Мои комментарии к его евангелию к отдельным фразам.
Часть заметок составила книгу "Пролог евангелия от Иоанна. Перевод с пояснениями".
Что такое "Пролог евангелия от Иоанна"
Кроме того, я готовлю книгу "Последняя речь Христа.13-17 главы евангелия от Иоанна. Перевод с пояснениями".
Кроме комментариев к отдельным фразам, туда входит:
Евангелие от Иоанна: обманчивая сложность.
Евангелие от Иоанна в сравнении с евангелием от Марка: Иоанн больше синоптик, чем Матфей и Лука.
Как устроено евангелие от Иоанна.
Пролог евангелия от Иоанна как хиазм.
Сопоставление общего духа (простота/утончённость) Ио и Мк.
Сравнение евангелие от Иоанна с евангелием от Марка по эпизодам.
См. в целом о первой главе как тексте, парном к эпилогу Иоанна.
Беседа с Никодимом: отзеркалить фарисея.
Никодим и самаритянка как полюса человечества.
Царство Иисуса и царство скепсиса. Об эпизоде "нет пророка в своем отечестве (Ио 4:43-45).
О евангелии от Иоанна в целом и оглавление текста без нумерации фраз.
Евангелие от Иоанна — антицерковно?
Главы 2-12 как "Книга Знамений".
Отдельно: Загадки в Евангелии от Иоанна.
Реконструкция речи Иисуса в 5,7 и 8 главах.
Христооставленность? Переклички (хиазм) в 14 главе евангелия от Иоанна.
Текст евангелия от Иоанна в синодальном переводе без нумерации глав и фраз, с разбивкой параллелизмов. - В синодальном переводе с нумерацией глав и фраз, без разбивки.
См. Библия. Послание Иоанна.
Краткая справка: Мень, 1985; подробнее Томпсон, 1992; О достоверности Браун, 1986.
Brown, Raymond E. The Gospel According to John; автор католик, комментарий 1960-х годов, очень качественный.
MacGregor, Kirk R. A Historical and Theological Investigation of John's Gospel. Springer International: Palgrave Macmillan, 2020. Отличный литературоведческий и теологический комментарий, хотя и не по каждой фразе, а по темам.
Keener, Craig S. The Gospel of John. A Commentary. 2 vols. Baker Academic, 2010. Добротный литературоведческий комментарий, автор протестант.
Онлайн: научно-популярный комментарий W. Hall Harris, http://bible.org/series/commentary-gospel-john. С библиографией.
Кузнецова В.Н. Евангелие от Иоанна. Комментарий. М.: Общедоступный университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2010. 474 с. Популярный комментарий, автор ориентирован на американскую протестантскую традицию 1960-х годов.
Еп. Кассиана Безобразова, 1958.
Нравоучительный Баркли, 1952.
Stibbe, Mark W.G. John's Gospel. London: Routledge, 1994. 165 pgs. Научно-поп. о текстуальной критике.
Bultmann, Rudolf. Theology of the New Testament, trans. Kendrick Grobe. Waco, TX: Baylor University Press, 2007.
Käsemann, Ernst. The Testament of Jesus: A Study of the Gospel of John in the Light of Chapter 17, trans. Gerhard Krodel (Philadelphia, PA: Fortress, 1968).
Schwank B. Evangelium nach Johannes. Praktischer Kommentar. EOS, Sankt Ottilien 3. Aufl. 2007
Byers, Andrew J. Ecclesiology and Theosis in the Gospel of John. Cambridge University Press, 2017. Pp. 293. Экклезиология и теозис в Ио. PHd.
Thatcher, Tom. Why John Wrote a Gospel: Jesus--Memory--History. Westminster: John Knox Press, 2005. 212 pgs.
Wiles, Maurice F. The Spiritual Gospel: The Interpretation of the Fourth Gospel in the Early Church. Cambridge University Press, 1960. 193 pp. "Духовное евангелие: понимание Четвертого Евангелия в ранней Церкви". Автор в 1996 издал отличную монографию об арианстве.
Rohrbaugh, Richard L. Semiotic behavior in Luke and John // Theological Studies, 2002. 58 (2).
Evans, Craig A. Word and Glory. On the Exegetical and Theological Background of John's Prologue. Sheffield: Bloomsbury T&T Clark. 1993. 250 pp.
Глубоковский Н. Бог — Слово: Экзегетический эскиз Пролога Иоаннова Евангелия (1, 1—18) // Правосл. мысль. — 1928. — Вып. 1. — С. 29—121.
Kinlaw, Pamela. The Christ Is Jesus: Metamorphosis, Possessions, and Johannnine Christology. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2005. 206 p.
Тарасенко А.А. Четвертое Евангелие и его палестинский контекст. СПб.: Алетейя, 2010. 328 с.
Муретов М. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885. 191 с.
Ио. и Филон, Карсавин, 1925.
Clark-Soles, Jaime. Scripture Cannot Be Broken: The Social Function of the Use of Scripture in the Fourth Gospel (Leiden, Boston: E. J. Brill, 2003). 377 p.
John and Qumran. Ed. James H. Charlesworth. London: Geoffrey Chapman, 1972. 249 pgs. Иоанн и Кумран. Сборник статей о связи Евангелия от Иоанна с Кумраном.
Wayne A. Meeks, The Prophet-King. Moses Traditions and the Johannine Christology, NTSup 14 (Leiden: Brill, 1967).
Thatcher, Tom. Greater than Caesar. Christology and Empire in the Fourth Gospel. Minneapolis: Fortress Press, 2005. 193 pgs.
The Legacy of John. Second-Century Reception of the Fourth Gospel. Ed. Tuomas Rasimus. Leiden: Brill, 2010. 421 pgs.
Иоанна апокрифические деяния (публ. Мещерской). Апокриф о его кончине.
Strack, H.L., Billerbeck, P. Kommentar zum Neuen Testamentum aus Talmud und Midrasch. II. Das Evangelium nach Marcus, Lukas und Johannes und die Apostolgeschichte. Munchen: C.H.Beck, 1961. 867 pp. 3-е издание.
Ruprecht, Louis. This Tragic Gospel: How John Corrupted the Heart of Christianity. San-Francisco: Jossey-Bass, 2008. 262 p. О том что Ио "исказило сердце христианства".
Комментарии Оригена, 3 в.; Златоуста; Кирилла Иерусалимского, 5 в.;
Scot, Jean. Homelie sur le Prologue de Jean. SC, 151. Paris: CERF, 1959. 392 pp. На русском.
Феофилакта Болгарского, 11 в. Зигабена, 12 в.