Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

 

Текстология Ветхого завета (исагогика)

См. отдельно текстология Нового Завета.

Библеисты.

Определение. Две составных части исагогики: текстология изучает историю текста Библии, библейское богословие - историю её идей.

 

Исагогика - это источниковедение или текстология с добавлением богословия (см. определение Меня). До XVI в. именно богословский анализ Библии преобладал, историю же текста изучали мало. Современные библеисты предпочитают выделять текстологию в отдельное направление работы, при этом оставшая часть исагогики получает название "библейское богословие". Однако, следует помнить, что не только верующие имеют право изучать Библию, о ней много пишут и академические историки, и воинствующие атеисты, которые богословием Библии не интересуются, а вот о тектологии могут сказать больше иного "благочестивца".

Отдельно см.: поэтика Библии.

Мень А. Исагогика (Опыт курса по изучению Священного Писания). 1982-3 гг. Это последовательный курс изучения Библии на уровне семинарии.

Михаил, еп. [Лузин]. Библейская наука. Кн. 1-4. Тула, 1900.

It Is Written: Scripture Citing Scripture. Essays in Honour of Barnabas Lindars. Eds. D. A. Carson, Hugh Godfrey Maturin Williamson. Cambridge University Press, 1998. 398 pp.

Porter, Stanley E. Dictionary of Biblical Criticism and Interpretation. Taylor & Francis (2006).

Sperling, David. Ve-Eileh Divrei David. Essays in Semitics, Hebrew Bible and History of Biblical Scholarship. Boston: Brill, 2017. 407 pp.

канон и неканонические книги (их списки - рецензии); апокрифы; (ср. декреталии Геласиевы); основные разделы Б.; библиография; атрибуция; Жанры.

термин "Ветхий Завет".

"Писания" как термин.

параллельные места; датировка ее книг; семантика Б.

синкретизм; транскрипция и транслитерация имен; потоп; зиккурат (Вавилонская башня).

имена Божии; теофорные имена Божии; числовые данные;

время и календарь;

зоология и ботаника; космология; язык: иврит; природа;

география историческая: Палестина;  город Эбла;

папирологияиероглифы;

атласы Б.;

папирус Нэша

патриархи; амарнский период; разделение Царств; Плен Вавилонский; эпоха Реставрации; Второго Храма эпоха; междузаветный период; допленная эпоха; рабство; течения и секты; маздеизм; мандеи; молитва; монархия; моногамия; налоги; политеизм; полигамия; эндогамия. праздники; пророки; пророческие школы; гиксосы; колена израильские; кениты ("кенитская гипотеза"); книжники; таннаи; теократия; манихейство и Б.;

рыбная ловля; амфиктиония; ам-хаарец;диаспора; финикийский алфавит; фольклор; синагога; синедрион; двоеверие в ВЗ. квадратный шрифт. клинопись. лекционарии. Хаммурапи - хапиру. Хасиды. Хокмические писания.

 

 

Организация текста

пунктуация в Б.; разделение на стихи;

 

колофоны; кодификация; билингвы;

Элементы текста

языки Библии; трудные места; разночтения; интерполяции; дублеты;

 

противоречия; псевдонимы; анахронизмы;

эпонимы; парадигма; глоссы; макаризмы; молитва Господня; ритуальный декалог; декалог; девтерографы; псевдоэпиграфы; извод . Накудот - Нарративные части.

 апокалиптическая литература;- перикопы; парашот; синайское письмо; пешарим; пешитта

предполагаемые исследователями элементы текста

устная традиция; пентатеух; фольклор; Шестоднев; Четверокнижие; Шестикнижие;понятие "жизненного контекста"; источники; неповрежденность ее текста; классификация на "семейства текстов"; теория четырех источников Евангелия; хокмические писания; "фрагментарная теория"; Второисайя; Тритоисайя; Хронист; "Священническая традиция"; элохистская; яхвистская; "иеговист";   "Сеирский источник"; Нарративные части: этический декалог; агиографы; авторство; монархианские прологи; "мы-отрывки" в Деяниях;соборные послания; "квелле". песни восхождения. песнь Моисея. Перикопа. "Новая песнь"."Поход четырех царей". Книга праведного. Предапокалиптическая литература.

 

Библейские рукописи, хрестоматии, сборники, пособия, издания:

рукописи в целом; "апостолы" и "апостол-апракос"; предисловия и послесловия к Б.; свитки; мегиллот; экзаплы; унциалы; маюскульные рукописи; минускулы; кумранские тексты; мураббаатские рукописи; палимпсесты; антологии Б.; рецензии Б.; Тестимонии; таргумы; "Библия бедняков"; Ефремов кодекс; папирусы Честера Битти; Эджертона; элефантинские; Мураториев канон; тексты Оксиринха; папирус Райленда; Остромирово Евангелие;папирусы Бодмера; палеи библейские;
 
 

Библия и культура:

и Восток Древний; античность; эллинизм; богослужение и Б.; гностицизм; и таинства церковные; паремии; изобразительное искусство; лицевые рукописи; и художественная литература; иконопись; музыка; кинематограф; святые места Библейские; и паломничества в них; и театр; и телевидение; "недели Библейские"; филателияалфавиты древнееврейские; климентины; Коран и Б.; кодексы; талмуд и Б. и магия; и послание Варнавы (2 в.); и Дидахе; и Угарит; лексикон "Свида"; тестимонии. Иллюминированные рукописи Б. - Первопечатные Б. - Пирке-Авот. Номизм. Нузийские тексты. Остраконы.

 

 

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

ИСАГОГИКА (от греч. e„sagwg» — введение), традиционное название системы библ. дисциплин, к-рые методологически предшествуют *экзегезе. Впервые слово исагогика употребил антиохийский экзегет *Адриан Антиохийский (5 в.). В наст. время более употребителен синоним И. — "введение в Свящ.Писание". К И. относятся вопросы *боговдохновенности Библии и *канона, *герменевтики и истории *переводов; И. также включает все виды *критики библейской (*литературную критику, *историко-литературную критику, или *«высшую», *историческую критику, *текстуальную критику и др.), изучение данных *археологии библейской и материалов, связанных со *сравнит.-религ. изучением Библии. Все это в сумме составляет о б щ у ю И., или общее введение в Свящ.Писание. Ч а с т н а я И. рассматривает в основном те же вопросы, но в применении к отд. свящ. книгам (*авторство, *датировка библ. книг, *жанр литературный, обстоятельства написания, историч. среда, состояние текста и т.д.). И. неизбежно затрагивает и темы библ. *богословия.

Основы святоотеч. И. представлены в патристич. *Синопсисах. В Средние века проблемами И. занимались *Юнилий Африканский, *Кассиодор, *Гуго Сен-Викторский, *Николай Лиринский, *Ибн-Эзра. В эпоху Ренессанса труды по И. были выпущены католиками С.Пагнинусом (1470-1536), *Сикстом Сиенским, *Каэтаном и протестантом *Карлштадтом. В 17-18 вв. И. разрабатывали католики *Эстий, *Симон, протестанты А.Ривет (1627), И.Г.Карпцов (1714-1721), *Землер, *Гердер, И.*Эйхгорн.

Наибольшее число общих исагогич. трудов появилось за последние 150 лет. Из правосл., кроме семинарских пособий, следует указать на работы еп.*Михаила (Лузина), *Карташева, *Юнгерова, П.Брациотиса, *Иоаннидиса, *Хаступиса; из католич. — коллективное «Введение в Библию» под ред. *Робера и *Фейе (R o b e r t А. — F e u i l l e t А., Introduction а la Bible, P., 19592; 3-е изд., переработанное: C a z e l l e s H., Introduction critique … l’Ancien Testament, P., 1973; есть англ. и нем. переводы), труды *Вигуру, *Харрингтона, *Грело, из протестантских — «Введение в Ветхий Завет» Артура Вайзера (W e i s e r A., Einleitung in das AT, 1939, 19635, англ. пер., Introduction to the OT, L., 1961), труды *Борнкама и *Кюммеля, *Марксена, *Хантера, *Эйсфельда, *Чайлдза (с очерком по истории И.). В 1970 вышло 3-томное интерконфессион. «Введение в Библию» (на франц. языке), к-рое составили правосл. (еп.*Кассиан Безобразов, Брациотис, Н.Куломзин), католич. (*Буамар, *Де Во), протестантские и иудаистские экзегеты. Обширный исагогич. материал содержится в *словарях библейских, энциклопедиях и *атласах, в JBC и NCCS. За истекшие десятилетия в И. произошли нек-рые изменения, обусловленные новыми археологич. находками и богослов. исследованиями (см. ст. Новая Исагогика). Свод данных по старой И. ВЗ содержит итоговый труд *Вигуру (рус. пер.: «Руководство к чтению и изучению Библии», т.1-2, М., 1897-19022).

Поскольку И. имеет дело с древними текстами, к-рые не дошли до нас в виде автографов, она стоит перед многочисл. трудностями. «Понятны поэтому, — пишет русский библеист *Андреев, — грандиозные усилия целых столетий к накоплению средств обойти эти затруднения. Собирание рукописей, сопоставление вариантов, изучение переводов на человека непосвященного может производить угнетающее впечатление, как мелочное увлечение специалистов. И, однако, только этот муравьиный труд ведет к цели». Являясь наукой, использующей данные и методы других смежных дисциплин (*палеографии, источниковедения, *нумизматики, *сфрагистики и т.д.), правосл. И. исходит из догмата о Писании как Слове Божьем. Следовательно, никакие выводы чисто научного характера не могут оспаривать церк.учения о боговдохновенности.

l Б р и л л и а н т о в Л.И., Краткое руководство к изучению Свящ.Писания ВЗ, вып.1-2, Могилев, 1909-11; *Г е р и к е Г., Введение в новозав. книги Свящ.Писания, М., 18882; *Е л е о н с к и й Ф.Г., Труды по изучению книг ВЗ. — Труды по исагогике, ХЧ, 1902, № 1; *Ж д а н о в А.А., Из чтений по Свящ.Писанию ВЗ, вып.1, Серг.Пос., 1914; К а р т а ш е в А.В., Ветхозав. библ. критика, Париж, 1947; *К е й л ь К.Ф., Историко-критич. введение в канонич. и неканонич. писания ВЗ, ЧОЛДП, 1875, № 7, 8; е г о ж е, История ветхозав. евр. лит-ры, языка и канона, «Воронежские ЕВ», 1875, № 3; К ю н е н А., Критич. метод в исследовании библ. истории Проф. А.Куэнена, «Восход», 1895, № 11/12; В.А.М.[ицкевич], Введение в НЗ, БВс, 1983, № 5; *Н и к о л ь с к и й М.В., Успехи нашей библ. науки, ПО, 1877, № 3; НЭС, т.19; П а с м а н и к Д.С., Научные основы библ. критики, «Вестник Европы», 1912, № 5; П р е о б р а ж е н с к и й Н.А., Популярный рационализм и научная критика Библии, БВ, 1905, № 6; П э й п е р Ф., Библ. критика в Голландии, ХЧ, 1913, № 11; *Р е й с с Э., История свящ. книг ВЗ, ПБ, с.342-93; Р ы б и н с к и й Вл., Первый опыт «Введения в Свящ.Писание», Труды КДА, 1900, № 11; е г о ж е, Библ. ветхозав. критика, Труды КДА, 1908, № 12; Р.К., Библия, БВс, 1982, № 5; С е н д е р л е н д И.Т. [Дж.Т.], Библия или свящ. книги Ветхого и Нового Завета, Лейпциг — СПб., 1907; *С о л о в е й ч и к М., Основные проблемы библ. науки, СПб., 1913; *С о л ь с к и й С.М., Из чтений по ВЗ, Труды КДА, 1870, № 9, 1871, № 7; е г о ж е, Каков может быть состав научных введений в кн. Свящ.Писания в наст. время? Труды КДА, 1887, № 3; *Т р о и ц к и й Н., Рус. библ. наука и ее совр. задачи, ЧОЛДП, 1878, № 10; *Х в о л ь с о н Д.А., История ветхозав. текста и очерк древнейших его переводов по отношению к подлиннику и между собою, ХЧ, 1874, № 4; Ш и ф м а н И.Ш., Ветхий Завет и его мир, М., 1987; Э б и Э., Краткое введение в Библию, Korntal, 1989; иностр. лит-ра по И. до 1967 указана в NCE, v.2, p.540; см. также: F u j i t a N.S., Introducing the Bible, N.Y., 1981; G e o r g e s A., G r e l o P., Introduction … la Bible, P., 1979; H a r r i n g t o n W., Key to the Bible, Garden City (N.Y.), 1976, v.1-3; K a i s e r O., Einleitung in das Alte Testament, Gutersloh, 1975 (англ. пер.: Introduction to the Old Testament, Oxf., 1981); K o e s t n e r H., Introduction to the New Testament, Phil., B., N.Y., 1982-83, v.1-2; M e r e l l J., Uvod do Noveho Zakona, 1979; *M u r p h y E., Background to the Bible, Huntington, 1978; S o u l e n R., Handbook of Biblical Criticism, Atlanta, 1981; W e b e r H.R., Power Focus for a Biblical Theology, 1989; проч. иностр. библиогр. см. в кн.: *F i t z m y e r J.A., To Advance to Gospel. An Introductory Bibliography for the Study of Scripture, N.Y., 1981, p.75-81.


СТАРАЯ ИСАГОГИКА, условное обозначение господствовавших до 19 в. взглядов на происхождение библ. книг. С.и. стремилась установить *авторство для каждой свящ. книги, даже тогда, когда данных для этого было недостаточно.

Ветхозаветная С.и. сложилась в рамках *иудейства *междузаветного периода и в какой-то мере была воспринята рядом отцов Церкви. Первые данные о ветхозав. С.и. содержатся в самой Библии, в *неканонической Кн.Иисуса, сына Сирахова (ок.190 до н.э.). Из Сир 48:27 явствует, что автор приписывал прор. Исайе не только 1-ю, но и 2-ю часть его книги. Для *Филона Александрийского Моисей несомненно был автором всего *Пятикнижия. Таким же было убеждение *Иосифа Флавия. Если Кн.прор.Даниила в Сир еще не упоминается, то Иосиф Флавий уже знаком с ней и приписывает ее автору, жившему в *Плена период. В *Талмуде (Бава Батра 15 а) имеется краткое изложение взглядов раввинистич. С.и. на *атрибуцию ветхозав. книг.

«Моисей написал свою книгу, отдел о Валааме и Иова. Иисус Навин написал свою книгу и восемь стихов Пятикнижия. Самуил написал свою книгу и книги Судей и Руфь. Давид написал Псалмы при содействии десяти старейшин. Иеремия написал свою книгу, книги Царей и Плач. Иезекииль и его собратья написали Исайю, Притчи, Песнь Песней и Екклесиаста. Мужи Великого Собора написали Иезекииля, Двенадцать пророков, Даниила и Ездру. Ездра написал свою книгу и родословия в Паралипоменоне до сего времени».

В зтом перечне обращает на себя внимание то, что автор его не отрицает участия редакторов в составлении свящ. книг. В частн., он признает, что Кн.Исайи была «написана», т.е. соединена в сборник в эпоху Плена, *Мужи Великого Собора «написали» книгу прор.Иезекииля, *Малых пророков, Дан и Езд. В святоотеч. эпоху не сложилось единого мнения об авторах ряда книг (напр., *Исторических книг ВЗ, Иудифь, Есф, Иов), но принадлежность всего Пятикнижия (кроме заключит. стихов) Моисею и всех пророческих книг — лицам, имена к-рых стоят в заглавии, почти никем из св.отцов не оспаривалась.

Новозаветная С.и. сформировалась в течение неск. веков. Долгое время шли споры об авторах Иак, Иуд, 2 Петр, Евр, Откр (см. ст.: Дионисий Великий; Евсевий Кесарийский). К 4-5 вв. утвердилось мнение, что Мф написано мытарем, одним из Двенадцати, Мк, Лк и Деян – спутниками ап.Павла, о к-рых говорится в НЗ, Ин – любимым учеником Господа Иоанном Богословом; 14 посланий ап.Павла – им самим; *Соборные послания – апостолами Петром, Иоанном, Иаковом и Иудой; Откр – ап.Иоанном Богословом.

В процессе развития *историко-литературной критики представления С.и. перестали быть господствующими. Коррективы в них были внесены *новой исагогикой. В наст. время С.и. придерживаются гл. обр. консервативные протестанты (см. ст. Фундаментализм в библеистике).

Для правосл. библеистики вопрос об авторстве той или иной книги, как показали прот.*Булгаков, *Тураев, *Карташев, прот.*Князев и др., не имеет догматич. значения. Проблема эта – историко-литературная. Каноничность и *боговдохновенность книг Библии определяется не их  авторством, а принятием их Церковью в качестве свящ. писаний, Слова Божьего. Поэтому С.и. сама по себе не является частью церк. Свящ. *Предания, его акривической основы.

l См. в ст.: Историко-литературная критика библейская: Новая исагогика. Образцом совр. изложения С.и. являются консервативно-протестантские издания: Г е л л е й  Г.Г., Краткий толкователь Библии, Торонто, 1984; П е й с т и  Н., Происхождение и история Библии, Нью-Йорк, 1943.


НОВАЯ ИСАГОГИКА, свод теорий, касающихся происхождения и датировки книг Библии (гл. обр. ВЗ), к-рые в наст. время разделяются большинством экзегетов. Название новая эта система исагогич. концепций получила в силу отличия от *старой исагогики, принятой в раввинистич. *иудействе и отчасти усвоенной отцами Церкви. Однако именно святоотеч. библеистика сделала первые шаги в плане отхода от староисагогич. воззрений. *Атрибуция и *хронология иудейских экзегетов были подвергнуты сомнению в ряде пунктов. Так, блж.*Феодорит Киррский относил Ис Нав и Суд ко временам более поздним, чем описываемые в них события. Средневековье, за редкими исключениями (напр., *Ибн-Эзра), сделало в плане исагогики мало. Интенсивное развитие Н.и. началось лишь в 17-18 вв., продолжается оно и в наст. время. Основные выводы Н.и. в самом общем виде можно подытожить в восьми пунктах. 1) *Пятикнижие ведет свое происхождение от Моисея, но не было им целиком написано. В том виде, в к-ром оно существует теперь, оно сложилось постепенно на основе неск. вариантов Моисеева Предания (см. ст. Документарная теория происхождения Пятикнижия; Четырех источников Пятикнижия теория). 2) *Исторические книги ВЗ 1-го цикла (*Второзаконническая история) были написаны в *Плена период на основе более древних источников, а Исторические книги 2-го цикла (*Хронист) были написаны ок. 300 до н.э. 3) Не все псалмы, надписанные «ле Давид» (в син. пер.: «Давидов») приналежат ему. 4) Кн. Иова, Экклесиаста и кн.Притчей в ее окончат. редакции были написаны во *Второго Храма период. 5) Не вся Кн. прор. Исайи написана им самим: часть принадлежит его последователям, жившим в период Плена (*Второисайя) и после Плена (*Тритоисайя). 6) Кн. прор. Захарии, написанная самим пророком в 6 в. до н.э., была дополнена другим пророков ок. 4 в. до н.э. 7) Кн. Даниила написана ок. 165 до н.э., частично на основе более ранних преданий. 8) Посл. к Евреям вышло из круга учеников ап. Павла, а не написано им самим.

Первыми эти положения Н.и. отстаивали гл. обр. католич. богословы (*Симон и др.), но церк. признание Н.и. получила у католиков лишь в 20 в. под влиянием школы *Лагранжа. В протестантизме Н.и. защищалась сначала преимущ. сторонниками рационализма в библеистике и представителями *либерально-протестантской школы. Однако к кон. 19 в. Н.и. была принята и протестантской ортодоксией (за исключением приверженцев *фундаментализма). Православную рецепцию осн. положений Н.и. осуществили в 19-20 вв. экзегеты *русской библ.-историч. школы и ряд греч. библеистов (напр., *Веллас, *Хаступис). «Открытия, сделанные библейской наукой, — писал Карташев, — так закрепили позиции критики, что спор об ее выводах ныне перешел в область отдельных подробностей; что же касается прежнего, докритического подхода к Библии, то таковой уже немыслим» (ПМ, 1948, VI, с.140). Однако у концепций Н.и. долгое время были противники, считавшие, что пересмотр атрибуции и датировки свящ. книг посягает на догмат *боговдохновенности. Защитники же Н.и. утверждали, что 1) боговдохновенность, авторитет и духовная ценность Библии не обусловлены авторством и временем написания ее книг; уточнение их входит в сферу научных дисциплин (*исторической критики, *историко-литературной критики и т.д.) и что 2) исагогич. теории не относятся к Свящ. *Преданию Церкви (в противном случае у св. отцов существовало бы полное единодушие в этом вопросе, между тем как у них встречаются самые разные исагогич. воззрения). В своих исследованиях Н.и. опирается на сравнительный анализ текстов, анализ языка, внутренние свидетельства самих книг и на данные *археологии библейской. Богосл. и апологетич. значение Н.и. в том, что она устраняет многие недоумения, соблазны и трудности, порожденные старой исагогикой.

l *G r o l l e n b e r g  L.H., Nieuwe kijk op het oude bock. Amsterdam, 1968 (англ. пер.: Rediscovering the Bible, L., 1978); см. также ст. об указанных библ. кн., направлениях и авторах и ст. Историко-литературная критика.

ТЕКСТУАЛЬНАЯ КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня - К указателю по Новому Завету в целом. - Библия.

ТЕКСТУАЛЬНАЯ КРИТИКА БИБЛЕЙСКАЯ, раздел *исагогики, целью к-рого является реконструкция первонач. текста Свящ.Писания, а также изучение истории *передачи и *переводов этого текста. Другое, почти вышедшее из употребления, название Т.к. — «низшая критика».

В Церкви не сохранилось автографов книг Библии. Имеются лишь ее рукописные копии, или списки. До изобретения книгопечатания эти списки создавались многими поколениями. «Библия, — отмечает *Карташев, — физически живет, как и другие книги, подвергаясь всем превратностям книжной судьбы, особенно за долгие тысячелетия их рукописного существования. Книги терялись, гибли от стихий, «огня, меча, нашествия иноплеменных» и проч., наполнялись неизбежными описками, ошибками, вариантами от каждого копииста и редактора». Определ. роль в этом сыграло и то, что в древних *рукописях не было *пунктуации и разделения на слова, а также то, что евр. письмо имело консонантный характер. К ошибкам могло приводить сходство между нек-рыми буквами в евр. письме. Бывали случаи, когда *глоссы с полей переносились в самый текст. Поэтому уже в 3 в. *Ориген, *Лукиан Антиохийский, мч.*Исихий и *Памфил Кесарийский затратили много труда на восстановление древнейшего чтения Библии. Они собственно и явились основателями Т.к. В дальнейшем *масореты выявили ок. 6 тыс. погрешностей в тексте ВЗ. Сложные текстологич. проблемы стояли и перед издателями *первопечатных Библий и *полиглотт, опиравшимися на немногие известные в их время манускрипты (*Эразм Роттердамский,  *Этьен и др.). Начало научной Т.к. НЗ было положено *Бенгелем (1734), к-рый впервые классифицировал рукописи и ввел в текстологию Писания *критический аппарат. *Критические издания Библии были выпущены в 18 в. *Михаэлисом и *Кенникотом.

Открытие древних манускриптов (*Синайского кодекса и др.) дали Т.к. богатый материал для уточнения классификации и датировки списков Библии. В 19 и нач. 20 вв. окончательно сложилась форма критич. изданий, к-рые отразили все важнейшие *разночтения и спорные места в древних списках (издания *Тишендорфа, *Весткота, *Хорта, *Зодена, *Нестле). В наст. время общепринятыми изданиями такого рода являются «Библиа Гебраика», вышедшая первоначально под ред. *Киттеля Р., и критич. издания НЗ под ред. *Аланда, *Блека, Карло Мартини, *Метцгера и Аллена Викгрена. В них употребляются спец. условные обозначения для манускриптов и указаны (в подстрочных примечаниях) их особенности: варианты, лакуны, глоссы. Недостатком новых критич. изданий является игнорирование литургич. традиции, отраженной в *лекционариях. На эту традицию опираются текстологи Рус. Правосл. Церкви.

Современная Т.к. выработала ряд правил для своей работы: а) отдавать предпочтение наиболее древним спискам (этот метод, впрочем, оспаривается нек-рыми текстологами, напр., рус. исследователем *Ивановым А.И.); б) рассматривать более краткий вариант как наиболее ранний (т.к.трудно представить, чтобы переписчики сокращали свящ. текст); в) предпочитать менее понятные варианты, т.к. чтения более ясные часто принадлежат переписчику или редактору; г) сопоставлять неясные слова с близкими к ним словами из древневост. и греч. лексикона; д) выявлять глоссы и исправления; е) использовать древние *переводы Библии и *рецензии для уточнения первичного текста, поскольку многие из них сохранили наиболее раннее чтение; ж) использовать цитаты из Библии в трудах раннехрист. писателей и отцов Церкви; з) учитывать особенности *рукописных традиций и *семейств текстов.

Далеко не все эти принципы основаны на вполне доказанных фактах. Нередко текстологи вынуждены прибегать к спорным гипотезам. Тем не менее проделана огромная работа, к-рая позволяет приблизиться к оригиналам библ. книг.

Что касается передачи текста в списках и переводах, то в наст. время в зап. библ. науке господствует следующая концепция. От традиции, лежавшей в основе *Септуагинты, ведут свое начало рецензии Лукиана, мч.Исихия и *Экзаплы Оригена. На их основании, по-видимому, были сделаны армянские и грузинские переводы. К традиции Септуагинты восходят также коптский, эфиопский и готский переводы ВЗ. На масоретском типе рукописей основаны палестинский и вавилонский варианты евр. текста. С них было сделано издание *Текстус Рецептус *Бомберга (1524-25). Он стал основой для «Библиа Гебраика» Киттеля Р., в к-рой с 3-го изд. был учтен Ленинградский кодекс 1009.

Особой областью Т.к. является библ. текстология, основанная на изданиях *церковно-славянской Библии. Она преследует цель реконструировать первонач. вид перевода, восходящего к свв.*Кириллу и Мефодию, для чего исследуются и сопоставляются многочисл. списки и *изводы слав. пер.Писания (см. ст.: Воскресенский; Евсеев).

l *Б о г о с л о в с к и й  М., К истории новозав. текста, ЧОЛДП, 1876, № 1-3, 4, 7, 9, 11, 1877, № 2, 6, 10, 11, 12; прот.В о р о н о в  Л., Слово Божие в жизни Церкви, ЖМП, 1987, № 3-4; прот.*Е л е о н с к и й  Н., Краткий очерк истории подлинного ветхозав. текста, ЧОЛДП, 1873, № 8, 1874, № 9; И в а н о в  А.И., К вопросу о восстановлении первонач. греч. текста НЗ, ЖМП, 1954, № 3; е г о  ж е, Текстуальные памятники свящ. новозав. писаний, БТ, 1960, сб.1; прот.С о р о к и н  В., Библ. текст книг НЗ и значение его для правосл. богословия, ЖМП, 1987, № 1-2; *Х в о л ь с о н  Д.А., История ветхозав. текста и очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собой, ХЧ, 1874, т.I-II; *Ю н г е р о в  П.А., Общее историко-критич. введение в свящ. ветхозав. книги, Каз., 1902; H a r r i s o n  R. (et al.,). Biblical Criticism: Historical, Literary and Textual, Grand Rapids (Mich.), 1978; *K e n y o n  F., The Text of Greek Bible, L., 1953; K l e i n  R., Textual Criticism of the Old Testament, Phil.,  1973; см. также ст.: Исагогика; Критические издания; Рукописи библейские.

 

См.: Откровение. - Общение. - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.

Яков Кротов сфотографировал на ВДНХ