БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
См.: История. - История Церкви.
Очень краткий (3 тысячи слов, 10 страничек) текст, своего рода взгляд на историю человечества с Марса.
Краткие очерки истории отдельных эпох: история до Христа. - Античность. - Темные века. - Высокое средневековье. - Современность и модерн. - "Частное время".
Метод. Изучение всемирной истории сегодня.
Тематический указатель к следующим ниже очеркам.
До Христа
Изобретение цитаты и самообразования.
I век:
Почему первым стал именно первый век?
Монологи и диалоги как два стиля духовной жизни.
Иудеи, израильтяне, галилеяне, самаряне, - в чём разница.
В защиту императора Тиберия: "А если что-то нужно защищать..."
4 год: усыновление Германика или Приемный непокой.
Оскорбление величества в правление Тиберия: следовало ли Пилату бояться доносов.
25 год: Валерий Максим о смерти и самоубийстве, любви и бедности.
Языки Евангелия.
I век: смех и смерть глазами Филона Александрийского.
Деньги в Европе I века. 30 год: сколько получил Иуда? - Кладбище по дешёвке? - Хлеб и золото. - Сколько платят доносчикам: от Иуды до современности.
Триклиний или Как лежали на Тайной вечере.
I век: в чём были первыми первые христиане или Зачем ругать других "собаки"?
Трактат "О возвышенном". - "Боящиеся Бога".
Cенека: себеверие.
Христианство старта и христианство финиша: что важнее: от кого родился Иисус или для кого Он воскрес? "Эбионим" - "нищенствующие".
На пути христиан: Платон. Теэтет.
16 апреля 69 года: евангелие от Марка Отона.
70 год: что оправдано разрушением Храма Соломонова?
Развитие церковного вероучения: крона или плётка?
Почему неверно читать Евангелие как описание Иисуса.
Отрицает ли "Дидахе" божественность Иисуса?
Историография: Можно ли быть и евангелистом, и историком? - Чилтон. - Стокл бен Ездра (мифологическая школа).
II век:
Информационная революция II столетия и христианство.
110 год: Игнатий Антиохийский о жидовствующих.
114 год: Игнатий Антиохийский о пустославии.
117 год: Игнатий Антиохийский о страдании и радости.
Плиний Младший о спорте: ненулевая рациональность любви.
117 год. Знакомьтесь: христианизм.
Ювенал и Ерм, старость и вечность. - Ресентимент власти: Ювенал. - Ювенал о бедности.
- Почитание мучеников. - Мученики, апологеты, ересеборцы. - Деньги и немного врачебного сарказма. - Иудействующие или антисемитствующие (послание Диогниту)?
120 год: "Умеренная свобода" Тацита.
134 год: двойная жизнь и двойная смерть императора Адриана.
138 год: за что император Антонин был сделан Пием.
140-е годы: Юстин и Трифон: не делайте из иудея мухи!
II век: Как бы Климент: кончай стонать, не рожаешь!
170 год: Лукиан Самосатский о христианстве и истории.
Цельс: соль земли - лояльные.
170 год: римская благотворительность.
II-V вв.: Иисус - урод или красавец?
Иисус: рыба и якорь.
Осёл Иисус: древнеримское кощунство.
Может ли христианин читать роман Лонга "Дафнис и Хлоя"?
III век:
Общая характеристика: был ли упадок Римской империи. - Христиане становятся нормальным меньшинством.
III век: секулярные игры.
202 г.: эдикт Септимия Севера или Христианами рождаются?
Перестройка Церкви по образу римского социума.
Плотин или Мистер Шерлог Бог.
Сенатор Рогациан - святой язычник.
Климент Александрийский о доверии и вере в Христа.
220: Ипполит Римский: власть идеи или власть власти.
222 год: император Гелиогабал как неудавшийся Константин.
223 год: Александр Север или Вертикаль власти - всем встать.
240 годы: Ориген: против Цельса, за вечность.
240 год: Ориген - гомосексуал?
250 год: Дионисий Александрийский о Творце и творении.
Как Плотин (ум. 269) вора поймал.
Кефар-Отна: Иисус как Бог.
Середина века: миллионы Павла Самосатского и Римской Церкви. - 251 год: размах благотворительности в Римской Церкви.
III век: перетекание образов из язычества в христианство.
257 год: варварство готское и варварство христианское.
260 год: петуха ждём или Христа? Когда праздновать Пасху?
Возникновение монашества. -
Появление проблемы единства Церкви. - Различия между христианами востока и запада Римской империи.
Страдает ли крест (о теодицее св. Григория Чудотворца Неокесарийского, ок. 250 г.).
IV век:
Иерокл и Евсевий: кумира меряться...
305 год: Арий и мелетианский раскол.
4 век: монах – христианин-невидимка.
310 год: золотой стандарт императора Константина и нестандартный климат.
312 год: была ли "победа христианства"?
IV-XX вв.: от лабарума до пацифика. Христос военный и Христос антивоенный.
316 год: Смертию утверждается лишь смерть. "О смерти преследователей" Лактанция.
310-е годы: чего хотел Арий?
Век рождения Православия?
Христианизация пространства или паганизация христианства?
Власть, язык, догматизирование.
326 год: фальсификация креста Христова.
326 год: смерть Ямвлиха. Христианство и неоплатонизм. Была ли варваризация империи.
Переписывание Евангелия.
360 г., ок.: Ефрем Сирин против догмата о Христе.
Порт Правды или Теодицея Ефрема Сирина.
364 год: мавзолей, в котором упокоились язычество с христианством.
370-е годы: свинство, которого не было.
390 год: Половое воздержание вместо воздержания от власти.
Григорий Нисский о превращении человека в обезьяну.
Златоуст о необходимости избивать кощунников, 388
IV век: Василий Великий о том, как отвечать на пощёчину: пример берём с Сократа!
390-е годы: Евагрий Неокесарийский: радостно ли бесстрастие?
Макарий Египетский, Кирилл Иерусалимский и Лев Толстой: воскресение как весна.
393 год: антиалкогольная кампания блаженного Августина.
394 год: христианские весталки.
398 год: Клавдий Клавдиан о браке императора Гонория или Мечи - в вагины.
Иоанн Златоуст против боязни еды.
Искусство: Иисус и Серапис.
V век:
Характеристика в целом.
Власть земная:
Очерк о Равенне, куда была перенесена столица в 402 г.
407 год: уход из Британии. "Под тяжестью серебряных блюд".
410 год: падение Рима. Растянувшиеся коммуникации или съёжившееся общение?
5 век: Как милитаризм убивает своих носителей: технологические провалы Рима.
415 год: Драма Плацидии и её мужа императора Констанция: война придворная и война духовная.
Культ императора в V веке.
Свобода глазами теологов:
400-е годы: благодать или злодать приводит ко Христу (казус Сульпиция Севера).
Пелагианство (5 в.)
410 год: Павлин Ноланский призывает паломничать в Иерусалим или Материализация Христа, дематериализация христиан.
Августин Иппонский: "Люби ближнего и делай, что хочешь".
420-е годы: семь раз упал - семь раз отжался или Иоанн Кассиан о смертных грехах.
420-е годы: ни мгновения без молитвы.
443 год: зачистка Рима от иноверцев и дело епископа Брикция.
444 год: Феодорит Киррский радуется смерти Кирилла Александрийского. Феодорит Кирский и одномерная любовь к Богу монашества.
460 год: на папу Льва довольно простой истины.
476 год: Символ веры и вера в символы Дионисия Ареопагита.
Конец V в. Конфликт монофизитов-армян и византийцев отражается в символике Иерусалима.
Несвобода:
408 год: христианство монополизирует крест.
Антицерковные настроения как результат насильственной христианизации.
420-е годы: блаженный Августин о власти как умиротворении.
440-е годы: Сальвиан Массильский или Источники церковного крепостничества.
451 год: Халкидонский догмат и стены Константинополя.
Эврика и миква или Иудеи в Сиракузах: зачем было углубляться?
430 год: От креста к распятию: двери Сабины.
Барлеттский истукан: мурло Средневековья.
VI век
Христианизация - проблема или источник проблем?
VI век: было ли христианство нетерпимее язычества?
Начало симфонии властей: скопцы и самцы, длинноволосики и тонзурятники.
Гильда об иерархии ценностей в политике.
Десятина как проблема Церкви, членство в которой принудительно для всех.
512 год: начало экологической катастрофы.
529 год: Оранжский собор. Свобода веровать или свобода исполнять?
529 год. Император Юстиниан превращает Церковь в юридическое лицо.
530-е гг.: солидные деньги - это сколько солидов?
Ок. 530 г.: средневековый утопизм или Император Юстиниан против коррупции и гомосексуализма.
540 год: золотая нота свободы у Гильды Премудрого.
542 год: монофизиты и дуофизиты против язычников или Православная инквизиция Юстиниана и Иоанна Эфесского.
Два лица императора Юстиниана.
547 : "Поход слона": христиане идут на Мекку.
550 год, устав св. Бенедикта: легко ли спать молодым.
Ужесточение границы между православными и монофизитами: от Филоксена Мабуггского до Иоанна Схоластика.
550-е годы: Варсануфий Великий о монашестве.
573 год, Верона: леди Макбет, Джульетта и Корделия в одном лице. Только в доке.
580-е годы: апостол Павел и православная инквизиция.
590 год: история принцессы Хридехильды.
История знаков: стигматы как рабское клеймо.
VII век
Зачем Югу Север или о значении количественного роста западной Церкви.
Появление у Церкви рабов.
601: Исправление, обновление - не реформа.
Начало VII в.: второе крещение Англии и курган Саттон-Ху.
Путь перегрина.
Иоанн
Милостивый (ум. 619).
7 век: Европа крушит кумиры.
620-е гг.: Максим Исповедник о любви как следствии апатии. Когда мёртвые здоровее живых? Максим Исповедник о смысле болезней.
620-е гг.: "вера отцов" и страх творчества.
624 год: первая победа мусульман - над евреями.
636 год: битва при Ярмуке и битва при Синае.
Почему победили арабы?
639 год: православная инквизиция против православного священника.
654 год: синагога, которую не дал построить Зосима.
661 год: смерть Али, рождение шиитов: исламофобия и миф о единстве.
668: история выбора архиепископа для Англии или Почему не боялись мусульманской угрозы.
670: Лысина и вера, Православие и католичество.
680: Иулиан Толедский о христианской вселенной.
681 год: рождественская забастовка равеннского духовенства.
Только в доке.
691 год: запрет изображать Христа символически.
692 год: святые отцы или святые отчимы?
695 год: император Юстиниан Рваные Ноздри.
699 год: Анастасий Синаит: насильно мил не будешь или откуда растёт равнодушие к литургии.
Исаак Сирин и творческий дух.
VIII век
О феодализме 8-11 вв.
Общая характеристика отдельных поколений: 1 (22): арабская угроза, византийская угроза.
709 и позднее: христианство распределения?
717 год: боролся ли с иконами император Лев?
Папство в VIII столетии: папа как икона, почитание папы как причина самоизоляции Запада.
Ок. 720 г.: Беда Достопочтенный "О природе вещей" или Два мироощущения в одном человеке.
745 год: Бонифаций против Адлеберта. Веровать Богу или веровать доносам.
747 год: Карломан - властитель, победивший власть.
748 год: может ли родина спасти несуществующих антиподов или Бонифаций Кредитонский в роли инквизитора.
752 год: папа Лев в защиту икон.
754 год: иконоборчество как арианство.
750-770-е гг.: "Дар Пипина" - папы между франками и лангобардами.
Расправа с испанскими "еретиками": история Элипанда Толедского и Феликса Ургельского, конец VIII в.
Визиготские правители: вспышка антисемитизма.
787 год: можно ли выполнить канон о пономаре.
790-е годы. Загадки Алкуина. Свобода есть безопасность. Но чья?
Экумена глазами византийца: Стефан Александрийский.
Христианство и ислам
730 год (условно): Средние века Средневековья: Иоанн Дамаскин издевается над исламом.
787 год: государство – источник знания? Только в доке.
VIII век: хадисы Иисуса и евангелие Мухаммада.
Христианский милитаризм Карла:
Карл - великий карлик.
778 год: история Роланда без песни.
796 год: апостол Петр против аваров.
Власть и ложь:
Новый отсчёт времени; фальсификации "каролингского ренессанса": "Константинов дар", "Судариум из Орвьето".
IX век
801-803 гг.: смирение перед кесарем или Алкуин о Карле как понтифике.
805 год: Теодульф Орлеанский против икон.
829 года: свобода гениальная и свобода принудительная или История Готтшалка.
833 год: Унижение Людовика Благочестивого или За принципы против принцепса!
835 год: любовь и смерть, аббат Эйнхард и его жена.
841 год: христианизация империи, императоризация Христа.
Фундаментализм Федора
Студита.
Иудеи среди христиан: гомеостаз.
862 год: призвание варягов.
IX век: Петр Байт Ра об исламе.
866 год: крещение народов и свобода воли, болгарский вариант.
866 год: бунт болгар против насильственного крещения как кощунство.
866 год: о ненужности "языческих авторов".
866 год: секс есть работа.
866 год: может ли царь носить брюки и тюрбан.
866 год: развод и брак после смерти супруга - расхождение православных и католиков.
869 год: Святая Ампула или Набожная ложь Хинкмара Реймсского.
История Кирилла и Мефодия.
870 год: за памятник святому Кириллу в Зальцбурге!
Частные церкви Средневековья.
891 год: отборные воины - первый довод царей.
X век
Причины перемен в середине Х в. Человек - источник новизны.
10 век: изменение отношения к детям.
Феодализм.
Триумфализм или средневековые самообманы.
Тондракиты.
Была ли вера в Средние века? (и о смысле клюнийской реформы).
923 год: епископы умирают, но продолжают сидеть на троне.
926 год: аутист в аутичном обществе или история Герибальда из Санкт-Галлена.
931 год: странная многоголовая свобода.
940-е годы: Видукинд: почему реформа в принципе невозможна с евангельской точки зрения.
Великое переселение народов и мечта о Христианском мире.
X век: земляной стандарт или Как прославились саксы.
"Порнократия папства" - феномен Лиутпранда Кремонского.
970-е г.: реформы Адальберта Реймсского или Унификация через молчание.
970-е г.: отношение к женщинам в зеркале миниатюр.
22 января 978 года: Агапий Антиохийский и карьеризм.
978 год: Афон как боевой корабль империи.
Крещение "варваров" - триумфализм оружия и триумфализм культуры (Оттон II и Харальд Датский).
Крещение “варварских” стран: проблема Промысла
и культуры.
Польский вариант "крещенияруси".
Конец Х в.: экуменизм по-багдадски.
Х век: технологические итоги Раннего Средневековья.
Экономика мира на пороге II тысячелетия.
Х век: у истоков информационной революции и бюрократизации оной.
Россия в Х веке:
Миф о размере России как важном факторе.* Периодизация
истории христианства в России * Митр. Макарий:
миф о Руси как становлении порядка из хаоса. * Легенда
об ап. Андрее как столкновение личного и безличного *
983 год: языческий жребий.
Князь Владимир.
Рим и крещение Руси.
Крещение Руси:
1966 г., Власий Фидас, монография о к.Р., рец. 1982 г.
XI век
Вечность XI века: Сэй Сёнагон.
1003 год: смерть папы Сильвестра II - основателя современной Европы.
Общая характеристика: начало информационной эры (ереси, университеты, урбанизация, демографический подъём, пацифизм и крестовые походы).
1003 год: свет, полный слёз, или Нарекаци.
Фульберт Шартрский - первый ученик Европы.
XI век: революция в пении, революция в чтении.
XI век: цена небесной музыки или Гвидо Аретинский и борьба с симонией.
История XI века через историю трёх семей: потомки Рюрика, Хрольфа, Сельджука.
1004 год: любовь и анафема.
1015 год: эротичность крещения или почему крестился Олаф Святой. - 996 год: Олаф Тригвассон "крестит" Норвегию. (Дубль!!!).
1048 год: священник - Лихой Упырь или почему шведы перестали молиться православным крестам.
1015-1053 годы: история одной головы.
XI век: культ мертвых, женщины и Афон.
1064 год: паломничество в Палестину Альтмана из Пассау, недовольство мусульманами.
Моисей Угрин (ум. ок. 1070).
XI век: Чем суеверие отличается от поэзии или Как святой Грегор птичек воскрешал.
1075 год: Борьба с инвеститурой.
1076 год: Папа Гильдбрандт о солдатах Христовых.
Взрыв агрессивности как извращение творческого начала.
1083 год: армяно-грузинская утопия в византийской Болгарии.
1096 год: вспышка антисемитизма в Европе (Вормс, Прага, Киев). Рождение кровавого навета.
XII век
Истоки религиозного энтузиазма: от власти или от сердца?
Ислам и христианство у истоков науки: корпорация против коллективизма.
Зарождение обратных связей: суд, парламент, университеты, новые ордены, бизнес.
XII век: короли и "капуста".
Новая бедность: от недостатка власти, знаний или трудолюбия?
Новое богатство - оно ли причина изменений XII века?
1111 год: продолжение борьбы за инвеституру с Генрихом V или Чем чай с молоком отличается от молока с чаем.
1112 год: заря коммунизма над Европой.
1119 год: образование ордена тамплиеров.
1120 год: любовь Элоизы, оскопление Абеляра, кастрация и ослепление двух человек, ограбление двух влюблённых.
Полемика Бернара Клервосского с Абеляром о свободе воли.
1120-е гг. Ансельмон Лаонский, хрестоматия библейских комментариев.
1128 год: Бернар Клервосский в защиту христианского насилия.
XII век: Бернар Клервоский о любви.
1143-1150е гг.: перевод арабских книг в Толедо.
1143 год: плат Вероники.
Эльред Ривосский (ум. 1167) о дружбе и любви.
1160 год: история Майо Барийского или "Ни один человек ни больше, ни меньше другого".
1170 год: ребенок как средство умерщвления плоти. Из хроники Гибера Ножанского.
Бог- старик: появление изображений Отца.
Вторая половина века: начало строительства белокаменных храмов на Руси. Имперские амбиции как повод для творчества.
1195 год: страстотерпцы ислама.
1199 год: папа Иннокентий III против перевода Библии.
XIII век
Общая характеристика: грандиозное ничтожество церковных достижений.
Иннокентий III: утопия единства и резня как её следствие.
Начало века: революция аскезы (нищенствующие ордена), революция милосердия (Елизавета Венгерская).
Спрос на деньги - спрос на свободу.
1208 год: иудейское эхо в соборе Буржа.
Церковная администрация: кардиналы.
1215: сожжение Амори Шартрского и трое гениев XII века: Руми, Нахманид, Аквинат.
Лионская уния и арсенитский раскол: всякая власть разделяет, кроме разделённой.
1221: нагота готики и нагота св. Франциска.
1229, 7 сентября. Суздальский суд над церковным богатством.
Cвятой на дереве (Антоний Падуанский, ум. 1231).
11 апреля 1241 г.: битва у Шайо. Осмысление монгольского нашествия в Европе.
1250: смерть набожного императора Фридриха.
1253 год: Нитирэн или Крестовый поход по-японски.
1265 год: диспут еврея-иудея с евреем-христианином Нахманида с Пабло.
1267 год: Роджер Бэкон как фиктивный авторитет.
1260-е годы: Фома Аквинат - обрыв богословия.
1291 год: "потеря Святой Земли".
1294 год: как папе Целестину гвоздь не забили.
1295 год (около). Андреа Кавальканти: с кем сядем за стол?
Новое отношение ко кресту в XIII веке.
XII век: почему антисемиты не кланяются Христу.
Самоубийства: от Евпраксии Рязанской до Данте.
XIV век
1302. Булла Una Sancta и споры о Церкви как проявление нового типа коммуникации.
1303. В защиту папы Бонифация VIII.
Появление францисканцев и доминиканцев как теневая глобализация.
1305: Евангелие от Джотто.
1307 год: дело тамплиеров.
1310-е гг. Псалтирь английской королевы или Еврейка против евреев.
1310 год: сожжение Маргариты Порет как патриархальная реакция на женскую веру.
Любящий
рабовладелец (Раймунд Люллий, ум. 1315).
1320: является ли сатанизм ересью?
1320 год: три рубля митрополита Петра.
1320-е годы: Мейстер Экхардт о любви и смерти.
1330 год: о чём говорит перепад в размерах зданий Европы и Востока?
Москва - раковая опухоль Евразии.
Индивидуальное и личное: Петрарка.
1351: Корыстолюбивые европейцы и русские молитвенники или История разгрома Гераклеи генуэзцами.
Бокаччо: честность как святость.
1357 год. Епископ Фицральф: негативные последствия нищенствующей святости.
Флагелланты.
1385: Оноре де Бове о войне как Божьем деле.
XIV век: потомство Вавилонской башни.
XV век
См. личность. Ренессанс.
1405 год: в какой гильдии Лондона литературное творчество?
Ян Гус о духовенстве.
1414 год: Папа Иоанн XXIII Косса. Его крушение по дороге на собор.
Фома Кемпийский: подражание Христу или подражательство Христу?
Демократия по флорентийски.
1415 год, падение Сеуты: европейский милитаризм выходит за пределы Европы.
1430 год: библиотеки и книги.
Сперва спрос, потом предложение: тиражирование карт и Библии.
Спрос на античность: игра на понижение.
Рождение имени, умирание анонимности. - Освобождение языка.
Ренессанс как идея равенства по верхней планке.
Освобождение пространства: открытие горизонта, переход от вертикали к горизонтали.
Освобождение искусства: от сильных мира сего к слабым.
Изобретение линейной перспективы: решётка, которая освобождает.
- Ясность против чёткости: Кривелли или Рафаэль. -XV век улыбается: Дюреры и плящущие человечки. - Пятнадцатый век зажигает.
Государство как семья: преображение вендетты. -
Деньги.
Мачу-Пикчу и Венеция, две столицы - два мира.
1434 г.: загадка Арнольфини.
1468 год: как в Италии построили дом для Богоматери.
XV век: ребёнок как пуп мироздания или Изменения в иконографии Рождества.
1492: евреев - из Испании, испанцев - в Америку.
Реферат статей Флори об униональных экспериментах 15 в
Ухудшение положения женщин в XIII-XVI вв.
XVI век
См. в связи с Утопией (1516) об утопизме; О Реформации как образе мышления. Об
Эразме и Лютере как стилях мышления и поведения вплоть до России 20 в.
Возникновение понятия "современность" как "образцовость",
"модерн"..
Вера и насилие: взятие Отранто, Рима и Казани.
Имущественное неравенство в чешской церкви начала XV века.
1502. Как во Флоренции смертной казнью защищали святыню.
1517 год: диссертация Лютера.
1525 год: истории замка Хоенверфен.
1530 год: Нгуен Зы - мёртвые под судом живых.
Середина XVI века: кощунства как орудие реформ и антиреформ.
Реформационное мышление.
Модерн: нет канона, нет и кощунства.
1565 год: опричнина.
1570 год: 14 июля: булла "Quo Primum" как проявление борьбы за унификацию языка.
1578 год: Боден о монархии как корабле или Кораблекрушение как прогресс.
1580 год: Монтень о связи свободы с любовью.
1581 год: Лорето: Эразм, Монтень, Россия.
1581 год: русские послы о православии.
1584 год: откладывает ли русский медведь яйца?
Рождение европоцентризма.
Анабаптист и пацифист Бек.
Рождение исторической науки.
Папство конца XVI века.
Гамлет: быть принцем или быть не принцем.
"Ромео и Джульетта": где любимый, там и воскресение.
9 сентября 1598 года: история Беатриче Ченчи.
XVII век
Трио рассудка, любви и секса.
17 век: какой империализм угоднее Богу - протестантский или православный?
XVI век: автографы - мощи информационной эпохи.
XVII век в истории России: бунташный или победоносный?
1601 год: Френсис Бэкон против веры.
1605-1606 год. Пороховой заговор или история "двуличного" о. Генри Гарнета.
1606-1613 гг.: Смутные видения Смутного времени.
"Сын церковный": русский катехизис начала
17 в.
Гонения на христиан в Японии, 1614-1632.
1617 год: Гроб как колыбель религиозной свободы или С чего началась Тридцатилетняя война.
1619 год: сожжение в Тулузе либертена Ванини.
Абсолютизм и фискально-милитарные государства ("военная революция")
1626 год: любовь - не главное или Мельдений.
1631 год: на колени - только перед Богом или история Моиса Амиро.
1648 год: Вестфальский мир.
1649 год: "Свободнорожденный": Джон Лильберн, без которого не было бы свободы слова.
XVII век: повести об основании Москвы (Москва как орда).
Нетворческая новизна, нетворческая старина: раскол старообрядства.
"Моисей Мангазейский"
(1653).
1677 год: история черных мадонн.
Деньги в Европе XVII века.
1662 год: Уильям Пенн отказывается снимать шляпу перед королём.
1665 год: формализм квакеров и формализм старообрядцев.
Cтарообрядцы против креста.
Автор книги об ужении, друг Донна Исаак Уолтон.
- Латитудинарианство. -См. личность. Наука. 1656 год: Паскаль.
1685 год: изгнание лютеран из Зальцбурга.
XVIII век
Век музыки или Гармония власти и свободы - в музыкальной гармонии.
Критика необщительного разума.
Абсолютисткая монархия: зачем Петру Первому понадобились всешутейшие соборы.
Димитрий Ростовский (1709).
1708 год, Свифт: христианство запретить, людоедство разрешить.
1713 год, булла "Unigenitus": 11 сентября XVIII века.
1721 год. Траляля и Труляля или У истоков двухпартийной системы.
1723 год: Утопия Ивана Посошкова.
1732 год: депортация лютеран из Зальцбурга.
1736 год: амиши в Америке или Семья разрушается с пуговицы.
1742 год: справедливый священник.
Рождение патриотизма.
1751: история пощёчины харьковскому священнику.
1755 год: Лиссабонское землетрясение.
1763 год: немецкий епископат против папизма: фебронианизм.
Толерантность и её пределы.
1769 год: антиклерикализм как громоотвод на полицейском государстве.
1772: Сведенборг - герой Частного времени.
Сто дней Василия Нарышкина (1775).
1781 год: толерантность классицизма против нетерпимости барокко.
1784 год: антимилитаризм Моцарта и Лоренцо да Понте.
1789 год: Радищев о смерти и эвтаназии.
1789 год: иконоборчество Французской революции.
XVIII век: профессионализация науки и её издержки.
XIX век
Век Слова.
Антиклерикализм.
Комфорт религии.
1801 год: гибель Лафатера как символ века.
1802 год: история великого князя Константина.
1806 год: рождение жидомасонства.
1815 год: Александр I как Христос.
1817 год: сооружение гробницы Абеляра и Элоизы; культ несчастной любви.
1828 год: папский палач. Было и такое. И есть, и будет?
Деньги в России Пушкина.
1836 год: Пушкин о кощунственности караула у Креста.
См.: англиканский священник и публицист Сидни Смит (ум. 1845).
1849 год: революция - антихристианство?
XIX век: между либерализмом и демократией.
1853: Фредерик Морис против бесконечных адских мук.
1858 год: явление Иванова элите.
1859 год: Нарсис Монтуриоль, истинный капитан Немо.
1860 год: великий викторианский писатель сэр Омар Хайам.
1863 год: самоирония на марше. Война в солдатских песнях.
Архитектор Вены Теодор Хансен: всеядность и верность.
XIX век: миссия выполнима по-разному. Пример Японии.
1870 год: Парижская коммуна и Церковь.
1880-е годы: иллюзорность реализма.
Лев Толстой как зеркало Библии.
1889 год: Болеслав Прус как предтеча Михаила Булгакова.
День: 20 сентября/2 октября
1890 года.
Терезочка
из Лизье (1896)
1898 год: история Дрейфуса.
Вагнер. Владимир Соловьев (1901).
Лев Толстой как зеркало Библии.
Конец XIX века: деньги в сочинениях русских классиков.
славянофильство; империализм
как озабоченность величиной пространства.
Библиография по истории духовного
образования до революции
ХХ век
В целом: трагедии ХХ века.
Был ли ХХ век открытием особого зла?
Судьба национальной идеи в ХХ веке.
Варварство и цивилизация, нацизм и антиамериканизм.
Прогресс и личность в ХХ в.: от Столыпина до Попова.
XIX век: белый террор.
Политическое людоедство: от Столыпина до Путина, Кадаффи, Асада.
1913 год: Эдельфельт, Нестеров, Гитлер - от ханжества к фашизму.
1915 год: Пасха на фронте.
1916 год: цена еврейского имени.
ХХ век: русское иконопоклонство.
Деньги в 1920-1930-е гг.
История изъятия церковных ценностей в России в 1922-1923 гг
1922 г. "Смоленское дело": мученики интеллигентности и предатели от Церкви.
1924 год: Иисус в изображении Саллмана.
1930 год: Пришвин о причинах безропотности людей перед деспотизмом.
4 февраля 1933 года. Победа над Гитлером одним неросчерком пера.
1935 год: Гитлер определяет, кто такой еврей.
1939 год: воскресение Даниила Хармса.
1939 год, 3 сентября: триста первый спартанец Юлиан Осенковский.
1940 год: Шангин о выборах патриарха.
1940 год: Воланд - Христос для России.
Шоа, Холокост, Освенцим.
26 июля 1942 года: история депортация католиков-евреев из Голландии.
1942 год: антропофания варшавского гетто.
10 декабря 1942 года: cамоубийство евреев-христиан Клепперов.
1943 год: похождения итальянского священника в России или Милитаризм как следование за Христом.
8 мая 1945 года: разрубленная победа.
1945 год: Гитлер-тест и Христос-тест. Дитрих Бонхоффер и Анна Франк.
История осмысления Шоа и Гулага.
1945 год: история раввина Мурмельштейна или Азарт спасения.
1945 год: после Хиросимы еврей Р.Маркус становится христианином.
Уровень жизни в России после 1945 г.
Голод в России и на Украине в 1947 г.
Ок. 1950: "Хорошая советская интеллигенция".
1961-2001 гг.: новый перевод Библии ("Библия Хороших новостей").
Афон 1950-1970-х гг. глазами еп. Василия Кривошеина.
1962 г.: фильмы о патере Брауне как зеркало Церкви.
28 октября 1965 года: Второй Ватиканский собор о евреях.
1965 год: начало спора о Папе Пие XII и евреях.
1960-е годы: Христос Воннегута.
1970 год: катакомбные римо-католики в Словакии, рукоположении женщины.
1970 год, 10 марта: Израиль против евреев-христиан.
1971 год: теология освобождения о форе для нищих.
"Народный храм" Дж.Джонса (погибли в 1978 г.).
1979 год: Поющие на крестах или История кощунств Монти Пайтона.
1980-е годы: консерватизм Тэтчер.
Андрей Сахаров (1989).
1987 год: Христос, замоченный в сортире.
1987 год, 4 сентября: сожжение Руп Канвар.
Нью-Эйдж.
1988 год. Бессовестность и совесть. Кураев и Эфроимсон.
1990 год: зарождение университета Меня (и Библейско-Богословского института).
1991 год, 22 июня: епископ райкома.
1992 год: святая з...ца.
1998 год: святая пощёчина Тер-Оганьяну.
2000 год: история с журналистом Андреем Бабицким или Как делается деспотизм.
58 - 59 - Тоталитаризм. - 60.
Квартира как русская валюта.
2000 год: кинофильм "Иисус из Назарета".
58 поколение - антимодернизм
и фундаментализм - 59-е
поколение (вторая треть ХХ века), в т.ч.: ) -
Пятидесятники (59 поколение) - Харизматы (60 поколение). Постмодерн.
XXI век
Частное время: с 2001 года. История Церкви в начале XXI века.
Общая оценка: XXI век: похмелье или протрезвление?
Миротворчество. Наиновейший Израиль.
Свобода и кризис: взгляд Лешека Бальцеровича, 2011.
Теология освобождения: Джек Нельсон-Палмейер (р. 1951) - когда теология мешает освобождению.
20 апреля 2001 года: убить ребёнка – два цента или С таким ЦРУ никакой Аль-Кайды не надо.
2001 год: как выглядел Иисус?
11 сентября 2001 года: месть обесценивает трагедию.
2002 г. Владимир Френкель: исламофобия как общая почва сиониста, православного, западника.
Бросание понтов как побочный эффект информационной революции: казус Джеймса Мартина.
2003 год: Ади Штайнзальц о евреях-христианах.
Эсхатологическое уныние или Эсхатоложество.
2004 год: Барак Обама и американский идеал.
2006 год: беременность как крест.
Граница между варварством и цивилизацией, обществом информационным и тоталитарным: протестные движения 2011 г.
Движение "Приглядите за полицейским", Канада.
2011 год: отношение к богатству в США.
Папа Бенедикт XVI и Ганс Кюнг: парадоксы свободы и власти.
2002 год: спор о выражении "принять Христа".
2012 год: Ватикан и Куба: какое воровство легко простить.
2013 год: человек уходит или принцип? Благодать сильнее или старость?
2013 год: Иоанн-Павел IV Бергольо.
XXI век: самые умные из мусульман.
Боко Харам в Нигерии: откуда рождается насилие.
Застенчивый консерватизм.
2013 год: Больше брака - больше Бога?
2014. История Томаса Нойвирта. В доке.
Мачо Иисус: Христос с миномётом, Христос с кулаками.
"Эффект песочных часов": от экстенсивного к интенсивному, от экстравертного к интровертному.
Викизация сознания.
Вместо заключения: рассказ из далёкого будущего Церкви.
Предмет
истории Церкви. - Метод истории. - Историография. - Источниковедение. -
Отдельно см. историю русской Церкви (X-XV
вв.) и российской Церкви (XVI-XXI вв.).
История ориентации человека в пространстве
История отношения к призванию
Чаша Грааля.
История разграбления умерших пап.
I-VIII века: История классификации греха.
Религиозное возрождение: от пуританства 18 в. к православию 20 в.
Введение в ненормальную Россию.
Введение в нормальную Россию. |