция Библии коренится в *богослужении.
5. *Эсхатологическая Ш. в библеистике (*Вейсс И., *Швейцер А.) утверждала,
что одной из определяющих тем в НЗ была *эсхатология, восходящая к учению *пророков
и *апокалиптич. лит-ре.
6. Мифологич. Ш. выводила Ветхий и Новый Завет из восточной и античной мифологии
(*Древс, *панвавилонизм) (см. ст. Мифологич. теория).
7. *Религиозно-историч. Ш. либерального протестантизма рассматривала историю
библ. религии в контексте всеобщей истории религии. Для этой Ш. был характерен
*исторический эволюционизм. Особой ее ветвью являлась Ш. *Велльгаузена.
Протестантские ортодоксальные Ш. (19-20 вв.).
Представители этих Ш., сохраняя особенности, свойственные протестантскому
вероучению, отстаивали традиционные для всего христианства истины (*боговдохновенность
Свящ. Писания, Богочеловечество Христа, идею свящ. истории как Божественного
Домостроительства и т.д.). Нек-рые из этих библеистов полностью отрицали выводы
*новой исагогики (*фундаментализм), но большинство частично их принимало, придерживаясь
умеренного критицизма и избегая скороспелых гипотез. Среди ортодоксально-протестантских
Ш. выделяются три главных.
1. Немецкая (*Неандер, *Хенгстенберг, *Толук, *Хофман, *Лютард, *Барт
и др.).
2. Англо-американская (*Шафф, *Фаррар, *Гейки и др.).
3. Французская (*Прессансе, *Навиль и др.).
Православные Ш. 19-20 вв.
1. Русская правосл. Ш., придерживавшаяся *старой исагогики (митр.*Филарет Дроздов,
*Бухарев А., еп.*Михаил Лузин, *Лопухин и др.; см. ст. Русская библеистика).
2. *Русская библейско-историч. Ш., сочетавшая правосл. подход к Писанию с принятием
основных выводов *новой исагогики (прот.*Павский, *Трубецкой, *Тураев, *Карташев,
прот.*Князев и др.).
3. Греч. Ш. *Велласа. По своим принципам близка к рус. библейско-историч. школе.
Католические Ш. 19-20 вв.
1. Ш. *Вигуру, придерживавшаяся принципов *старой исагогики.
2. Ш. *«модернизма» католического, сблизившаяся с либеральной школой протестантов.
3. Франц. *Иерусалимская библ. Ш., к-рой руководил *Лагранж. В наст. время
является господствующей в католич. библеистике. По установкам родственна
рус. библейско-историч. школе.
Иудейские и иудаистские школы.
1. Палестинская Ш. *раввинистической экзегезы. Сложилась в *междузаветный период
гл. обр. среди *фарисеев, *таннаев и создателей *таргумов. Основное внимание толкователей
этой Ш. было направлено на проблемы, связанные с *галахой.
2. Александрийская Ш., возникшая во 2 в. до н.э. Использовала аллегорич. метод
толкования. Важнейший представитель — *Филон Александрийский. Исчезнув во 2 в.
н.э., Ш., однако, оказала влияние на ср.-век. *каббалу.
3. Вавилонская Ш., сложившаяся в Месопотамии в первые вв. н.э. Так же, как
и Палестинская, интересовалась гл. обр. обрядовой стороной толкования.
4. Ср.-век. раввинистич. Ш. сочетала внимание и к иносказательной, и к буквальной
интерпретации ВЗ (*Абрабанель, *Маймонид). Стремилась к систематизации вероучения
иудаизма.
6. Ш. *либерально-иудаистской экзегезы восходит к идеям *Мендельсона (*Клаузнер
и др.). В определ. смысле к этой Ш. примыкает *Бубер.
Ш. 20 в., имеющие интерконфессиональное значение.
Эти Ш. сложились в рамках различных протестантских деноминаций,
однако в той или иной мере распространили свое влияние на правосл. и католич.
экзегетику.
1. *«Истории форм» Ш. Исследует историю дописьменной библ. традиции (*Гункель,
*Бультман и др.).
2. *«Истории редакций» Ш. (*Борнкам, *Концельман, *Марксен). Изучает особенности
богословия каждого из свящ. писателей и их отражение в Библии.
3. «Балтиморская Ш.», основанная *Олбрайтом, выступает против историч. скептицизма,
опираясь на новейшие данные библ. *археологии (*Брайт, *Райт и др.).
4. Ш. *«канонического» метода экзегезы, основанная *Чайлдзом. Изучает Писание
в целостном контексте всего *канона.
Нек-рые из наиболее радикальных Ш. (напр. мифологическая) в наст. время фактически
исчезли; другие вынуждены были смягчить крайности своих воззрений. Мн. Ш. дополняют
друг друга, а нек-рые, исчезнув, оставили тем не менее свой след в работах дальнейших
поколений библеистов.
l Д ь я к о н о в А.И., Типы высшей богословской Ш. в древней Церкви
III-IV вв., ХЧ, 1913, № 4, 5; П р е о б р а ж е н с к и й В. (еп. Василий),
Вост. и зап. Ш. во времена Карла Великого, их отношения между собой, к классическим
и древне-христианским, СПб., 1881; С h m е е l J., Biblijne szkоlу,
Enc.Kat., t.2; проч. рус. и иностр. библиогр. см. в ст.: Исагогика; Историко-литературная
критика; Экзегетика и в ст. об отдельных Ш. и экзегетах.
|