Источники:
Можайские акты 1506–1775. СПб.: ОЛДП, 1898. 513 с. №CII. Сост. архим. Дионисий.
1720 г. Чин принятия из раскола.
1721 г. Духовный регламент.
Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. 1721-1835 гг. с пропусками.
1722 г., 19 января. Указ против иконопочитания. Анализ Чистякова, 2007.
1722 г. , 28 февраля. Указ Синода о борьбе с суевериями: непродаже в монастырях и церквах чудотворного меда и масла и о непочитании вериг.
Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Собр. архим. Мелетий. Казань, 1875. 233 с.
1725 г. Очистительное клятвенное обещание попа Никифора Львова о непричастности к старообрядству.
Посошков И. Книга о скудости и богатстве.
1750 г. Харлампович К. К истории церковной взаимности в XVIII столетии. (Абиссиния - Александрия - Константинополь - Петербург - Рим) // Материалы 1750-1751 гг. (письма в Россию восточных иерархов).
Иткин В.В. Писание, обретенное на гробе Дионисия
Ареопагита. Публикация "пророчеств"
1755 г.
1772-1839 гг. - Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Т.16. Документы, относящиеся к истории церковной унии в России. Вильно, 1889.
1788 г. Смилянская Е. О еврее Гирше Нотовиче, хулившем Христа. Судебный казус екатерининского времени, 2003.
Семинарское торжество в Рязани 1797 года.
1800 г., 27 октября. Правила о единоверии.
Сковорода Г.С. Жизнеописание, сочинения. — М., Евролинц, 2002.
Переписка по делу об открытии в Белоруссии иезуитского новициата. Сообщение князя М.А.Оболенского. // Сборник РИО, 1, 1867.
Письмо Императрицы Екатерины II к Преосвященному Псковскому. // Сборник РИО, 1, 1867.
Странствования Василья Григоровича-Барскаго по Святым местам Востока съ 1723 по 1747 г. Тт. 1-4. СПб., 1887.
Исследования
Cracraft, James. The Church Reform of Peter the Great. Stanford University Press, 1971. 336 pp.
Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и "духовные преступления" в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. 463 с.
1721 г., 25 января. Учреждение Синода в России. Очерк
Соловьева.
Верховской П.В. Населенные недвижимые имения св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Великого. Коллегия экономии и канцелярия синодального экономического правления (15 июля 1726 г. - 12 мая 1763 г.). СПб., 1909. 477 с.
Григорович Н. Обзор учреждения в России православных монастырей со времени введения штатов по духовному ведомству до 1862 г. СПб., 1869. С 1787 г.
Титлинов Б. Правительство императрицы Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви. Вильна, 1905.
Востоков Н. Святейший синод и отношения его к другим государственным учреждениям при императоре Петре I. СПб., 1875 т. 182 с.
Барсов Т. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. 452 с.
Барсов Т. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. 257 c.
Христианство и новая русская литература XVIII—XX веков: Библиографический указатель. 1800—2000. — СПб.: Наука, 2002. — 891 с.
*
1699-1703 гг., история России, Соловьев. Общий очерк истории начала века в академической "Всеобщей истории" 1958 г. - а тут остальная часть столетия.
История Русской Церкви.
1700-1800: Знаменский, 1870; Карташев,
1950; Список служащих Синода РПЦ;
Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II. СПб., 1902. 407 с.
История русской мысли в 18 в., Зеньковский, 1948.
Чистович И.
Решиловское дело: Феофан Прокопович и Феофилакт Лопатинский: Материалы
для истории первой половины XVIII столетия. СПб.: Тип. духовн. журн. «Странник»,
1861. — [2], 64, 31 с.
1736 г. - наказание А.Возницына за переход в иудаизм.
Верховский Т. Искание старообрядцами в XVIII веке законного архиерейства. СПб., 1868. 85 с.
1737 г. Россия пытается завести в Лондоне православную церковь, Соловьев.
Характеристика епископата РПЦ в 18 в. - Алексеев, 2000; богословия - Флоровский, 1936;
Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной канцелярии. Тт. 1-2. СПб., 1861. 1218 стр.
История РПЦ во второй трети 18 в., Карташев,
1948.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники 18-го века. СПб., 1905. 356 с.
1725 г., дело архиеп. Новгородского Феодосия, очерк Соловьева.
Е.М.Юхименко о знакомстве старообрядцев с библиотекой Ново-Иерусалимского монастыря в начале 18 в.
О церковном управлении на уральских заводах (Далматовское) Нечаева, 1994.
А.К.Тихонов "Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII - начале XX в. Издание второе, переработанное и дополненное" СПб. Издательство С.-Петербургского университета. 2008
Кириченко О. - о религиозности русских дворян 18 в., 2002.
1735-1740 гг., история России, Соловьев в т.ч. история Церкви.
Безобразия в православной миссии в Тобольской епархии, нач. 18
в., очерк Акишина, 1997;
О монастырских школах при уральских монастырях, Нечаева, 2000;
Витевский В. Н. Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военногражданской власти в конце XVIII – XIX вв. Казань, 1877 – 1878.
1734, 20 ноября - основание Троице-Сергиевой м-ря под Петербургом духовником
имп. Анны (очерк Котлярова).
1745 г. История России, Соловьев,
в т.ч. дело архиеп. Вятского
Варлаама и др. церковные дела.
1747 г., история России, Соловьев (в т.ч. церковные дела).
1754 г., история России, Соловьев,
в т.ч. церковные дела.
1762 г., 12 августа. Екатерина подписывает указ о возвращении
всех вотчин духовенству (ср. Комиссаренко).
1763 г., история России, Соловьев.
В т.ч. дело еп. Арсения Мацеевича.
1765 г., история России, Соловьев (в т.ч. церковные дела).
История РПЦ в последней трети 18 в., Карташев,
1948.
Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс-культура, 1995. 496 с.
Переселение старообрядцев из Польши в Сибирь ("семейские"), исследование
Болонева, 1994.
1744 г., 9 декабря, воск.- стычка воеводы и епископа в Вятке, статья Побережникова, 1999;
О бюджете Ростовской епархии в к. 18 в., Виденеева;
Церковь при Петре I, Смолич..
Дмитрев А.Д. Петр I и церковь. М.; Л., 1931. Атеистическая
пропаганда.
Русак Вл. История Российской Церкви в 18-20 вв. 2002.
Лесков Н. Бродяги духовного чина. 1882.
Буевский о реформе Петра, 1985.
Лесков Н. 1893. Сибирские картинки XVIII века (об исповедных штрафах).
Лесков Н. Cлучай у Спаса в Наливках 1727 г. 1893.
Знаменский П. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. — [4], 807 с.
Мальцев А. Староверы-странники в XVIII – первой половине XIX в. Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1996.
Солнцев И. Провиденциальная историческая концепция в трудах
русских историков-клириков XVIII-XIX вв. Нижний Новгород, 2003. Не обязательное чтение.
Пулькин М. Православный приход и власть в середине XVIII - началеХХ в.в. (По материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск: Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра, 2009. 424 с.
Духовная литература староверов Востока России XVIII-XX вв. Новосибирск, 1999.
Шкваров А.Г. Русская Церковь и казачество в эпоху Петра I. СПб. Алетейя, 2009. 112 с. Тир. 1000 экз.
Библиография
Русские писатели-богословы. Вып.1. Историки Церкви. Био-библиографический указатель.
М.: Росс. госуд. б-ка; Новоспасский монастырь, 1997. 183 с. (25 имен; учитываются
также журнальные статьи; есть переизд.).
Исследования
Григорьев С.Л. Религиозные взгляды и религиозная политика Павла I. Екатеринбург, 2004. Автореферат.
Семененко-Басин И. Новое религиозное сознание на рубеже XVIII века: архиепископ Феофан Прокопович // Страницы. 2004. Т. 9. Вып. 2. С. 226 – 233.
Берман А. Простонародные религиозно-мистические движения в Среднем Поволжье в XVIII-XX вв. Чебоксары, 2008. 282 с. Хлысты и пр.
Смолич И. Русское монашество. М., 1997.
Осипов о гонениях на боровских старообрядцах 18 в., 2004.
Кучурин о мистицизме дворянства и интеллигенции России 2 пол. 18 - 1 пол. 19 в.
Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва Третий Рим» в идеологии Петра Первого.
Успенский Б. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен.
Стефанов об отношении к Петру Первому как антихристу, 2004.
Юрков С. Антиповедение под знаком экстраординарности: масонство, чудачество. 2003 (2 пол. века).
Миронов о духовенстве 18 в., 2000.
Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII века. Ин-т Кеннана, 2000. Сб.ст.www.kennan.ru
Лавров А.С. Колдовство и религия в России: 1700-1740 гг. М., 2000.
Столбов В.П. «Капиталистые» крестьяне-старообрядцы и их влияние на развитие промышленного Иваново-Вознесенского района в XVIII-XIX вв.
Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья
в ХVIII-XX вв. Новосибирск: АОЗТ. Изд-во «Февраль», 1994. 148 с.
Знаменский П. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. — Казань: Унив.
тип., 1873. — [4], 850 с.
Покровский Н.Н. Тетрадь заговоров 1734 года // Научный атеизм, религия и современность. Нс., 1987. С. 239-266.
Смилянская Е.Б. Следственные дела "о суевериях" в России первой половины ХVIII в. в свете проблем истории общественного сознания // Rossica. 1996. № 1. С. 3-20.
Смилянская Е.Б. Колдун и ведьма в контексте русской культуры ХVIII века. М., 2000 [мат-лы семинара].
Raeff M. Origins of the Russian Intelligentsia: The Eighteenth-Century Nobility.
New York, 1966.
Freeze G.L. The Russian Levits. Parish Clergy in the Eighteenth Century. Cambridge,
Mass. and London, 1977.
Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период.
1700-1917. М.: Русская панорама, 2003. 480 с.
Rothe H. Religion und Kultur in den Regionen des russischen Reiches im 18.
Jahrhundert. Erster Versuch einer Grundlegung. Opladen, 1984 [Rheinisch-Westfдlische
Akademie der Wissenschaften, Geisteswissenschaften. Vortrage G267].
Baehr S. L. The Paradise Myth in Eighteenth-Century Russia. Utopian
Patterns in Early Secular Russian Literature and Culture. Stanford, 1991.
Confino M. On Intellectuals and Intellectual Traditions in Eighteenth- and
Nineteenth-Century Russia. – Daedalus, vol.101, 1972, 117-149.
Терновский Ф. Очерки из истории русской иерархии в XVIII веке. Стефан
Яворский // Древняя и новая Россия. 1879. Год 5. Т. 2. №8 305—320.
Кабузан В.М. Народы России в XVIII в. Численность и этнический состав.
М., 1990.
Религиозность купечества 18-19 вв. по завещаниям, Кремлева, 2002.
См.: Синод.
Русско-греческие церковные связи 16-19 вв., Жукова, 2000.
Царствование Петра I
Cracraft J. The Church Reform of Peter the Great. London, 1971.
Живов В.М. Церковные преобразования
в царствование Петра Великого // Живов В.М. Разыскания в области истории
и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. С.
364-380.
Закржевский А.Г. Святейший
Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного
правительства» в России // Нестор. - 2000. - №1. С. 264-274.
Живов В. М. Культурные реформы в системе преобразовании Петра I // Из
истории русской культуры. Т. 3. (XVII —начало XVIII века). М., 1996, 528—583.
О наказании в 1705 г. иг. Варлаама за почитание Корнилия Переяславского, Кротов,
2003.
Cracraft J. The Church Reform of Peter the Great. London, 1971.
Живов В.М. Маргинальная
культура в России и рождение интеллигенции // Живов В.М. Разыскания в области
истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. С.
685-704. Cвязь интеллектуалов 19 в. с маргинализированным духовенством 18 в.
Манькова И. Л. На путях к податной
реформе 1718–1724 гг.: монастырские крестьяне и государственные налоги. //:
Религия и церковь в Сибири. Вып. 8. Тюмень: МИ «РУТРА», 1995. – С.8–20.
Миссия в Китае, 1685-1745, статья Медведева;
Радиопередача о XVIII в. и православии в России - Живов, Кислова, 2010.
А. В. Морохин (Нижний Новгород). Старообрядцы и податная реформа
Петра I в Нижегородском Поволжье. 2004.
Верховской П. В. Учреждение Духовной Коллегии и Духовный Регламент.
Т. 1—2. Ростов н/Д, 1916.
И. А. Курляндский (Москва). Законодательство Российской империи и
проблемы церковной благотворительности (1700—1917 годы). 2004.
Живов В. М., Успенский Б. А. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации
монарха в России // Языки культуры и проблема переводимости. М., 1987,47—153.
Карташев А. В. К вопросу о православии Феофана Прокоповича // Сборник
статей в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913.
Cracraft J. Feofan Prokopovich and the Kiev Academy // Russian Orthodoxy
under the Old Regime / Ed. by R. L. Nichols and T. G. Stavrou. Minneapolis, 1978,
44—64.
Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской
культуры (до конца XVIII века) // Ученые записки Тартуского университета. Вып.
414. Труды по русской и славянской филологии. Вып. 28. Литературоведение. Тарту,
1977, 3—36.
Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Самарин Ю. Ф.
Собрание сочинений. Т. 5. М., 1880.
Копанев Н.А. Дело о пьянстве
студента Щукина // Народная борьба за трезвость в русской истории. М., 1989.
1766 г., СПб. Публикация документов.
Правление Екатерины II
Знаменский П.В. Чтения из истории русской церкви за время царствования Екатерины
II. – Православный собеседник, 1875, № 2, 99-143, № 4, 392-418, № 5, 3-44, № 8,
327-347.
Инглот М. Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в восстановлении Ордена во всем мире.
/ Пер. с польск. – М.: Институт св. Фомы Аквинского, 2004, 632 с.
Четвериков С. Молдавский старец Паисий Величковский.
Петсери, 1938.
Яшина О.А. Земельные владения монастырей в Российской империи. Государственный контроль и секуляризация // Два века. №9. 1764-1855 гг.
|