Пятница 31 декабря 2021 года. Чаще! - Питер Тиль: миллиарды на службе паранойи, эгоизма и Трампа. - Предновогодняя взбодрялка.
Четверг 30 декабря 2021 года. «Я есмь»: Десять заповедей в океане монархизма. - Дневниковое: почему я перестал бояться третьей мировой.- Ликвидация Мемориала и ликвидация парламентаризма в 1994-м .
Среда 29 декабря 2021 года. Иголка Рождества. - Почему Еву звали Евой? - Подачки Ельцина и их судьба.
Вторник 28 декабря 2021 года. Существуй любовью. - Слово или дерево. - Манифест диссиденства, 1968 год. - Дневниковое: у Толстого в Хамовниках.
Понедельник 27 декабря 2021 года. Горб человечности. - 1986 год. Сотрудничал ли Мень с КГБ? - Дневниковое: 65 лет.
Воскресенье 26 декабря 2021 года. Невидимая стена невидимого града. - Мень: гений понимания и талант умолчания.
Пятница, 24 декабря 2021 года. Что означает имя «Адам»? - Что означает имя «Ной» или Утешение — в вине.
Четверг, 23 декабря 2021 года. Из истории любви: Иисус и Павел на фоне Плутарха. - Подкованная бацилла совковости. - Пошлость избыточности.
Среда, 22 декабря 2021 года. Исцеление как второе рождение. - Капитализм как коммуникация. - Дневниковое: мстительность как невроз лже-оппозиции.
Вторник, 21 декабря 2021 года. Что означает слово «Библия». - Повиновение властям как сопротивление злу силой добра. - Дневниковое: антисемитизм Горбачева.
Понедельник, 20 декабря 2021 года. Что означает слово «евангелие». - Является ли послание к римлянам письмом? - I век до р.Х. Антикитерский механизм как напоминание об ограниченности знаний и неограниченности познания.
Воскресенье 19 декабря 2021 года. Кем наше слово отзовётся. - Благодатное заушание.
Пятница 17 декабря 2021 года. Яшка с винишком. - Военные России.
Четверг 16 декабря 2021 года. Жестокость Библии, жестокость Бога, жестокость нас? - Похороны как общение и сообщение. - Люди-птицы: похороны как откладывание яйца.
Среда 15 декабря 2021 года. Бесы и небеса. - Жизнь: от калейдоскопа к витражу. - История Сэклеров: наркобароны капитализма. - Еда как Бог и Бог как еда: трофоморфизм в Библии. - Учёные за мир.
Вторник, 14 декабря 2021 года. Бог под ногами. - Объектоморфизм. - Ваше влиятельство. - Дневниковое: трагедия в Серпухове.
Понедельник, 13 декабря 2021 года. Иудей – слово-матрёшка. - Трофоморфизм. - Дневниковое: бедность.
Воскресенье, 12 декабря 2021 года. Святая Святых внутри нас. - Одноклеточное мировоззрение.
Пятница 10 декабря 2021 года. Готовить людей или готовить хлеб? - Три отличия оппозиции-2011 от демократического движения-1969.
Четверг 9 декабря 2021 года. Против разговоров о смысле жизни. - Власть лишённых власти: что такое пост-пост-тоталитаризм и как с ним управляться. - Руссо душевность. - Плач по Врубелю. - Дневниковое. Готов ли Киев к нападению?
Среда 8 декабря 2021 года, 10 часов, Москва. В начале было слово, а в конце? - Дневниковое: для "Радио Свобода" о планируемой встрече Папы Бургольо и патриарха Кирилла.
Вторник 7 декабря 2021 года. Насущное сегодня. - Родильные доски XV-XVI веков. - «Деревня» как ограниченность в общении: три причины, почему Маркс обозвал деревню идиотизмом. - Космичность Божьего творения и мертвенность кремлёвских красот. - Общение, власть, насилие. - Реплицирование как коммуникационная стратегия.
Понедельник 6 декабря 2021 года. История Мелкоземелья или Крупноземелья?- От Библии до Меня.
Воскресенье 5 декабря 2021 года. Знайте, что думать! - Где пересекаются паралеллелизмы?
Пятница 3 декабря 2021 года. Можно ли манипулировать злом? Третья книга Ездры о спасении всех. - 1180 год. Антивоенная карикатура Херрады Ландсбергской?
Четверг 2 декабря 2021 года. 1832 год. Даль считает живые души. - Александр Щипков. Православная тень кремлёвского милитаризма.
Среда 1 декабря 2021 года. Бог-лопата. - Спасение всех в книге Едры. - Правда, бедная как проститутка времён Иисуса. - Нео-реакционность.- Максим Горький и духовенство.
24 ноября 2021 года, среда. Дневниковое: Пир и флаг.
21 ноября 2021 года, воскресенье. Мир без имён. - Раввины за права человека.
19 ноября 2021 года, пятница.
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ио 17:21).
Фраза для католиков стала краеугольным камнем централизации. Как Отец в Сыне? Как Папа Римский в каждой общине. В Средние века ставили у алтаря трон с восседающий на нём апостолом Петром, символом Папы. (Потом стали отождествлять Папу с Христом, но сперва ограничивались апостолом). Как Сын в Отце — то есть, прикажет Папа страдать — страдай. Прикажет молчать — молчи.
В итоге никакое, конечно, не единство, а просто административный произвол, вдвойне лукавый, потому что провозглашается «каноническое право», «порядок», «норма», а на деле просто босс всегда прав. Нужно иметь очень много денег — как американские и немецкие католики — чтобы Ватикан стал смотреть сквозь пальцы на твой либерализм. Деньги оказываются главным. Подтянутые, дисциплинированные, ответственные чиновники. Это не христианство, а традиционное римское язычество, только с крестиком на пузе.
К протестантизме и православию это, увы, тоже относится. Мы тебе в душу наплюём, мы тобой будем манипулировать, мы твоих детей изнасилуем, а ты терпи — Господь терпел и вам велел. Не «нам», а «вам». Ты терпи, а мы соберём синод и будем думать, как выслушивать твои стоны: возводя очи к небу либо потупляя очи к земле. Отвечать, конечно, не будем, не будем. Ответственные называются так потому, что со всех требуют ответов, а сами никому не отвечают.
Сам Иоанн, заметим, ничуть не экуменичен. В своём втором послании он запрещает даже отвечать на «здрасьте» христиан, которые веруют не так, как он.
В сухом остатке: единство любви. Но это же расплывчато до ошибочности. Разговоры о любви это из того же разряда что «о душе надо подумать»: чем громче говорят о любви и душе, тем крепче надо следить за своими деньгами и за своей свободой.
Раймонд Браун совершенно разумно писал, что Иоанн — Бог через Иоанна — вообще имеет в виду не поведение людей.
Мы по умолчанию воспринимаем единство как антитезу раздробленности, расколу, распаду.
Евангелие говорит о единстве как о свете. Да не наш свет, а Божий. Бог освещает Иисуса Своим сиянием («славой»), Иисус освещает Отца Своей славой. Верующий тот, кто начинает светиться. А уж всякие там молитвенные подвиги, помощь нуждающимся и чтение Библии из этого вытекают. Мир уверует, глядя на нас, не потому, что мы добрые, а потому что в нас Божий свет. Это не свет маяка, который указывает, куда ни в коем случае не надо плыть. Это свет в конце туннеля, который вдруг переместился в середину туннеля, в тебя. Есть единство тьмы — единство цельности, чёрной дыры, пожирающей весь мир. Единство пустоты, единство количества небытия. А свет един не потому, что один свет — часть другого, а потому что свет, даже изолированный от другого света, всё равно свет. Иисус — тот же Свет, что Отец, хотя где Бог, а где Иисус? Сидит какой-то провинциал в давно оккупированном городе, как фиалка в проруби, как таджик в подсобке московского гламурного кафе, и это Бог? Да. Это — свет. Свет в подсобке. А тот свет, который в кафе — всего лишь тьма, только хорошо отшлифованная.
О фильме по "Трём разговорам", 2021.
9 часов, 16 ноября 2021 года. Виталий Адаменко: тяжеловес ненасилия.
15 ноября 2021 года, понедельник. Видеобеседа: Отвечаем ли мы за грехи других? Народ за правителей, дети за отцов? https://youtu.be/-Iqom8PkoZI - Только аудио: https://www.patreon.com/posts/58735674/
9 часов, воскресенье 14 ноября 2021 года.
Новости и ответы в прямом эфире. Вчера был сбой какой-то с микрофоном во время прямого эфира, так что вышло два видео, но в аудио я их объединил: https://www.patreon.com/posts/58680359. Я выкладываю и на anchor, но у меня подозрение, что там вообще никто не слушает.
Вторник 9 ноября 2021 года. 9 часо. Дорстрой души.
Понедельник 8 ноября 2021 года. Бог-политеист. - Коммуникация и критическое мышление. - Дневниковое: проказа ковида.
Вскресенье 7 ноября 2021 года, 9 часов. Сила силы и сила сострадания.
Воскресенье 31 октября 2021 года, 9 часов. Одинственность Бога. - Может ли страдание породить сострадание? - Четыре угла Христа.
9 часов, пятница 29 октября 2029 года. Ключ любви. - Надежда-алмаз и надежда-блестяшка. - Метасекс.
9 часов, четверг 28 октября 2021 года. Четыре евангелия: четыре угла Христа. - Прицельная молитва.
9 часов, среда 27 октября 2021 года. Мир-паутина и мир Творца. - Моё лицо – в чужих глазах. - Видеобеседа: Искренне ли мы веруем? Можно ли и нужно ли это определить?
9 часов, вторник 26 октября 2021 года. В руке человечества или в Руке Божьей? - Военная Москва: на запад! - Видеобеседа: Когда идолы - игрушки. Почему вера начинается как вера в видимое.
9 часов, понедельник 25 октября 2021 года. Это — Ты! - Интерлюдия с внучкой. Не торопи счастье! - Видеобеседа: Вера-глазунья. Как человек может видеть невидимого Бога?
9 часов, воскресенье 24 октября 2021 года. Белый свет и светотень. - Видеопрограмма: Священник Антон Гелясов: что вера меняет в жизни. Часовое интервью со священником из Могилёва, который служит в Париже для греков.
9 часов, пятница 22 октября 2021 года. Среда — средоточие зла.
9 часов, четверг 21 октября 2021 года. Тактика выжженной дури. - Видеобеседа: Не быть черной дырой. Почему лучше плохое общение чем блистательная самоизоляция.
9 часов, среда 20 октября 2021 года. Две погибели. - Солидарность, коллективная ответственность, кружковщина, клановость… - Видеобеседа: Свобода не верить. Насколько печальна судьба неверующих?
9 часов, вторник 19 октября 2021 года. Любовь и знание.
9 часов, понедельник 18 октября 2021 года. Христос небесный и Христос земной. - «Мемориал» — благотворительность чекистам.
9 часов, воскресенье 17 октября 2021 года. Христос под ногами. - Из историй любви: Дженкинсы или Экскурсия длиной в 67 лет.
9 часов, пятница 15 октября 2021 года. Однократный Бог. - Смысл репрессий от Сталина до Горбачёва. - Почему Горбачёв начал реформы. - Россия реальная и Россия фиктивная. В чём своеобразие сегодняшней России? - https://youtu.be/N_rdAn8BYRE - (без видео) https://www.patreon.com/posts/57396360
9 часов, четверг 14 октября 2021 года. Был ли Иисус экспансивен. - Ближний-араб - лучшая защита от арабской атомной бомбы. - В защиту чеченцев от Муратова.
9 часов, среда 13 октября 2021 года. Покаяние как самоубийство. - Христос под ногами. Проповедь в воскресенье 3 октября 2021 года. https://www.patreon.com/posts/57317128/ - https://youtu.be/9sxmWyrxbWE.
9 часов, вторник 12 октября 2021 года. Сделайте одолжение! - Истории любви. 70 лет в браке: Маленький Бонапарт и его Тиа. - Лебедевая песнь «Новой газеты».
9 часов, понедельник 11 октября 2021 года. Гончарный круг жизни.
9 часов, воскресенье 10 октября 2021 года. Мир Христа и мир архиереев. - Байден - миротворец 2021 года.
9 часов, пятница 8 октября 2021 года. Бог в истории? История в Боге.
9 часов, четверг 7 октября 2021 года. Бог - лягушка или собеседник?
9 часов, среда 6 октября 2021 года. Божий капитал. - Религия чужой безопасности.
9 часов, вторник 5 октября 2021 года. Страстная Пятница начинается в субботу.
Чем плох лучший из миров. Наше время лучше всех прочих, но почему это неверно? https://youtu.be/ly8plnqQlsQ - только аудио: https://www.patreon.com/posts/56988856
9 часов, понедельник 4 октября 2021 года. Воскрешая, воскресай. - Беседы о свободе. Анархизм сегодня. Анатолий Дубовик (Днепр) и Николай Герасимов (Москва) об анархизме в наши дни. - https://youtu.be/X5VekV279zc - https://www.patreon.com/posts/56940768
9 часов, воскресенье 3 октября 2021 года. Серебряный звон Иоанна. - 9 января 1918 года. Ленин пропагандирует конкуренцию убийц. - Ораторы коммуникационной эпохи: лидеры и марионетки. - Коммуникационная контрреволюция: отличается ли электрический стул от гильотины качественно. - Длинное размыкание. Проповедь в воскресенье 26 сентября 2021 года. https://youtu.be/G-Xj5WurLBo. Только аудио: https://www.patreon.com/posts/56909019.
8 часов, пятница 1 октября 2021 года. Единство страха и единство свободы. - Беседы о вере. Воцерковление. https://youtu.be/refnYZ53_cM - только аудио https://www.patreon.com/posts/56804494.
9 часов, четверг 30 сентября 2021 года. Ниткой - в небо. - Новости: одинаково ли расстояние от Австрии до Афганистана и от Афганистана до Австрии.
9 часов, среда 29 сентября 2021 года. Почему земля боится Бога. - Такие разные славы.
9 часов, вторник 28 сентября 2021 года. Главное не украсть! - Беседы о вере. 1.10. «Я» и «мы» в религии.
9 часов, понедельник 27 сентября 2021 года. «Отче наш» и просто «Отец». - Новости. - Псевдо-журналист Дмитрий Муратов.
Пятница 24 сентября 2021 года. Святая односторонность.
10 сентября 2021 года. Такие разные врачи.
9 сентября 2021 года. Гуманизм христианства: Александр Мень - Вера в анекдотах: пропорции.
8 сентября 2021 года.
«Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел» (Ин 16:30).
«Видим»! А что, собственно, ученики увидели на Тайной вечере? Если бы машина времени перенесла туда кого-нибудь из современных неверующих, он бы что, обратился? Да ни божежмой. Хуже: многих современных верующих, если бы машина времени перенесла бы их на Тайную вечерю, смутило бы до потери веры включительно.
Когда мы сходимся на литургию, на Воспоминание, мы что, в автобус времени грузимся? Мы в машину вечности садимся. Мы видим невидимое. Неотрефлектировано, скорее всего. Ну и ладушки. Главное — не вглядываться. Что тут глядеть? Когда люди начинают азартно интересоваться обрядом литургии, формами, разнообразием их, да как они складывались, это всегда немного тревожный признак. Уж не невроз ли? Да и откуда столько свободного времени в нашем несвободном от житейский попечений мире?
На литургии не во что вглядываться, хоть есть иконостас, хоть нет, хоть лицом к лицу со священником, хоть спиной к спине. В этом Воспоминании мы вглядываемся в слова. Видим то, что звучит. Звучит за словами. Не вслушиваемся — во что тут особенно вслушиваться, через пару лет уже все молитвы от зубов отскакивают. Вглядываться. Как при взгляде на Распятие надо вслушиваться. Вслушиваться в Его крик, в Его «прости им», вслушиваться в себя, где кто-то ругается из-за одежды Распятого, а кто-то беззвучно плачет, не в силах ни сбежать, как Пётр, ни повеситься, как Иуда.
7 сентября 2021 года. 1574 год. Христова азбука Ивана Фёдорова. Цена освобождения. - Полит-алфавит.
3 сентября 2021 года. От времени до времени. - «Хочешь мира, делай мир». Человек против течения: все из Афганистана, Надима в Афганистан.
2 сентября 2021 года. Воздушные шарики и воздушные шары. - Гива — первая столица Израиля.
24 августа 2021 года. Ныне отпущаещи в декретный отпуск. - Лицемерие ради выживания или Лукавое как антикоммуникация.
23 августа 2021 года. Богач и Лазарь: Мартин Лютер Кинг о дезертирах войны с бедностью.
22 августа 2021 года. Микрон от смерти Его до воскресения нашего. - Гамбургер счастья.
20 августа 2021 года. 1946 год. Индийский броненосец «Потёмкин»: только ли ненасилия испугалась Британская империя.
19 августа 2021 года. Бродить с Богом. - Скольких убила кремлёвская армия при Ельцине, сколько при Путине. По каким параметрам ельцинизм хуже путинизма.
18 августа 2021 года. День Христа. - Жизнь в янтаре.
17 августа 2021 года. 2021 год: Чёрная пасха. Борьба с расизмом как средство спасти фильм о Христе. - Почему невозможно голосовать за коммунистов.
16 августа 2021 года. Туда! - Город-эмбрион.
15 августа 2021 года. Уходя, зажигайте свет! - История почки Иди Сигаль.
13 августа 2021 года. Наши пределы. - Спихократия.
12 августа 2021 года. Прощение обоюдоострое. - Мартин Лютер Кинг и священник Александр Мень.
11 августа 2021 года. Испуг и радость. - Преторий: трагедия 66 года.
10 августа 2021 года. Некаменный негость. - Похороны или пейсы?
9 августа 2021 года. Историчен ли Иисус? Исторична ли история! - Любовь и воспитанность.
8 августа 2021 года. Где сидел Пилат? - Кэтрин Келлер и Джон Капуто: теология без «тео» и «логии».
6 августа 2021 года. Иисус – слабое звено Библии. - Антиправовой капитализм Ленина. - Изумительная художница Диана Юсим.
5 августа 2021 года. Где судили Иисуса? - Контекстуальная теология.
4 августа 2021 года. Папочка!... - Каким был Пилат?
3 августа 2021 года. За что был казнён Иисус. - В какой стране мы не живём? Разбор псевдо-либерального мифа.
2 августа 2021 года. Неверие и неуверенность: почему синедрион не приговорил Иисуса к смертной казни. - Святая земля — парк Путина?
1 августа 2021 года. Христос — это стиль. - Царь-история: Джимми Картер, 1977-1981 - Русобожничество: случай о.Георгия Кочеткова.
30 июля 2021 года. Притяжение белой дыры. - Ситрик, царь Дублина. 989-1042.
29 июля 2021 года. Царь-история: Иисус и Тиберий. - Дневниковое: гонения на свободу совести в Донецке.
28 июля 2021 года. Может ли выдуманный персонаж плакать? К вопросу об «историчности Христа» - Город и свобода: XXI век.
27 июля 2021 года. Царство общения и царство разобщения: какое Божие? - Катехизис в анекдотах. Откопать мораль. - В защиту святых отцов от почитателей святых отцов.
26 июля 2021 года. Великому Ироду – великий клозет. - Псалом 14. - 14 псалом: какую ложь запрещает Библия? - Дневниковое: памяти Алексея Васильева.
25 июля 2021года. На чём сидел Пилат. - Тиберий, а не Траян — апогей Римской империи. - Грех по договору – не грех? - Декалог прав человеческих.
23 июля 2021 года. Четыре походки. - Мендель: наследственная наука?
22 июля 2021 года. Эго Бога и эго небога. - Правые насильники и левые жертвы.
21 июля 2021 года. Вера и дела: любовь в фас и профиль. - Две главные ошибки расизма: рас нет, гены решают не всё.
20 июля 2021 года. Кто первый на прославиться? - Еврей с арабом - братья от века.
19 июля 2021 года. Исход в небо. - Как либерал может быть расистом. - Пётр Мамонов: от звуков Му к звукам Пу.
18 июля 2021 года. Рассвет над Голгофой. - От Баала к Йаху: надпись из Хирбет аль-Рая. - Дневниковое: предвыборное - памяти Татьяны Крастошевской.
16 июля 2021 года. Бог или пустота? - Молятся ли дети в утробе матери?
15 июля 2021 года. Бог за плинтусом. - Гомофобославие: история американских православных Глисона и Платта, переехавших в Россию.
14 июля 2021 года. Спасение от инерции. - Дауншифтинг как политическое явление.
13 июля 2021 года. - Искажение действительности: феномен инкапсулированного сознания.
12 июля 2021 года. Любовь к деньгам — первопричина зла? - Критико-теоретические исследования расизма. - Рабство и его эхо.
11 июля 2021 года. Священник против веры: полковник-протоиерей Хвыля-Олинтер.
9 июля 2021 года. Мартин Лютер Кинг: Библия чёрная и Библия белая.
8 июля 2021 года. Разводимся? - Религия и экономика: в чём ошибся Вебер.
7 июля 2021 года. Деформация культуры в несвободе: кремлёвская империя, 1918-1991. - Госдолжники: псевдонимы тиранов.
6 июля 2021 года, 8:00. Дух Божий и камень человека. - Вебер на службе ксенофобии.
5 июля 2021 года. Долг слова. - Любовь как булыжник хейт-спича.
4 июля 2021 года. Понять Христа или услышать Христа? - Права человека или права царя, земли, мистера Твистера? Откуда растёт либертарианство и куда может уйти.
2 июля 2021 года. Правила бисеронеметания. - Преклонение перед многодетностью?
1 июля 2021 года. Втянуться в воскресение. - 1950 год. Прощай, оружие! Здравствуйте, люди! История Леонардо Ларю, спасшего 14 тысяч человек.
30 июня 2021 года. Господин, мистер, повелитель, лорд, баал, адонай, элохим… Поскреби Имя Божие — найдёшь титул! - Нищета богатства: кто строит железные дороги?
29 июня 2021 года. Двухфазное бытие или Добро пожаловать в рай. - Готовы стать тюремщиком для победы над абортами?
28 июня 2021 года. Ад жизни и ад смерти. - Парник Бытия.
27 июня 2021 года. Христианство с границей и христианство трансграничное. - Гармонизация брака.
25 июня 2021 года. Вход иголки в верблюда. - Безынициативность: от Ватикана до совка.
24 июня 2021 года. Книга Бытия: о чём вообще? - Управда.
23 июня 2021 года. Книга Бытия: пять историй любви. - Лукавый или лукавое?
22 июня 2021 года. Золото — прозревшая позолота. - Расизм — эхо рабства.
21 июня 2021 года. Викторианский диалог Артура Клафа. - Авелево танго.
20 июня 2021 года. И с этой женщиной я живу в Хорватии!
18 июня 2021 года. О чём молиться? - Как звали Гидеона?
17 июня 2021 года. Сергей Савиных: как женатый православный епископ ушёл из Церкви.
16 июня 2021 года. Пустота зла и полнота Христа. - Москва как псевдо-город. - Дневниковое: Помогите президенту стихами.
15 июня 2021 года. Безопасность по Христу. - Персонация.
14 июня 2021 года. Как не сочинить Бога. - Россия на безрыбьи.
13 июня 2021 года. С чего начинается искусство.
11 июня 2021 года. Вера против теизма, смысла, объяснений. - Дневниковое: перманентная дефлорация продолжается.
10 июня 2021 года. Теизм, вера и школа. - 1937 год. Приглашение на казнь по-английски. Энтони Беркли.
9 июня 2021 года. Остров Божий. - Защита любви. От «Лолиты».
8 июня 2021 года. Запруда в пустыне. - Платить по чужим счетам: расизм эмигрантов из России в США. - Дневниковое: возвращение принудительных вытрезвителей.
7 июня 2021 года. Можно ли предать, не клянясь в верности? - Писательство как чтение. - Метафизические основы реакции начала XXI века.
6 июня 2021 года. Чем я Иуда? - Глазунья-воображунья. - Почему «Приглашение на казнь» не пошлая книга, а «Лолита» пошлая. - Дневниковое: Протасевич как зеркало белорусской оппозиции.
4 июня 2021 года. Молитва благодарности за дар слова. - Любовь по разрешению и без: история многобрачия Бориса Джонсона.
3 июня 2021 года. Вера: когда неслышное слышнее слышимого.
2 июня 2021 года. Цифровизация — орудие тоталитаризма?
1 июня 2021 года. Безумное голосование.
31 мая 2021 года. Жизнь как анти-предсказуемость.
30 мая 2021 года. Где центр центральной нервной системы? Молитва благодарности за Cлово и слова.
28 мая 2021 года. Безынициативность: от Ватикана до совка .
24 мая 2021 года. Срамота христианства. - Где центр центральной нервной системы? Аудио проповеди в воскресенье о расслабленном 23 мая 2021 года. 6 минут. https://youtu.be/cipZOr3vFNU - https://www.patreon.com/posts/51640237. - Какой толщины толстая кишка диктатуры? - Катехизис в анекдотах. Путь веры. - Свобода для себя и свобода для всех.
20 мая 2021 года. Власть Пилата и власть Иисуса. - Итамар Бен Гвир: человек, на совести которого гибель евреев и арабов в 2021 году.
17 мая 2021 года. Сколько в раю грешников?
9 мая 2021 года. Видео: https://youtu.be/EguXRZZ4DTY - www.patreon.com/posts/51057093 - аудио: https://www.patreon.com/posts/51057433
«Ад, где твоя победа?!» — с пафосом восклицает святой Иоанн Златоуст.
Ад отвечает — отвечает каждый день, и мы можем слышать эти ответы, потому что наша жизнь, мы сами и есть ответ ада Богу.
«Ад, где твоя победа…»
Рай, где твоя победа? Это могли бы спросить атеисты, да они не веруют в ад, могли бы спросить агностики, но прежде всего это обязаны спросить мы, верующие.
Пусть не такую прославленную победу как воскресение Христа, пусть маленькую победу, но сегодня и здесь, рядом с нами.
Адские достижения мы видим, райские — нет.
Свой ад в Москве и в Нью-Йорке, в Париже и в Дамаске, в Лондоне и в Пекине. Разнообразный, но одинаково адский ад с его лживостью, лукавством, недомолвками, обманом и самообманом и, наконец, со смертью для других и с лишним днём жизни для себя.
В начале было Слово, а в серединке, в которой мы, болтовня, сплетня, ругань, словеса и словечки, и каждое — победа ада над Словом.
Мир во тьме звучит благородно. Бывает тьма высокохудожественная, как у Рембрандта или Караваджо, тьма, скрывающая в себе Непознаваемого Бога.
На самом деле, мир в грязной тьме, во мраке аляповатом, вонючем, булькающем.
Тоска, и вопрос: «Зачем мы появились на свет». Мы даже не появились, никакой «яви», мы так… «возникли». И не «на свет», а на мрачность и плесень.
И всё же мы — победа Воскресения.
Нами отвечает Бог на ехидство зла.
Мы всего лишь возникли — но мы появились. Появились, когда крестились. Даже раньше — мы появились, когда стали искать правду.
Если бы человек не искал правды, Воскресение было бы ненужным фокусом. Развлечением в людской пустыне. Воскрес — и что? Но Иисус воскрес среди людей, которые и не надеялись на воскресение, но которые плакали из-за Его смерти. Которые искали Мессию, которые думали о Боге, которые стремились к яви и делали это явно для других. Ходили за Ним, слушали Его, расспрашивали Его.
Мы выходим с пасхального богослужения в привычную серость и спрашиваем: «Воскресение, где Твоя победа?» А Воскресение нам отвечает как следователь в «Идиоте»: «Да вы и есть Моя победа».
Нет у Христа другой победы, кроме христиан. Мы перечисляем святых, а в конце-то должны прибавлять: «И я!» Как во французской песенке перечисляют имена — Иван, Борис, Соня — и в конце: «Э муа!»
И я воскрес! — Воистину воскрес!
И больше не буду завидовать тем, кто придёт позже, а получит столько же, и больше не буду жить оглядкой, а буду жить вглядыванием, не буду жить болтовнёй, а буду жить Словом Вечным и Любящим, и тогда увижу, что другой — не ад, а Воскресение Христово.
[По проповеди на Пасху 2 мая 2021 года после чтения Евангелия]
8 мая 2021 года.
Болезнь и Бог: беседа в СПИД-центре 5 мая 2021 года. 1 час.
Может ли болезнь быть наказанием за грех? Имеют ли пандемии духовное значение? Насколько гендер и пол определяют личность?
Аудио: https://www.patreon.com/posts/51009946.
Видео: https://youtu.be/0UE4ZIy6FWE - https://www.patreon.com/posts/51009926
7 мая 2021 года. Выложил ииз старого (но не выкладывал ещё): Из истории Х столетия: как верующие Египта выручали верующего киевлянина. С чего начинается спасённость. 2014 год, 5 минут.
Видео: https://youtu.be/OTzXPIjPEvg и на Патреоне https://www.patreon.com/posts/50985735. Аудио: https://www.patreon.com/posts/50985735.
"Кощунства" и "богохульства", "оскорбления религиозных чувств" не оскорбляют ни Бога, ни чувств - никаких. Не может экзема оскорблять окружающих. Они должны просто учитывать, что у человека есть проблема с экземой. У отца Александра Меня, кстати, была экзема на ладонях. Верующий не оскорбляется, верующий видит, что проклинающий и кощунствующий просто криво выражает свои чувства.
Но! Верующий видит такие оскорбления Бога, такие кощунства, которые не видны атеисту или агностику. Всякий грех есть оскорбление и Бога. Обругай в человека - попадёшь в Бога. А как иначе "мир лежит во зле"? Лежание во зле и есть оскорбление и кощунство, и самое первое богохульства, самое распространённое - идолопоклонство перед собой, превращение себя в бездушный предмет.
5 мая 2021 года. Пошлость Набокова.
3 мая 2021 года. Воскресение поповщины и воскресение воскресения.
На Страстной неделе православный, богослов обвинил меня в поповщине.
Ленин воскресе! Воистину Ленин! «Поповщина» его любимое словцо, которым он обозначал любые разговоры о «боженьке» или хотя бы намёки на то, что есть разумное, доброе, вечное.
Есть он, Ленин, а больше ничего нет и не должно быть. Называйте его как хотите: диктатура пролетариата, диктатор пролетариата, диалектический материализм, материальный диалект, но чтобы никаких нюней!
Потом я посмотрел, где работает православный богослов. Секретариат Богословско-библейской комиссии РПЦ МП.
Всё стало ясно.
Впервые я столкнулся с канцелярским православием сразу после переворота 1991 года, когда на короткое время церковные аппаратчики растерялись. Церковная номенклатура не растерялась, она всё отлично поняла и занялась дележом казённой собственности, а аппаратчики немного растерялись. Вдруг всамделишная демократия?
В итоге меня несколько раз принимали как своего в Отделе внешних церковных сношений, сам Гундяев, тогда им руководивший, дал мне интервью.
Там я и познакомился с Всеволодом Чаплиным, тогда ещё молодым, но уже сильно попивающим и ещё сильнее обличающим «поповщину». Он сам был уже священник, но поповщину обличал, только называл её «релиджн». «Релиджн» для него были любые разговоры о Боге всерьёз, а особенно серьёзное отношение к Церкви. Надо отдать ему должное: он Бога и Церковь не разделял и свой цинический скепсис распространял на них равномерно.
Потом такое же отношение к поповщине я обнаружил у Иннокентия Павлова, референта Гундяева. Павлов вскоре вышел на пенсию и потом четверть века методично сжигал всё, чему как бы служил в качестве референта, объясняя, что в Евангелии всё неправда, а Церковь это просто такая касса взаимопомощи.
Мне всё это было дико и странно. Как и Чаплин с Павловым, я к вере пришёл, но никогда в церковных учреждениях не работал, и это оказалось очень принципиально.
На самом деле, феномен церковной антицерковности — «антипоповщины» — возник, видимо, полторы тысячи лет назад. Как появилась казённая церковь, как появились секретари, канцеляристы, дворники, сторожа, вахтёры, референты церковныя, так появилась у них и аллергия на всякую «поповщину». Да, мы работаем в церковном учреждении, но именно поэтому ради Бога — точнее, радибога — не надо про релиджн, веру и возлюбим друг друга.
Анти-поповщину не следует путать с анти-клерикализмом. Как раз клирики, выгрызающие себе из казны кусок пожирнее, и несут в жизнь клерикализм, но ненавидят поповщину — искреннюю веру. Если за Бога платят, то Бога нет. Им платят, но тем более. Во-первых, им платят меньше, чем платят их начальству, а главное: они увидели лицемерие, лживость, растленность церковного начальства, и у них случилась тошнота. Аллергия на всё, связанное с Богом.
Жалка участь этих людей. У человека аллергия на арахисовое масло, а он вынужден работать на арахисовой плантации. Он, правда, не в поле, а в конторе, но даже сюда просачиваются миазмы.
От Ленина до Горбачёва случился переворот: казенным стал атеизм-материализм. И тут же появились точно такие же циники от атеизма. Их было решительное большинство, настоящим же атеистам при советской власти было так же тошно, как святым при казённом христианстве.
Затем казённое православие воскресло, только возноситься оно никуда и не собиралось, и не могло, а вот — существует, ненавидя самоё себя.
Ненавилит себя, но сил уволиться не имеет. А куда податься? Пространство жизни стеснено до чрезвычайности. Это где-то там, в свободном мире человек уверен, что найдёт себя работу по душе за пределами арахисовой компании, а в России с арахисом покончили и с душой тоже. Работают соответствующе. Осталась только «душевность» — то, что возникает на стыке опьянения и похмелья.
Конечно, цинизм, смердяковщина и аллергия на идеалы не ограничиваются религией. Несвобода и казёнщина ведь не только в религии. Они и в ЖКХ, и в школе, и в политике — ну, в том что осталось от политики. Конечно, сильнее всего ненависть к лозунгам, под которыми выступаешь, в средоточии зла — в администрации президента и в армии. Но и у низовки-массовки их предостаточно, только предметы ненависти другие. Ненавидят разговоры о любви, отдельно ненавидит разговоры о браке. Верность, дружба, творчество... И это всё поповщина! И это всё враньё! Полиамория есть, а любви нет!
Конечно, цинизма полно и в свободном мире, потому что свобода, как и вера, дело такое... легко фальсифицируемое. Человек на фальшивку реагирует остро, особенно, если сам участвует в фальсификациях. Вы думаете, Элле Памфиловой легко?!
Конечно, жить без идеалов невмоготу человеку. В мире фальсификаций единственным идеалом становится честность. Идеалов нет и быть не может, а честность может быть, да здравствует честность. Конечно, у этого воспевания честности есть чёткие пределы. Честно сказать о том, как ворует начальство, а о том, как мы подворовываем — не надо, мы же люди подневольные. Честно сказать о том, как мало платят солдатам, но не говорить ни слова о том, за что им платят, кого солдаты убили-завоевали, какие журналисты и референты эти завоевания оправдывали. Сами эти подкремлёвские референты и идут в первых рядах борцов с «поповщиной» — коррупцией и обманом. Главное, они чётко знают пределы — ведь если зайти слишком далеко, можно перестать быть референтом. Нечего будет реферировать!
Бога пока на референтов хватает. Их не очень много, получают они умеренно, как и при антирелигиозной власти десятки тысяч казённых атеистов — а в каждом вузе была кафедра научного атеизма, даже для кулинаров — получали весьма умеренно, хотя всё это были незаработанные деньги. Теперь казённые богословы пишут богословские труды. Главное, не упоминать в них о Боге.
В идеале писать так, чтобы читателю стало ясно, что Бога нет, а есть только богословие, и это хорошо, и на богословие надо больше денег выделить. И пишут! Диссертации, подкасты, полемики — тошнотворные и бессмысленные, но очень искусно выстроенные. Точно то же с казённой философией. Истины и любви нет и быть не может, но история любви к истину — почему бы и нет? Честности нет и быть не может, но бороться с коррупцией и писать историю борьбы с коррупцией — почему бы и нет?
При научном атеизме я дал обет, что, если стану священником, буду всегда носить подрясник. Тогда это было смело, потому что это было «не рекомендовано». Только с 1988 года отец Александр Мень стал ходить по улицам в подряснике. В 1990-е годы на улицах стали мелькать люди в рясах, но быстро исчезли. Теперь уже боятся не властей, а подвластных. Стало стыдно быть верующим — а опознать обычного верующего трудно, вот священника в подряснике — легко. А как не стыдиться, если быть священником означает принадлежать к клану воров, насильников, лжецов и милитаристов? То есть, вся страна такая, но остальные-то, как мне часто говорят в своё оправдание, «и не претендуют». Мы сволочи, но мы не претендуем, а вы попы, вы должны быть лучше.
Дошло до того, что мне иногда сочувствуют: вот если бы вы не были священникам, вам бы больше верили про Бога.
К счастью, это не так, я же проходил все стадии. Был я несвященником, мне тоже не верили. Верят вообще не потому, что кто-то убедил — примером, словом, делом — а потому что Бог коснулся. Можно не верить в Дух Божий, и многие верующие не веруют, поэтому уповают на воскресные школы, на систему образования и проповеди, а особенно на власть, которая сделает веру престижной.
Бога открывает Бог. Человек открывает человеческое — и многие проповедники подменяют Бога человеческим, и находят широкий отклик: люди идут в Церковь не за Богом, а за «нацией», «патриотизмом», идут за душевным покоем, за дружбой, за идеологией, за богословием — и получают, и распространяют дальше.
Бороться с этим можно и нужно одним способом: ни копейки государственных денег на любую религию (как и на любой атеизм), чтобы священники не превращались в попов, а Бог в боженьку. Никаких, говоря языком Евангелия, тридцати серебреников. Даже на проповедь Воскресения как национальной традиции и посконной ценности.
Поповщина, конечно, не исчезнет. Если считать поповщиной веру и верность, если считать поповщиной говорение вслух неприличностей о том, что Бог есть, что Иисус — Бог и Сын Божий, что не просто «Христос воскресе», но Иисус встал с каменного лежака и вышел живым из пещеры — что ж, пусть будет поповщина. Бог победил смерть, а цинизм побеждать Бог и не собирается. Не Божье это дело, это наша, верующих, работа — выпалывать в себе боязнь быть верующим по-настоящему, популярно это или нет, спекулируют на вере или нет. Салтыков-Щедрин горько шутил: за рубль давали пять франков, а скоро будут давать в морду. С Богом то же самое, а всё-таки Он есть, Он есть любовь, Он стал человеком, и Он ожил и встал — и нам пора бы!
28 апреля 2021 года. Откуда зло? Могут ли все спастись? Аудио: https://www.patreon.com/posts/50594231/ - видео: https://youtu.be/k5HsiWMW-HM.
26 апреля 2021 года.
Нормальному человеку вполне достаточно знать, что «суббота» от глагола «субботить», «останавливаться».
Не уверен, стоит ли добавлять, что на древнееврейском звучит «швт», а какие были гласные в древности, непонятно. Ну, допустим, «шават» и вышло «шаваш», а звук «в» в древности был произносился как нечто среднее между «в» и «б».
Для людей утончённых нужно добавить, что на самом деле «суббота» от аркадского «себуту» - седьмой день месяца (по лунному календарю). Заимствовали во время Плена Вавилонского.
Выходит, книга Бытия не такая уж древняя? А вот и нет. Сказания древние, а записывалась - да, после Плена, вот и появились анахронизмы. А почётное первое место в Библии упоминание субботы получило, потому что очень религиозный составитель книги Бытия, соединявший разновременные тексты, считал принципиальным соблюдение субботы как хорошего такого, еженедельного напоминания о вере в Бога. Веруешь - отдохни!
Впрочем, неверующим тоже не возбраняется и даже рекомендуется. «Широко шагаешь, штаны порвёшь». «Сядь на пенёк, съешь пирожок».
Разница та, что верующий отдыхает вне зависимости от усталости и неотложных дел, а неверующий в зависимости. Ну, конечно, тут ещё некоторая туманность относительно того, что считать «неотложным делом»… Воскресение - неотложное дело? Нет, Иисус отложил воскресение до воскресенья.
Надо понимать - и при чтении Библии это принципиально - что хоть в древности, хоть когда далеко не все евреи регулярно соблюдали субботу. В античность первым признаком еврея было "не есть свинину" и много чего ещё. Например, многие евреи нанимались в римскую армию, хотя там соблюдать субботу им не давали. В самых древних рассказах Библии суббота не упоминается, живут и живут. Так что идеалы идеалами, а жизнь жизнью, а между этими крайностями огромное пространство, где и трагедии, и комедии, и споры, споры, споры. А из спор рождаются растения!
В книге Бытия много объяснений, но всё-таки это книга Бытия, а не Объяснений. Объяснения разные. Например, почему у змеи нет ног. А вот Бог наказал! Оторвал лапки, чтоб неповадно было... А была ящерица такая нормальная.
Объяснений таких много, но не в них соль, как говорят русские, и не в них цимес, как говорят евреи. Почему русские сравнивают суть с солью, а евреи со сладкой морковью - объяснений пока нет. Библия уже прекратила объяснять, а наука ещё не добралась до цимеса.
Эти объяснения - побочный продукт. Как блестяшки на бейсболке, как сознательное прорезанные дыры на штанинах. Для привлечения внимания. Не догматы веры. Можно считать, что змеи не потеряли ноги, а, напротив, отрастили и стали ящерицами - это не означает пойти против Библии. Главное: не наступать на змей. Да и на ящериц тоже. Людей много, ящериц и змей мало, их надо беречь.
Соответственно, не обязательно женщине рожать в муках. Это ведь ровно из того же рассказа: женщина рожает в муках, потому что послушалась змею. А если еврей попадает в родильное отделение, он что скажет? Какая разница! Главное, что скажет еврейка в родильном отделении!
Язык двойного стандарта это всегда и логика двойного стандарта. Например, человек заявляет, что он нашёл идеальный способ поднять самых косных граждан России против тирании - апеллировать к их зависти или, деликатнее говоря, к их чувству справедливости.
Не будем говорить о взорванных Путиным в сентябре 1999 года москвичах, не будем говорить о сотнях тысячах убитых чеченцах, украинцах, грузинах. Будем говорить о золотом унитазе у начальника на даче.
Говорит. Оказывается, люди слушают про золотой унитаз с удовольствием, но подниматься - не поднимаются.
По логике надо признать, что человек ошибся, заявленный им способ поднять людей не сработал. Но тут включается вторая логика: люди виноваты. Трусливы и глупы.
Проблемы с двумя стандартами те, что они аннулируют саму возможность общения. Вот сейчас человек обещает вам продать за миллиард рублей квартиру, вы вручаете ему сто рублей, а он вручает вам фотографию квартиры и заявляет: "Ну, вы же получили квартиру? Вы же её прямо в руках держите?"
Сперва он подразумевал под квартирой то, что обычно подразумевают при продаже квартиры, а потом переключился на логику высокого искусства фотографии. Он не солгал, он слукавил. Ложь нарушает стандарт, лукавство подменяет стандарт.
Вот сейчас заключённый говорит, что будет голодать, пока к нему не пустят врача за его счёт и по его выбору, а потом заявляет, что поскольку к нему пустили врачей не по его выбору и не за его счёт, но не тюремных, то он прекращает голодовку.
Если этот заключённый станет директором фабрики, он легко пообещает рабочим поднять зарплату, а потом поднимет её на полкопейки и скажет, что поднял, выполнил обещание.
25 апреля 2021 года. Дай Бог вход и выход из Иерусалима.
.
24 апреля 2021 года. Победа побеждает, спасение спасает. В том числе, от победы. - Сколько стоил хлеб на день во времена Иисуса?
23 апреля 2021 года. Как не потерять Бога среди людей? - Будь здоров, христианин.
22 апреля 2021 года. Женский вопрос. - Александр III: человек, который повесил Ульянова.
18 апреля 2021 года.
Это прямо чудо, потому что Книга мёртвых, Илиада с Одиссеей, Гильгамеш и Веды это литература взрослых.
Книга Бытия — книга маленького человека. Не царя, не директора, а сторожа, не шеф-повара, а официанта. То-то по-французски официант — «гарсон», «ребёнок», да и «раб» от «ребёнок», и слуги боярские — «дети боярские». Конечно, и в книге Бытия есть войны, но невсамделишный, семьи дерутся, дети смотрят.
В мире военных эпосов и величественных гимнов Книга Бытия — записки на памперсах.
Поэтому, к примеру, рассказ о жертвоприношении Исаака надо читать как мемуар Исаака, а не Авраама. Да все главные сказки ровно о том. Ужастики-страшилки, фольклор дошколят. Придёт серенький волчок и укусит за бочок. Счастливые концовки придуманы либо глупыми взрослыми, либо умными старшими братьями и старшими сёстрами, чтобы младшие не пугались слишком горько. Великая тайна зла. Яичко падает и разбивается, и вся королевская конница не может его собрать. Мальчик-с-пальчик возвращается домой с кошельком людоеда, и родители забирают кошелёк себе, а мальчика съедают сами. Красную шапочку убивают охотники. Единственная сказка, которая сохранилась в первоначальном виде: Колобок.
Книга Бытия написана тревожностью. Человек убеждает себя, что в нужный момент папа увидит, что рядом есть кто-то, более подходящий для шлепков, подзатыльников, накричать-зарезать. Маленький человек убеждает себя, что если папа с мамой выгонят из дому в тёмный лес, это не конец, хотя он твёрдо уверен, что конец, и в целом маленький человек прав. Всё равно всё кончится концом. Близкие не защитники, какими кажутся. В критический момент братья продадут за гроши, лишь бы от меня избавиться. Голод, а потом ещё голод, и ещё голод. Дяденька, очень кушать хочется.
Веды и Илиады написаны половозрелыми субъектами, у которых один секс на уме. Секс как секс и секс как власть. Книга Бытия написана детьми, которые смотрят на любовь как дети: непонятно, зато наконец-то на тебя не кричат, можно набегаться, набрать сладкого, наиграться.
Томас Манн в великом (слишком великом, в две Библии размером) романа «Иосиф и его братья» заметил, что о своих родных посторонним рассказывают избалованные дети. Они убеждены, что интересны всему миру, как были интересны папе с мамой.
Тем удивительнее книга Бытия. Она написана не избалованными детьми, а детьми затюканными и задвинутыми. Логотерапия: запиши все свои страхи и перечитай. Скомкай и выкини. Всё, страхов нет!
Так не пойдёт. Это не выход. Не исход. Никуда страхи не денутся, потому что мир действительно опасен, причём опаснее всего не астероиды и цунами, а родители. Ближние. Братья и сёстры. Соотечественники. Единомышленники. Коллеги. Соседи. В общем, человек человеку волк и Красная Шапочка, выбирай: ты будешь волком или Красной шапочкой?
Чудо, что эти детские рассказы сохранились. Что не волшебные зайцы и левиафаны, а Адамчик с Евусей, Абраша с Изей и Яша с Йосей хоть в одном фольклоре оказались если не в центре внимания, то на первых страницах священной книги. Можно не быть верующим (да это и не от человека зависит), но нельзя издеваться над книгой Бытия, не издеваясь над собственным детством, над затаёнными страхами и надеждами.
Если приходит вера, то книга Бытия остаётся Книгой Бытия, но освещается каким-то новым светом. Твоё детство оказывается не просто стартом, а тихой ненавязчивой мелодией, которая наполняет жизнь. Бог как Бог в книге Бытия, конечно, очень детский, точнее, очень взрослый: Бог о котором взрослые, преодолевая зевоту, рассказывают ребёнку, «потому что так надо». Но если верующий, то в книге Бытия обнаруживается и другой Бог. Козлёнок, которого зарезал Авраам. Голубь, который не вернулся к Ною. Голубая чашка, которую Иосиф подкинул братьям, и которая волшебным образом притягивает из тьмы папу — настоящего папу, не ругающегося, а благословляющего, доброго и умирающего, но умирающего только затем, чтобы отправиться с ним в ещё одно путешествие неизвестно куда, неизвестно зачем, и мы не разбивали голубую чашку: пожалуйста, она целая!
Только ребёнок может закончить книгу описанием похорон. Описанием похорон отца родного. Конечно, детство любого человека вполне заканчивается, когда умирает его отец, но не до такой же степени? Так ребёнку все степени по барабану. Ну, папа умер — и что? Только в голливудских киношка ребёнок бьётся в истерике: ах, папа меня предал. Фрейда начитались. Нормальный ребёнок смерти не понимает и не боится, а похороны просто ещё одна игра. Сыграем в смерть, а там, глядишь, и воскресение наступит.
23 апреля 2021 года. Будь здоров, христианин!
17 апреля 2021 года, среда. Проповедь на Благовещение, аудио: https://www.patreon.com/posts/50149082/.
14 апреля 2021 года. 9:44, вторник. Быть христианином или быть Христом? - Суеверие происхождения. - Пикировка: обратная связь в юморе.
12 апреля 2021 года, понедельник. Евангелие Фомы: Грех от греха, Бог от Бога - Как можно верить в то, что Библия адекватно описывает происхождение мира? - Как можно верить в то, что мир сотворён за шесть дней? - Принудительное кормление: история Александра Карина.
11 апреля 2021 года, воскресенье. 9:00. Заноза и крест. Дневниковое: новости (для прямого эфира на ютьюбе в воскресенье 11 апреля 21 час). Навальный в концлагере.
9 апреля 2021 года, 9:00, пятница. Евангелие Фомы, 103. Поищи разбойников — найдёшь Бога. - 21:00. Асимметрия кнута и пряника. - Заноза и крест. Аудиот проповеди в воскресенье 4 апреля 2020 года, посвящённое Кресту Христову. https://www.patreon.com/posts/49870298.
8 апреля 2021 года. 9.00, четверг. Опуститься до Христа. - 21:00. Лучше быть стеной Иерусалима, чем кедром Ливана. - 21:00. Домик счастья в Москве: художник Теодор Тежик.
7 апреля 2021 года. 9:00, среда. Евангелие Фомы, 102. Между Богом и собакой.
6 апреля 2021 года, 9:00, вторник. Ненависть ненависти, любви - любовь.
5 апреля 2021 года, 9:00, понедельник. Меч и Бог. - Банк человечности.
4 апреля 2021 года, 9:00, воскресенье. Евангелие Фомы, 99. Разожми. 21:00. Что грешнее самоубийства? История священника Андрея Немыкина.
2 апреля 2021 года, 9:00. Торжество подлинности. - 21:00. Христианское харакири.
1 апреля 2021 года. 11:00. Бог-с-пальчик.
31 марта 2021 года, 21:00. Банщик пришёл! - Спаривание.
30 марта 2021 года, 9:00. Уважительнее с жизнью! - Перевод псалма 102.
29 марта 2021 года, 9:00. Перекуём овчарок на овечек! - 21:00. Беспроцентное слово. - Материалы других авторов: Семен Лившин. Пародия на антисемитские трактат Солженицына.
28 марта 2021 года, 9:00. 90. Евангелие Фомы, 90. Пошли отсюда, а? - Кстати, Великим постом служится литургия св. Василия Великого - тут перевод её центральной части ("анафоры"). 21:00. Евангелие Фомы, 92. Существует ли Бог, когда Бога не ищут? Существует ли человек, когда человек не ищет Бога?
26 марта 2021 года, пятница. Чаша по имени Жизнь. - Какого Царства Небесного я не хочу.
25 марта 2021 года, 9:00, четверг. Жить без смерти. 25 марта 2021 года. - 21:00. Евангелие Фомы о плате бродячим проповедникам. - Очерк Михаила Ботштейна "Иорданские хроники", невероятно интересно о том, как одни израильтяне защищают арабов от других израильтян.
24 марта 2021 года, 9:00, среда. Какого бога я не хочу. - 21:00. Будущее религии.
23 марта 2021 года, 9:00, вторник. Взглянуть себе в лицо. - 21:00. Искушения.
22 марта 2021 года, 9:00, понедельник. Красота или жизнь? - 21:00. Когда чувства — идол.
21 марта 2021 года, 9:00, воскресенье. Бог и труп. - 21:00. Водоразделы. - Человек на языке ненависти. Свобода, лишение её: «концлагерь».
19 марта 2021 года, 9:00, пятница. Место человека — не в человеке. - Мир без смерти. - Ответственность как псевдоним мстительности.
18 марта 2021 года, 9:00, четверг. Танцы в царской мантии?! - Атеизм запасных людей. - Канселинг: чем он отличается от инквизиции. 21:00. Канселинг: чем он отличается от инквизиции.
17 марта 2021 года, 21:00, среда. Мой перевод 1 псалма. - Где кончается человек: труп как улика. История выставки, которую сделал анатом Гюнтер фон Хагенс. - Ненормальная страна – ненормальная оппозиция. Что ж делать-то?
Малое в великом. Почему вера в Вечного Бога делает самым важным пылинки мироздания - людей с их мимолётными заботами, драмами, мечтами? Не обесценивает временное, а спасает его? - Беседа, 20 минут. - https://youtu.be/UA6k1eAc1IA (с картинками) - htps://www.patreon.com/posts/48871936 (только звук).
16 марта 2021 года. 9:00, вторник. Бог – контекст человека. - 21:00. Антинаука.
15 марта 2021 года. 9:00, понедельник. Неравноценный обмен. 21:00. Петля понимания.
14 марта 2021 года, 21:51, воскресенье. Запись прямого эфира: https://youtu.be/IEZpTcq-9d4.
12 марта 2021 года. 9:00, пятница. Вера-блуд и вера-вера. - 21:00. Божьи секретики. Помещаю статью кембриджского учёного Ульяны Баштановой о вакцинации: вымыслы и правда.
11 марта 2021 года. 9:00, четверг. Бог и яблоки. - 21:00. Чем измеряется «современность»: сколько современного в современном человеке? - XXI век. Постправда, фундаментализм и джокерство как антикоммуникативные патологии. - Аборты и прививки между индивидуализмом и персонализмом.
10 марта 2021 года. 21:00, среда. Власть назвать себя и власть назвать другого. Между «хоббитом» и «внутренним террористом».
9 марта 2021 года. 9:00, вторник. Евангелие Фомы. Утонуть в источнике жизни.
8 марта 2021 года, 9:00, понедельник. Зрелость цинизма и зрелость надежды.
7 марта 2021 года, 9 часов, воскресенье. Такие разные эгоизмы. - 21 ч. Истории любви. Джованни д’Андреа, муж учёнейший и любящий муж. - 2013 год: двойные стандарты сектоборцев. Павел Чинилин против Свидетелей Иеговы.
5 марта 2021 года. 9:00, пятница. Мытарю фарисеево, фарисею мытарево.
4 марта 2021 года. 9:00, четверг. Испытание на разрыв. - 1796 год: тюрьма за карикатуру на королевское рождество.
3 марта 2021 года. 9:00, среда. Человек как среда самого себя. - 21:00. Град небесный против Града Небесного.
2 марта 2021 года, 10:55, вторник. Царство Христово экстерриториально есть. - Горбачёв как предтеча Путина.
1 марта 2021 года, 9 утра, понедельник. "Давай поцелуемся, дружок". Что означал поцелуй Иуды?
28 февраля 2021 года. 9:00, воскресенье. Ненужность нужды. Дневниковое: новости, навальнизм как идолопоклонство и коммуникационное расстройство. - 1990 год. Лишний нолик: почему Мень не считал свою деятельность в 1989-1990 годах началом новой жизни. - Жизнь как неустойчивость: Мень о смердяковых перед Крестом.
26 февраля 2021 года. 9:00, пятница. Видимы и свободны! - Мытарею фарисеево, фарисею мытарево. Проповедь в воскресенье о мытаре и фарисее 21 февраля 2021 года: https://www.patreon.com/posts/48089423/ - https://youtu.be/ETwREXH1fmo
25 февраля 2021 года. 9 ч., четверг. Евангелие Фомы: цветочки и ягодки. - 21:00.Что кощунственнее: смертная казнь или издевательство над изображением смертной казни? - Предисловие к евангелию Фомы.
24 февраля 2021 года, 9 часов, среда. Христос или христис? - 21.00. Февраль 2021 года: от чего на самом деле умер Иисус?
23 февраля 2021 года, 9:00, вторник. Отдых Небесный. - 21 час. Осторожно, единение!
22 февраля 2021 года, девять утра, понедельник. Сердце как сейф. - 21:00. Крест и рубль: как сокращали святые слова.
21 февраля 2021 года. 9:00, воскресенье. Достоинство задыхающихся. - 21:00. Библия в поезде или Библия – поезд? Дневниковое: кофе. - Голова – всему голова.
19 февраля 2021 года. 10:20, пятница. Чего же мы хотим на самом деле?
18 февраля 2021 года. 10:30, четверг. Бокал или капельница? - Три политики: страха, свободы, любви.
17 февраля 2021 года. 11:12, среда. Польза сердца. - 22:10. Библия как социальная сеть.
16 февраля 2021 года. 9:00, вторник. История Церкви. Война и мир. Век второй. - Ручонка шаловливая. - 21:00. Чтение и свобода.
15 февраля 2021 года. 9:00, понедельник. Река любви и море воскресения. - 21:00. Неявления. - Не очень мягкий знак. - История Церкви. Война и мир. Первый век.
14 февраля 2021 года, воскресенье. 21:00. Аполитичность и её пределы: как Свидетели Иеговы возроптали на Гитлера в 1938 году.
12 февраля 2021 года, 21:30, пятница. Куда дует Бог. - Пацифизм в ХХ веке: от Свидетелей Иеговы в нацистских концлагерях до бельийских католиков.
11 февраля 2021 года, четверг. 21:00. Цельность человека и цельность Бога. - Терроризм заканчивается там, где начинается слово: от адвентистов Уэйко 1993 года до Свидетелей Иеговы Москвы 2021 года.
10 февраля 2021 года, 9:00, среда. Бог – лучший отдых. - 21.00. Михаил Аркадьев: диалог о музыке и духе
Разговор с музыкантом и писателем Михаилом Аркадьевым о месте музыки в культуре и религии
https://www.patreon.com/posts/47374358 - https://youtu.be/AFfSZLpz93Q.
Для меня лично важными оказались две вещи. Во-первых, что индивидуальное творчество базируется на хоровом, общем. И, конечно, в свою очередь меняет это хоровое. Не всякое и непредсказуемо. Во-вторых, различие между молчанием и паузой. Ненависть молчит, любовь держит паузу.
9 февраля 2021 года, 9:00, вторник. Беги, шашлык, беги! - 21:00. Отзеркаливание в живописи: душа XII века.
8 февраля 2021 года, 10:25, понедельник. Разуть глаза: в бессмертие входят босыми. - 21:00. 1607 год. Крестный путь Брейгеля — впадение в детство.
7 февраля 2021 года, 9:00, воскресенье. Бог за Сциллой и Харибдой. - 21:00. Есть ли связь между выбором конфессии, особенностями психологии и культуры? Реальность — страдание, которое творит. - VI век, история Агаты: совместимы ли любовь и несвобода? - Идеальный храм.
5 февраля 2021 года, 9:00, пятница. Окружайка и Бог.
4 февраля 2021 года, 9:00, четверг. Следующая станция — электростанция. - 21:00. Ленин как второй Грозный и первый Сталин.
3 февраля 2021 года. 8:30, среда. Ночь среди бела дня. - 20:30. Критики Меня: Александр Занемонец, 2010.
2 февраля 2021 года. 8 ч., 30 м, вторник. Вам вечную борьбу или вечную жизнь? - 20:30. Оккупационный режим?
1 февраля 2021 года. 8:30, понедельник. Очнуться в морге. - 20:30. Жить не по лжи или жить по правде?
31 января 2021 года. 8:30, воскреенье. «Солидарные смельчаки» или «бездумная толпа». - 20:30. Глядеть на часы или на Бога?Сапёры, вперёд! - Пропаганда Кремля, 2016 год: Ирина Великанова (музей Революции), Кирилл Титов, Никита Аникин против Польши и Украины.
29 января 2021 года, пятница. 8:30. От Гитлера до Путина: можно ли победить лукавство лукавством?
28 января 2021 года, четверг. 8 часов 30 мин. На грош амбиции. - 20:30. Экуменизм сильных и экуменизм слабых.
27 января 2021 года, среда. 8:30. Испытания? Какие испытания?! - 20:30. Экуменизм в сегодняшней России.
Диалог с Петром Воробьёвым. Учёный и автор научно-фантастический романов-антиутопий Петр Воробьёв, работающий в США, о смелости, штурме Капитолия, опасности деградации и возможности свободы.
https://www.patreon.com/posts/46734045 (без видео)
26 января 2021 года. 9:10, вторник. Куда идти вере? - 20:30.; Блохи нашей жизни.
25 января 2021 года, понедельник. Любимый есть, следовательно, я существую. - Условия коммуникации науки, веры, искусства: позиция Меня.
24 января 2021 года, воскресенье. Спаситель Джокер. - Политическая ситуация в России и в мире. - Дневниковое: после Воскресения.
22 января 2021 года, 8:30, пятница. Лепта Творца. 20:30. Христианский агностицизм. - 2021 год: сколько стоит квадратный метр Бога - Проповедь на Крещение, аудио: https://www.patreon.com/posts/46573850/.
21 января 2021 года, 10:00, Москва, четверг. Неоставленцы. - 20:30. Перевод 25 псалма и пояснения к переводу.
20 января 2021 года, 8:30, среда. Имя и долг. - 22:45 Президент сегодня не приедет. И не надо! - Мень: между жизнью и смертью. - Канселинг, бойкот, остракизм… Тайна маленькой дверки.
Слово, свобода, сила: три измерения истории. Беседа о трёх параметрах истории как единственной формы человеческой жизни. Ссылки в комменте. Микрофон отличный, но гулко. Видимо, п.ч. пишу в маленькой комнате даже без обоев, крашеные стены. Можно это поправить внешней звуковой платой, кто знает?
https://youtu.be/UTbJaNItZzQ - аудио плюс весёлые картинки.
https://www.patreon.com/posts/46450380 - аудио -
19 января 2021 года. 8 часов, 30 минут, вторник. Бог и море: комментарии к переводу 92 псалма. - Познать самого не себя.
18 января 2021 года. 8 ч. 30 м., понедельник. Пламя пожара и пламя старта. 20 часов 30 минут. Перевод литургии и пояснения к нему.
17 января 2021 года, 8:30, воскресенье. Ультра-Рождество. 20:30. Адельсоны и Блуфильды: любовь-казино и любовь-кейтеринг. - Дневниковое: новости. 1988 год в жизни о.А.Меня. «Закатный период» или «благословенная перестройка»? - Волевое безволие: Венедикт Ерофеев.
15 января 2021 года. 8 часов 30 мин., Москва, пятница. Бывший мытарь Матфей и бывший фарисей Павел. - Других авторов: Венедикт Ерофеев. Монолог ветерана. - Монолог трудяги. - Монологи покойника.
14 января 2021 года, Москва, 8:30, четверг. Когда каждый — Предтеча. - 20:30. Архаизмы и вера: искоренять, насаждать, терпеть? - Жизнь в зайцах: любовь-морковь, но морковь — не любовь. - Других авторов: Венедикт Ерофеев. Птичий остров. Сатирическая сказка.
13 января 2021 года, Москва, 8 часов 30 минут, среда. Быть или быть как никогда прежде? 20 часов 30 минут. Он до смерти работает, до полусмерти спит: греховна ли буржуазность. - Других авторов: Венедикт Ерофеев. Я - всё.
12 января 2021 года, Москва. 8 часов 30 минут, вторник. Бог Возмутитель. - 20 часов 30 минут. Абсолютность свободы слова. - Абсолютность противостояния злу.
11 января 2021 года, Москва, 8 часов 30 минут, понедельник. Совпадение небесное. - 21 час 56 минут: Алгебра гармонии: когда крест – счастье. Как отец Александр Мень поздравлял с Пасхой.
10 января 2021 года, Москва, 8 часов, 30 минут, воскресенье. Любовь – человекообразущий фактор. - 20 часов 30 минут. 6 января 2021 года: что штурмовали те, кто штурмовал Капитолий? - Запись прямого эфира - новости и ответы на записки - https://youtu.be/9rXXCDMqyjA. - Охлофобия: страх перед бунтом нелюдей. - Неудавшийся путч 6 января 2021 года. Заметки Иосифа Раскина. - Проповедь на Рождество: https://www.patreon.com/posts/46004422 - https://youtu.be/PXw8YYz-v3g.
8 января 2021 года. 8 часов, 30 минут. Пятница, Москва. Потерять веру? - Брюки или жизнь. - Как единство Церкви сопротивляется людям Церкви.
7 января 2021 год, четверг. Закон больших чисел и благодать единственного числа. - Наше всё — пелёнки, и пелёнки — наше всё - Зыбля Российская или «На кого же нас покинут»! - Карикатурист Игорь Поночевный.
6 января 2021 года, среда. Всё — причина свободы, и всё — причина рабства. - Заповеди блаженства как воспоминания о пережитом - Церковь — семья. Какая? - В защиту Одиссея от Путина.
5 января 2021 года, вторник. Сочтёмся любовью? - Кто наследил?! - Интернет и его хрип. - Спецоперация «Спокойно, Гундяев проиграл»: вброс Сергея Чаплина, январь 2021 года.
4 января 2021 года, понедельник. Вера по Символу веры: Читать, чтобы ходить.
3 января 2021 года, воскресенье. Юмор как дополненная реальность. - Между традицией и традиционализмом.
1 января 2021 года, пятница. Квест «Собери всех». - Катехизис в анекдотах. Вселенские отмазки.