Мужчина и женщина в изобразительном искусстве.
Венчание: в Катехизисе по Евангелию от Марка.
20 раздел катехизационного плана.
«Мужья, не будьте суровы к женам» (Кол 3:19)
Из истории любви: Иисус и Павел на фоне Плутарха.
Можно ли изменять друг другу по обоюдному согласию?
Христос как второй муж вдовы: 7 глава послания римлянам.
Мистика брака и секрет развода ( «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16, 18).»
Брак как метафора отношений Бога и Израиля: Малахия.
Брак в Кане как рассказ о Церкви.
Любовь: ремонт или реновация? О разводе.
Любовь: бессмертное рабство или смертная вечность?
Кротов: 2013 год: Больше брака - больше Бога? Фундаментализм о браке.
6 февраля 2017 года. Смешанные браки - хорошо или опасно? Насколько важно, чтобы муж с женой и детьми были одной веры? Радиобеседа.
Чем война отличается от брака? Мнение Папы Бергольо, 2022.
Кротов: в катехизисе. - В исторических очерках:
2013 год: Больше брака - больше Бога?
2008 год. Стефани Кунц о будущем Б.
Любовь по разрешению и без: история многобрачия Бориса Джонсона.
Заметки Кротова: как метафора отношений с Богом - может обмануть 5.5.2000;
уникален 17.6.1998;
как символ религиозной жизни 25.7.1998;
и Дух Святой 25.9.1998;
в Турции не обязательно молиться перед каждым супружеским актом 7.1.1999;
национальные особенности 5.2.1999;
непатриотичность Б. 6.8.1999;
его иерархия ценностей противоположна мирской 10.9.1999;
вдовство как печать брака 1.12.1999;
Ср. человек. Девство. Любовь. Безбрачие духовенства (целибат). Развод. Многобрачие (полигамия). Семья. Венчание. Однополые браки.
См. указатель литературы.
Словарь библейского богословия, 1970. Б. и Библия - Мень, 1985;
Ио. 4, 18 ("пять мужей").
Сирах 36:23 и далее.
Deming, Will. Paul on marriage and celibacy: the hellenistic background of 1 Corinthians 7. Grand Rapids: Eeerdmans, 2004. 2nd ed.
В античности, очерк Фуко; Волчков о двусмысленности отношения раннего христианства к браку, 2004; Дюби о браке во Франции ок. 1100 г.; во Франции 12 в., очерк Буланаковой.
Климент Александрийский; его же о бесстрастии в браке как радости о мученической кончине жены; Тертуллиан; Златоуст о браке (1) - он же в комментариях на Павла. Почему нельзя разводиться с неверующим, Златоуст. Амфилохий Иконийский.
534 г., Дигесты Юстиниана о Б.
Жизнь в девственном браке - св. Фархильда (после 750);
Свадьба - обряд хождения посолонь, 1481;
Брак ниже безбрачия, Кирилл Туровский.
Love, marriage, and family ties in the later Middle Ages. Edited by Isabel Davis, Miriam Muller, & Sarah Rees Jones. Turnhout: Brepols Publishers, 2001. 352 pp.
Avray L. d'. Medieval Marriage: Symbolism and Society. Oxford University Press, 2005. 335 pp.
О нечистоте брака - опровержение учения - Климент Александрийский; Феодорит Кирский в защиту Б. Григорий Назианзин, анализ Алфеева; Златоуст о том, что брак ниже монашества, 375; Эразм Роттердамский.
Григорий Богослов: как и девство, Б. лишь материал для освящения;
6 в.: житие Марии Антиохийской.
Супруг как символ Христа.
866 год: развод и второй брак как предмет расхождения православных и католиков.
Назаренко А.Н. "Зело неподобно правоверным". Межконфессиональные браки на Руси в XI-XII вв. 2005.
Цветаев Д. История брачных дел в царской семье московского периода. М., 1894. 106 с.
Иоанн-Павел II Войтыла, 1981, о браке и семье.
Православные: Прокопович; история и богословия - Троицкий, 1937. Бердяев, 1931; Набожно Фудель, 1959. Популярнее - Мейендорф, ок. 1970. Антоний Блум; Блума кратко; Аверинцев, 1996; история ужесточения отношения к Б. и разводу в 19 в. (очерк Беляковой) и постановление соборра РПЦ 1917 г. (и обсуждение на соборе); собора РПЦ 2000;
Громогласов И. Определения брака в Кормчей и значение их при исследования вопроса о форме христианского бракозаключения. Сергиев Посад, 1908. 242 с.
Б. как символ православной мистики (а у католичества - влюбленность), Бердяев, 1911; Мень, 1980, правила для молодоженов.
Павлов А.С. 50-я глава Кормчей Книги как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887. 462 с.
Горчаков М. О тайне супружества. Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й (по спискам патриархов Иосифа Никона 51-й) главы печатной Кормчей книги. СПб., 1880. 447 с.
Фриз Г. Мирские нарративы о священном таинстве // Православие. Конфессия, институты, религиозность XVII-ХХ вв. СПб.: Европейский ун-тет, 2009. О разводах в Литве в 1900-е гг.
Католики: 2 Ватиканский собор, 1965; католич. катехизис, 1972, 1992; Сикари, 1993.Эскрива; набожно-психологич. католическая книга Альбисетти, 2000; катехизически кардинал Хоффнер;
Bennett, Jana. Water is Thicker than Blood. An Augustinian Theology of Marriage and Singleness. Oxford University Press, 2008. 258 p. Бенет Яна. Вода гуще крови: августинианская теология брака и безбрачия. Оксфорд, 2008.
*
Cм. иллюстрации Стейнберга.
Возможность брака как главный показатель отсутствия кастовости, Токвиль, 1856;
Брак - его связь со смеховым началом, глупостью, юродством - Честертон, 1906;
Манипуляция супругом - поставление его между собой и соблазном, С.Крылов, 25.6.2000;
против супружеской измены как "права" - Льюис.
вопросы искусственного оплодотворения, контрацепции и пр.: Блум, 1994.
Второй брак: Златоуст комм. на 1 Кор. 7,40
Кто бы мог подумать, что папство начнёт защищать гражданские браки. Столько с ними воевало - чтобы были церковные только браки, а теперь, когда легальный статус придаётся и просто "союзам" ("сожительству", в Италии это называется "гражданский пакт солидарности"), Ратцингер в январе 2007 выступил за то, чтобы не ронять значение браков, зарегистрированных государством именно как таковых. Насколько я понимаю, эти "пакты солидарности" отличаются лёгкостью разбегания.
14 тысяч слов. Хоффнер о католическом социальном учении, 1962. Классический учебник для семинарий, постоянно обновлявшийся, учитывающий постановления Второго Ватиканского собора, подновлявшийся и после смерти автора (1989). Браку посвящен один раздел. Перевод выполнен на троечку, трудно воспринимать и без того тяжеловесный немецкий стиль. И потому, что автор - немец, и потому, что все-таки ядро учебника - дособорное, дух его консервативен. Но зато текст отражает реальную позицию Католической Церкви, откат, совершившийся в конце ХХ века и приведший к фактической ревизии (во всяком случае, наверху) решений Второго Ватиканского собора. Простой пример из главы о браке: "Своеобразие мужчины состоит в том, что он больше повернут к производственной деятельности, сущность женщины определяется жертвенным, направленным на Ты материнством". Кирхе, кюхе, киндер: место женщины на кухне, в церкви, у колыбели.
Троицкий С. Христианская философия брака. Париж, 1937.
Мейендорф о браке.
Cм. свв. супруги Кватроччи.
Philip Lyndon Reynolds, Marriage in the Western Church: The Christianization of Marriage During the Patristic and Early Medieval Periods. (Leiden: Brill, 1994).
Пуликовский Я. Жить в согласии с человеческой природой (Учение церкви о браке). / Пер. с польск. – Минск: Про Христо, 2004, 159 с.